Сэм Харрис. Пробуждение.

Sep 04, 2014 09:15



В начале сентября в США планируется выход из печати новой книги Сэма Харриса "Пробуждение". Сэм Харрис известен как автор бестселлера "Конец веры", опубликованного в 2004 году. Предваряя выход в свет своей новой книги, автор публикует в своем блоге первую главу "Пробуждения". Ниже приводятся отрывки из первой главы, полный текст которой на английском языке можно прочитать здесь: http://www.samharris.org/blog/item/chapter-one
--------------------------------------------------
"Двадцать процентов американцев характеризуют себя как "духовных, но не религиозных". Хотя такие заявления раздражают в равной мере как верующих, так и атеистов, отделение духовности от религии кажется вполне разумным. Таким образом утверждаются одновременно две важные идеи: (1) наш мир опасно расколот религиозными доктринами, которые все образованные люди должны осудить, и (2) однако в человеческом существовании есть нечто большее, чем то, что обычно предполагают наука и светская культура. Одна из целей этой книги дать эмпирическое и интеллектуальное обоснование этим двум идеям.
...
В течение многих лет я был громким критиком религии, но я не буду заниматься тем же самым хобби здесь. Я надеюсь, что я был достаточно энергичным на этом фронте, так что даже самые скептически настроенные мои читатели поверят мне, что мой детектор всяческой чуши и ерунды хорошо откалиброван для того, чтобы продвигаться по этой новой территории. Возможно, следующее заверение будет соответствовать данному моменту: ничто в этой книге не должно приниматься на веру. Хотя в фокусе моего обсуждения находится человеческая субъективность - в конце концов, я говорю о самой природе человеческого опыта - все мои утверждения могут быть протестированы в лаборатории вашей собственной жизни. Фактически, моя цель - подбодрить вас сделать именно это.
Авторы, которые пытаются наводить мосты между наукой и духовностью, обычно совершают одну из двух следующих ошибок. Ученые обычно начинают с обедненного взгляда на духовный опыт, полагая, что это всего лишь особый способ с помощью преувеличений описывать обычные состояния сознания - родительскую любовь, художественное вдохновение или трепет перед красотою ночного неба. Примерно в таком ключе удивление Эйнштейна постижимостью законов природы может восприниматься как своего рода мистическое озарение.
Мыслители движения Нью Эйдж обычно впадают в другую крайность. Они идеализируют измененные состояния сознания и выстраивают особые связи между субъективным опытом и причудливыми теориями современной физики. Здесь нам говорят, что Будда и другие созерцатели предвосхитили современную космологию или квантовую механику, и что, превосходя чувство собственного "я", человек может осознать тождественность с Единым Сознанием, которое порождает целый космос.
В итоге нам приходится выбирать между псевдодуховностью и псевдонаукой.
...
Духовность нужно отличать от религии, потому что люди в каждой религии и даже за пределами религий проходят через один и тот же тип духовных переживаний. Хотя эти состояния сознания интерпретируются обычно через призму той или иной религиозной доктрины, мы знаем, что это ошибка. Ничто из того, что может пережить христианин, мусульманин или индуист - безграничная любовь, экстаз, блаженство, внутренний свет - не представляет собой доказательств в поддержку их традиционных верований, потому что их верования логически несовместимы друг с другом. Здесь должен быть задействован более глубокий принцип.
Этот принцип и является предметом данной книги - то чувство, которое мы называем "я", является иллюзией. Не существует какого-то отдельного "я", или "эго", живущего в лабиринте нашего мозга, подобно Минотавру. А то чувство, которое есть, - ощущение расположения где-то позади наших глаз и выглядывания во вне, в мир, который является чем-то отдельным от нас самих, - может быть изменено или даже полностью исчезнуть. Хотя такой опыт "самопревосхождения" обычно воспринимается в религиозных терминах, в принципе, в нем нет ничего иррационального. Как с научной, так и с философской точек зрения он представляет собой более ясное понимание того, как все устроено на самом деле. Углубление этого понимания и многократное прохождение за пределы иллюзии самости - это то, что понимается под духовностью в контексте этой книги".

Сэм Харрис

Previous post Next post
Up