Ритуалы преподавателей Гарвардской школы бизнеса

Apr 12, 2023 11:28

«Многие известные музыканты и спортсмены используют определенные ритуалы до начала выступления. Одни съедают пирог, другие молятся, третьи - надевают на себя элемент одежды красного цвета. Кейсовая дискуссия на программе MBA в бизнес-школе - не одно и тоже, что и концерт на многотысячной арене, но также часто вызывает беспокойство». Несколько преподавателей Гарвардской школы бизнеса рассказали, какие ритуалы используют в ходе обучения студентов на программе MBA.

Профессор Гарвардской школы бизнеса Mike Norton, например, когда идет на занятия, всегда берет с собой кожаный биндер (органайзер), который ему подарил отец 25 лет назад. В биндере есть учебный план, всегда написанный на желтой бумаге. Профессор берет биндер на каждое занятие, которое когда-либо проводил в бизнес-школе. Этот ритуал помогает сосредоточиться до начала кейсовой дискуссии и успешно ее провести.

Mike Norton много лет исследовал тему влияния ритуалов на человеческое поведение. Возник вопрос, может ли ритуал до выступления влиять на уровень беспокойства человека. Было проведено исследование, в ходе которого две группы участников попросили спеть караоке и измеряли показатели биения сердца и навыки исполнения. Оказалось, что участники группы с предварительным ритуалом испытали меньше стресса, лучше и уверенней исполнили мелодию. В ритуалах существует элемент контроля. Методичность в ритуалах дает чувство большего контроля за вещами, что если сделать привычный набор шагов, то это улучшит контроль и способность решить вопрос, который необходимо решить.

Ассошьейт-профессору Гарвардской школы бизнеса Eva Ascarza ритуалы помогают полностью сосредоточиться на кейсовой дискуссии. Ассошьейт-профессор в обязательном порядке распечатывает свои «логистические» документы: список задач; предметы, которые необходимо взять на занятие; вещи, которые нужно запомнить или попрактиковать произношение; список студентов, которые будут вызваны в этот день методом cold call. Eva Ascarza также пишет план занятия на доске. Как только класс начинается, ассошьейт- профессор на него больше не смотрит, но важно, чтобы он там был. В классе у преподавателя также есть несколько ритуалов, которые она соблюдает: например, приветствует студентов и говорит: «Доброе утро, как дела?».

Профессор Гарвардской школы бизнеса Jan Rivkin говорит, что ритуалы помогают ему наслаждаться неизбежной, желаемой неопределенностью кейсового метода обучения. За 25 лет преподавания в бизнес-школе профессор выработал привычку запоминать что-то одно о каждом студенте. За неделю до начала нового курса Jan Rivkin заполняет таблицу с фамилией каждого студента и различными данными о нем: где учился, работал, как правильно произносится фамилия и т.п. Затем преподаватель пишет фамилию каждого студента и один факт о нем на пустом плане рассадки студентов в классе. После этого профессор берет другой пустой план рассадки и старается заполнить его, не подсматривая в первый план. Затем повторяет снова, и снова, и снова, пока все не будет правильно. За неделю до занятия это делается каждый день. Польза подобных действий очевидная: запоминаются вещи, которые касаются того или иного кейса; лучше запоминается то, что говорят люди, если есть какая-то предварительная информация о них; напоминает о том, насколько великолепный состав студентов подобран в бизнес-школе, и какая честь преподавать таким студентам. Идя на занятие, профессор вспоминает одну важную цель класса. В классе ритуалы продолжаются: кейс, слайды, план рассадки, план на доске всегда находятся на одном и том же месте на столе. Например, напиток находится слева, а разноцветный кусок мела справа.

mba, Гарвардская школа бизнеса, ритуал, кейсовый метод обучения, mike norton, кейс, jan rivkin, eva ascarza

Previous post Next post
Up