Старшему ребенку задали в пятом классе прочитать Муму и написать, значит, сочинение, что взволновало. Бегло перечитал, чтоб можно было обсудить, получил неожиданное чувство свинцового ужаса тотальной зависимости; ужас как от существования в качестве каких-то вуду-зомби, «лишенных своего я», и хуже всего - знакомость следов (или аналогов) этого
(
Read more... )
Это я все к тому, что высказаться нетривиально и детям, и студентам, и взрослым - гораздо сложнее, чем чувствовать и передивать нетривиально. И в этом смысле литература может как-то действовать внутри, но снаружи это не обязательно видно. Инфантильность тут, может быть, в каком-то смысле и в плюс: незнание "стандартных" правил игры освобождает от шаблона, которые они имплицитно содержат.
Впрочем, с другой стороы.. Трудно отличить немоту, напроненную смыслами от совершенно пустой.
Reply
Reply
Вот я тут задумался: сегодняшние идеальные представления более противоречивы или менее, чем некоторые идеалы прошлого.. С одной стороны кажется (ну, издали всегда так кажется), что были эпохи и культуры с очень цельными и простыми идеалами. Правда, они были при этом и довольно категоричны и практически невыполнимы, и каким-то образом люди вынуждены были мириться с этим, сегментировать их приложение к практической жизни, держать несочетаемое оттельно, выгораживать слепые зоны.. (только вдуматься: скажем, определены действия (например, "прелюбодеяние") в результате которых весьма вероятно было, грубо говоря, "попасть в ад". Если бы не сегментированность и слепые зоны, если действительно ясно это понимать, то под осознанной угрозой ада лет (в среднем) через пару десятков... - кто бы стал прелюбодействовать...)
Поэтому я не уверен, создают ли эклектичные, надерганные из "лучшего" (самого "красивого") по всем культурам, сословиям и временам, нынешние идеалы - создают ли они большую сегментированность в головах людей, чем идеалы прошлых эпох.
Кроме того, отношение к идеалам меняется.
Современная культурная норма предполагает множественность и определенную свободу комбинирования культурного наследия и новых каких-то индивидуально нащупываемых стратегий, и, главное, мне кажется, все-таки меньше предполагает ориентирование на собственно идеалы (может быть потому, что, во-первых, становится понятна противоречивая (притом лоскутная) природа всякого идеала, т е становится видно, что он недостижим не только практически, но и в прниципе, и тем самым перестает быть идеалом.. , а во вторых, мне кажется, вообще как-то люди все менее склонны мыслить в полярных терминах вроде идеалов. (Это иногда называют прагматизмом, и считается, что это как-то утилитарно и плохо, но мне кажется, это скорее склонность к синтезу и сложности: вместо одной оси, уходящей в направлении бесконечно удаленного единого идеала - множество разнонаправленных задач, которые надо как-то мирить и совмещать друг с другом..).
Reply
ЗЫ: я не сторонница сословности, если что. Я упоротая демократка.
Reply
Reply
Reply
Мне вспоминается какая-то брошюрка типа "Как воспитывали русского дворянина" в деревенском домике позднего СССР или ранних 90х, рядом с "Семьей и школой", "Огоньком", а заодно какими-то новыми на тот момент непонятными глянцевыми журнальчиками... Я тогда о том же думал: "какая каша, причем тут именно дворянин"
Меня не покидает ощущение, что эта нынешняя скученность норм и идеалов появилась настолько и тогда, насколько и когда стала, так сказать, технически (и экономически) возможна, когда появилось свободное время, безопасность, всякие удобства жизни, деньги, сама возможность пытаться "сочетать лучшее", хотя бы и несочетаемое. Впрочем, это не значит, что монокультурность сословий прошлых эпох - это следстаие отсутствия возможностей к поликультурности.. Что-то я не соображу, в чем тут дело: проблема свободы выбора, "мук выбора"? Что-то я замечаю, что, как ни начну, приходу к Бегству от свободы Фромма..
С наступающим!
Reply
Вас также поздравляю!
Reply
Leave a comment