"Князь Игорь" из Новой Оперы

Oct 07, 2013 09:34



Приземлившись в прекрасное по местоположению кресло, я принялась играть с мобилой.
Один из чек-иннов -   моей приятельницы :Tel Aviv Opera House - мне пришелся  по сердцу - да так, что я быстро-быстро настучала:
-Где ты сидишь?????
И - о боги - через минуту я увидела на беззвучном ужe экране: "Адда".
Нет, звонок был не из ада. И звонившую зовут не Адда, а Алла.
Сохраняя ее номер, я промахнулась, да и поленилась исправлять.
Алла - дирижер-хоровик, со многими исполнителями училаcь и дружила.
Потому она оказалась в партере, а я - на балконе.
A я хотелa делиться переживаниями-он-лайн, но не с кем было.

Тезисы:
1. Это не Рио-де-Жанейро.
2. Режиссер Александров не любит русский народ.
3. Бородин - побочный сын князя Гедианова.
4. Кончаковна - дочь хана, а не блядь полковая.
5.У меня есть еще уши, и я не сумасшедшая.


1. Общее впечатление от постановки напомнило, как одна моя подруга  молодости описывала себя:
- Смотрю я в зеркало. Вот глаза - большие и красивой формы... Вот маленький аккуратный носик... Вот губки - как раз нужного цвета...
Вот изящные ушки. Вот густые волосы...Почему же все вместе нехорошо ?
Хороший хор, хороший оркестр, хорошие голоса у солистов, известный режиссер.
Почему же оркестр с хором через раз не попадают в такт? Почему Кончаковна фальшивит и плавает? Почему так бестолково и скученно мечутся хористы, заученно воздевая руки и грозя пальцем в одном направлении?

2. Это очень тяжело смотреть. Мужская половина русского народа показана рванью и пьянью. Главное - напиться, поскабрезничать и найти в пыли гроши, что князь бросит.
Бояре и воины сдержанно-благородны. А простой народ - чернь, хуже, чем в "Борисе".
Хотя и князь Галицкий, недвусмысленно лапающий родную сестрy, не вызвывает симпатии.
Женская половина, наоборот, соблазнительна, блондиниста. Движения им выбраны почти джазовые, только длинные платья мешают.Есть  еще три горбуньи - то ли монашки, то ли колдуньи -  в покоях Ярославны, старик с посохом, появляющийся в ключевые драматические моменты  - образы известные,привычные, но здесь почему-то вызывающие досадное чувство, типа : о! давно не видели черных старушек! о, вот и старец пришкандыбал!

Кстати, в данной редакции опера кончается хором "Ох, не буйный ветер завывал". Нет никаких колоколов и радостей.
Оборванная и полубезумная Ярославна встречает Игоря - в облике нищего странника. И после жизнерадостно-шаблонного дуэта они возвращаются "собирать силы" - куда? На кладбище. Это, по-моему, самая удачная и сильная сцена. Хор мертвецов, рассказывающих о своей гибели. Тут хору никто не мешает своими маханиями, и они действительно прекрасны. Я слушаю и замечаю то, что раньше не слышала: те же гармонии и мелодические ходы, что в "Улетай" - хоре половчанок.

3. Бородин - великий, и его грузинские гены щедры, как и сами грузины. Да, и Римский-Корсаков приложил ручку... И Глинка...
Никак не умаляя вышеупомянутых - я их обоих нежно люблю -  только у Бородина я слышу топот копыт в ушах, и горы, и эхо.
И у Рахманинова.
Еще то, чего я не замечала :тема плача Ярославны - "Ах, плачу я" - несомненно, кавказская. Не только вокально, но и инструментами это показано. Дальше уже в партии есть и русские мелодические обороты, и общеевропейские. Но душераздирающее начало - это именно то, что нам преподавали на первом курсе под названием "Народное творчество народов СССР".
Также прежде незамеченное страстно-веристкое я познала в "О дайте, дайте мне свободу".
Да, Бородин- великий. Боюсь только, кучкисты много напортачили в партитуре, когда "заканчивали" оперу после его смерти.

4. Половцы - самая известная и самая яркая часть оперы.
Тут - раззудись плечо - столько красоты, и темпа, и зрелищности.
Было красиво, да. Шатры, мерцающие в полутьме,распуаксающиеся затем, как фонари... вообще много "алладинового" блеска.
В противовес путивльским оборванцам.
Моженя бы он точно купил, а Игорь только напился и пошел плясать вприсядку, пока не пришла "белочка", в виде того же старца.
Зато Кончаковна сразила всех!!! О бедные вязаные кипы, забредшие по незнанию...
Первоначально, глядя за бессловесными ее передвижениями, я решила, что это танцовщица. Которая будет танцевать танцы живота.
Потому, как развесистые по бокам и в области живота телеса были оголены профессионально над шальварами.
Это само по себе не вызывало большого эстетического удовольствия, а когда Кончаковна стала еще припрыгивать и пританцовывать, выпадая из лифчика, тут я и заерзала.
Но главное было впереди. Во время дуэта с Владимиром Игоревичем - довольно щупленьким, кстати - она вдруг повалила его навзничь и оседлала!!!!
Как он уцелел - не знаю! Потом она еще несколько раз вставала перед ним на колени, как блудный сын. но явно сдругими целями.
И он-таки не устоял!
В любом случае, там было столько невольниц - в т.ч. и "чага, из-за Каспия"...Владимир не проиграл.
А поскольку и Юрий Долгорукий, и Святополк, и парочка других до него уже женились на ханских дочках, то ничего одиозного я тут не вижу.

5.Возвращаясь к качеству исполнения.
Оркестр не попадал ни к хору, ни к солистам.
Я думала, как всегда, что это акустика такая на балконе.
Потому, спустившись к Адде, я деликатно спросила, как там у них, в шестом ряду.
И Адда меня успокоила.
-Дирижер - сказала она - криворукий.
И слезы радости излились , и камень упал.
Оперный зал оправдан.
Это такой дирижер.

Зато я видела мужа своей московской подруги.
Вот она спросит сейчас: а как ты его узнала?
А я отвечу: я и не узнала. Я просто всю деревянную и медную группы видела со своего места , как на ладони.
Previous post Next post
Up