А я тут вот о чем подумал, дорогие отсутствующие читатели: да, в общем-то, все о той же хуйне, о которой думаю каждый год в начале февраля. Все годовые топы получаются неактуальными, поскольку шквал прошлогодних пиздатостей не знает границ, и, наверное, вообще стоило бы ввести такое правило - каждый год пересматривать топы за все предыдущие годы. То есть год такой типа заканчивается, и ты обязан перебрать записи за предыдущие годы сознательной жизни, чтобы навести порядок в своих топах - авось уже неактуальны. Ага, поэтому я тут понял, что надо срочно свалить в эту затхлую, забытую всеми дыру информацию о еще пяти замечательных пластинках из 2102 года - СРОЧНО, ПОКА ЭТИ ЕБАННЫЕ ПЛАСТИНКИ НЕ СОЖРАЛА МОЛЬ И ПЫЛЬ.
404 мега музла Stein Urheim «Kosmodoli» (Hubro)
В прошлом году я открыл для себя довольно интересный норвежский лейбл под названием Hubro (совместная пластинка 1982 и BJ Cole из моего топа как раз оттуда); специализация у него, как мне кажется, довольно близка к старому доброму Rune Grammofon. Правда, с той лишь разницей, что Граммофон периодически выказывает тягу к нездоровому старперскому прогу, а Hubro - к фолку и блюзу. Дебютная пластиночка Стейна Урхейма эту направленность как раз и демонстрирует. По своему духу Урхейм не напоминает абсолютно ни одного джазового или авангардного артиста из Норвегии - вместо заполярной беспросветности в музыке Стейна царит чуть ли ни гавайская безмятежность. Гитара, мандолина и губная гармошка творят в этой записи какие-то чудеса - музыкальная картинка здесь меняется от блюза и кантри до пост-бопа и почти что нойз-рока. Вялый и идущий вразвалочку, он то растекается в жиденькие мандолинные переборы, то, вдруг обнаружив сладенький мажорный аккорд, цепляется за него и всячески видоизменяет, доводя созданную блюзовую фигуру до какой-то эйфорической вершины. Ну и приятно то, что эту пластинку можно слушать как на фоне, так и вполне осознанно и вдумчиво - цепляться тут есть за что.
Seahawks «Aquadisco» (Ocean Moon)
«Психоделичный яхт-рок, палубный шугейз, вибрации туманного пляжного попа и маринный дроун» - так характеризуют свою музыку ребята из Seahawks. По этим словам можно было бы подумать, что перед нами очередной балеарик-проект из Швеции, звучащий как обезжиренные и прищурившие от ярких солнечных лучей глаза New Order, которых (и балеарик-проекты и New Order) я, кстати, очень люблю. Но тут история совсем немного о другом: двое мужиков в возрасте лет сорока занимаются дайвингом по накурке, без кульминаций и припевов, но зато с дилеем, обволакивающим басом и слегка размытыми диско-ритмами. Это даже не столько музыка, сколько саунд-дизайн - только вот если в привычном понимании саунд-дизайн лежит где-то в плоскости эмбиента, то здесь происходит смещение в направлении диско. Впрочем, название группы и альбома и без того уже все сказали.
Ryan Blotnick «Solo, Volume I» (самиздат)
Райан Блотник, американский джазовый гитарист, расхваленный аж New York Times, в конце прошлого года слил в сеть свой новый альбом. Самым интересным обстоятельством оказалось то, что Блотник предпочел на этот раз действовать в одиночку: ни там барабанов, ни кларнетов, ни саксофонов. Вооружился двумя гитарами, акустической и электрической, и пустился импровизировать. На выходе получился как будто бы фолк, но только какой-то заковыристый, намеренно усложненный и нарушающий правила игры. Вроде бы вот-вот взгрустнуться должно, ан нет - плотник как возьмет да ударит по черным клавишам своей гитары, добавив атональной грязцы и асимметричности. И начнет повторять возведенную им причудливую фигуру, зомбируя слушателя, который вроде бы и заинтересован, но в то же время как-то совсем уж неловко чувствует себя на фоне одинокой гитары, соседствующей с тишиной и возней самого артиста (прекрасная запись позволяет услышать все шорохи и прикосновения пальцев к струнам). Всем любителям минимализма, хитрожопых форм джаза и сольного звучания гитары посвящается
Gareth Dickson «Quite A Way Away» (12k)
А почему я так нагло не добавил Гарета Диксона в основной топ, я вообще не понимаю. Если на лейбле 12k выходит альбом певца, одиноко играющего на гитаре, то такой пластинке априори гарантирован статус платиновой. 12k всегда славился выпуском очень стройного ландшафтного эмбиента, то напоминающего о норвежских горах, то о безграничных морских глубинах, то об электричестве в проводах, - поэтому ожидать унылого и безыдейного фолка я даже и не думал. Аккуратные гитарные переборы создают здесь какое-то очень странное настроение - тревожное, взволнованное, а местами и вовсе попахивающее мистицизмом. Говоря «аккуратные» я имею в виду все - и сдержанность мелодий, и методичную повторяемость, и некоторую машинальность музыки. При этом голос Гарета находит в этой записи свое место, лирично, но все так же сдержанно подчеркивая настроение пластинки. Где-то мистицизм и странность даже спадают, и музыка вдруг превращается чуть ли не в Kings of Convenience («This is the Kiss» прямо вот очень-очень напоминает). А иногда голос и вовсе исчезает, и музыка становится похожей на ветер. Причем я не высирал этот оборот от безыдейности - я, правда, так думаю. Послушайте «Happy Easters» и только попробуйте не согласиться.
Pill-oh «Vanishing Mirror» (Kitchen)
Ну и напоследок самое трогательное. В конце прошлого года на молодом сингапурском лейбле Kitchen вышла пластинка греческого дуэта Pill-oh, абсолютно ничем не удивительная и не запоминающаяся. Афинянин по имени Хайр Кроник и афинянка Зиновья Арванитайди, судя по всему, вдохновлялись творчеством дефолтных для юных неоклассиков артистов : от Нильса Фрама и ранних Balmorhea до Яна Тирсена и французских импрессионистов. Инструментальная меланхолия в сочетании с предельно аккуратной и незаметной электроникой, названия песен в духе «February Tale» и «Fields of Yellow Leaves» - то, что подход у ребят очень простой, бросается в глаза почти сразу. Однако, если при первом прослушивании возникает ощущение, что это лишь одна из тысяч подобных пластинок, то уже на пятый раз мелодии начинают казаться родными и теплыми, а снобизм улетучивается прочь. Тем более февральские дни просто обязуют слушать такую музыку.