процесс как песня о себе самом

Dec 20, 2011 18:05

Ребенок слушает музыку (кажется, "Зиму" Вивальди) и как зачарованный смотрит на осциллограмму на экране компьютера. Ему интересно.

И я его, опять же, отлично понимаю! Мне тоже интересно: эта дрожащая линия, если только она достаточно быстро обновляется (а так и есть) - так непосредственно связана со звуком, что даже не ему в целом, а самому неокортексу - хочется проникнуть в связь, и "понять" - воссоздать, научиться предвидеть...

Но не только это. Осциллограмма привлекает внимание к структуре самого звука, самого отдельного тембра, к его внутренней жизни, внутренним отношениям, напряжениями, присущим тому, что этот звук породило: струне, скрипке, музыканту... Длящуюся и меняющуюся драму тембра, его внутреннего, собственного значения.

(
Досадно, что между звуком и изображением компьютер. Аналоговые осциллоскопы тут были бы куда лучше - живые и быстрые, как сама струна. Они изображали бы звук непосредственно, физически естественным образом..
)

Я где-то уже высказывал предположение, что эмоциональное восприятие циклических динамических процессов - звука (тембра), музыки, ритма, циклических движений и танца, и пр. - единообразно связано с математическим характером колебаний и может быть предсказано по их математическому описанию.

Наверно, меня интересует эта тема потому, что циклические процессы субъективно кажутся мне очень выразительными, и обладающими большой выразительной силой в искусстве. (например, я не люблю компьютерную анимацию,в частности, потому, что там редко выполнена физика, не переданы (точнее - хуже того - намалеваны искусственно) инерция, напряжение и сопротивление материала. Особенно это разит, когда процесс циклический: орлы там или всякие драконы, имхо, всегда крыльями машут как-то фальшиво.)

Зато даже простые процессы, если они полно и честно переданы - почему-то производят на меня сильное действие. Как у Бродского: "звук трубы выписывает эллипс за океаном" - так и видится: экран осциллоскопа и перегибающаяся , дрожащая, колеблющаяся сообразно звуку, живая и нервная, волнующая своей устойчивостью-неустойчивостью, своей чувствительностью, светящаяся петля, фигура на нем, прочерчиваемая этим звуком и еще одним, догоняющим его и синхронизирующимся с ним процессом. Это, мне кажется, была бы целая поэма - как эти процессы "один за другим, прижимаясь к седлу"..

По сравнению  с этим любая музыка - сложнейшая, абстрактнейшая система отношений между процессами. Но и сам ее элементарный кирпич - звук (даже субэлементарный, потому что музыка - это все-таки интервалы, соотношения звуков) - это тоже маленькая, более простая, но тоже полная сложных отношений и смыслов драма. Особенно голос или звук, тембр которого гибко меняется, успевая выражать то, что хочет выразить музыкант...

Это я к тому, что, подобно краскам и словам, и звук, и движение  -  имеют собственную ценность и собственное значение..., собственное внутреннее "эстетическое содержание".

Или вот "голос машины": приятный или неприятный шум при езде: присвист, когда двигатель легко, как бы с радостью, отдает свою мощность, или натужный гул, перегрузка, вой, или перебои, досада, нелепость отдельной случайной неисправности..

PS
Мне сильно кажется, что эмоциональное восприятие циклических динамических процессов вполне предсказуемо из математики этих процессов. - если к этой математике приложить  несложные психоаналитические и когнитивно-психологические представления. Достаточно описать эти процессы в терминах "напряжения-расслеабления" и "удовольствия-неудовольствия" (атрибуцировать, сопоставить, присвоить им психологическое содержание -  что и делает психика самопроизвольно, перенося на них опыт, полученный в других условиях) и вспомнить о том, что эти переменные в психике человека бывают связаны друг с другом как производная с первообразной. Ребенок чувствует настроение матери по характеру укачивания, слушатель может оценить тембр широким спектром эмциональных эпитетов типа: легкий, надрывный, отчаянный, цельный, мощный и пр.., механик по звуку чувствует состояние агрегата и режим его работы - и может описать его уже не только в эпитетах, но и
содержательно: перегруженный агрегат, неправильно настроенный агрегат, исправный агрегат...
работающий на расплав и белугой воющий агрегат...

Всякий раз эмоционально воспринимается именно физика процесса, а различия в
эмоциональном восприятии определяются только характером атрибуции процессу психологического содержания - тем, что человеку от процесса нужно, полезно.
Поэтому одинаковые изменения в форме колебаний, независимо от частоты и характера процесса, приведут, как я предполагаю, к одинаковым изменениям его "эмоциональной окраски" - будь то звук или качание колыбельки, или движения при половом акте.
Физические процессы, особенно циклические, волнуют человека и являются средством выражения его состояния (голос, движения), как мне кажется, потому, что естественное взаимодействие людей на биологическом уровне основано на циклических процессах - начиная от сосательных движений при кормлении грудью. А это, в свою очередь, связано с психофизиологичей: статичное вызывает привыкание-обучение и перестает репрезентироваться психикой: чтобы что-то длилось, оно должно меняться - будь то ощущение или моторная реакция..

Так что природа эмоциональной реакции на динамический процесс и ее зависимости от характера процесса - представляется вчерне понятной и строго предсказуемой...

психофизиология, странное, психодинамически, когнитивная психология, сверхценная идейка

Previous post Next post
Up