Недоверие к науке

Jul 12, 2016 15:27



В своей статье в журнале "Нью-Йоркер" Атул Гаванде, хирург и исследователь, размышляет о роли науки и о том недоверии к ней, которое встречается в современном обществе. Сутью научного подхода к познанию действительности является критическое мышление, которое выдвигает гипотезы и проверяет их на соответствие фактам. Для того чтобы обладать научным складом мышления недостаточно просто заменить религиозные догматы на набор научных истин. Автор цитирует известного физика Эдвина Хаббла, который сказал, что ученый имеет "здоровый скептицизм, осторожные суждения и дисциплинированное воображение". Причем относительно не только идей, выдвигаемых другими людьми, но и относительно своих собственных мыслей. Объяснительные модели науки всегда приблизительны, наше знание никогда не будет полным, и в любой момент могут появиться факты, которые будут противоречить нашим теориям.

Несмотря на то, что наука на протяжении всей истории человечества доказывала свою эффективность, даже в современном обществе есть вещи, которые вызывают у людей недоверие, хотя они и подтверждены обилием фактом. Так некоторые люди продолжают ошибочно считать, что детские вакцины вызывают аутизм, разрешение на ношение оружия делает общество безопасней, ГМО опасны для здоровья, и никакого глобального потепления не существует. Данная ситуация объясняется недоверием не к науке как к методу, а к научному сообществу, которое олицетворяет науку. Социологические исследования в США показывают, что с 1974 г. по 2010 г. доверие к научному сообществу падало несмотря на рост уровня образования в стране. В качестве поддержки для своих убеждений люди прибегают теперь не божественным откровениям, а к "авторитетным" мнениям ученых, непризнанных научным сообществом. Это порождает то, что можно назвать псевдонаукой. Для псевдоученых характерны вера в то, что научный консенсус является результатом заговора с целью подавить конкурирующие точки зрения. Они часто опираются на заключения ложных экспертов, которые не являются экспертами в данной области. Они выборочно используют данные и исследования, чтобы создать ложное представление о необоснованности господствующих научных взглядов на проблему. Они опираются на ложные аналогии, допускают логические ошибки и требуют от других точности и определенности, которых не достигают сами.

Поразительным является также тот факт, что попытки исправить ненаучные убеждения путем их разоблачения нередко вызывают усиление ошибочных убеждений. Неверные идеи, включенные в сознании в общую модель мира, с большим трудом поддаются корректировке.

Научное знание стало настолько обширным, что никто не может быть специалистом во всех областях. Необходимо не просто повышать эрудицию, но уметь отличать надежную информацию от ненадежной. Наука это коллективный проект и ученые опираются в своих выводах на данные, полученные другими учеными. Именно это доверие делает науку столь эффективной, поэтому так важно поддерживать в научном сообществе механизмы самокоррекции. Образование сегодня должно концентрироваться не столько на знаниях как таковых, сколько на методах и процедурах эффективного поиска знания, на которых основана наука.

Источник: http://www.newyorker.com/news/news-desk/the-mistrust-of-science

образование, наука, просвещение

Previous post Next post
Up