Как время и ситуация влияют на процесс коммуникаций

Dec 13, 2021 10:16

Стэнфордский почетный профессор психологии Philip Zimbardo стал широко известен благодаря «Стэнфордскому тюремному эксперименту». В интервью профессор, которого еще называют Dr. Z, рассказал, как время и ситуация влияют на процесс мышления и коммуникации.

Социальные психологи считают, если мы хотим понять собственное поведение и поведение других людей, первое, на что нужно обратить внимание, - какова ситуация, в которой мы действуем и ведем себя. А затем мы хотим узнать как можно больше о ситуации.

В своих исследованиях Philip Zimbardo изучал парадокс времени - как время управляет нами, как мы можем управлять временем, как люди относятся к прошлому, настоящему и будущему. В конце «Стэнфордского тюремного эксперимента» профессор начал размышлять о психологии времени, о том, как мы подразделяем на категории события из жизни. Когда мы думаем о прошлом, что мы помним - хорошее или негативные моменты? Когда мы думаем о будущем - наполнено оно надеждой или беспокойством? В этой связи профессор разработал специальный опросник Zimbardo Time Perspective Inventory (ZTPI), который позволяет предсказать поведение человека лучше, чем что-либо еще.

Опросник ZTPI определяет, на каких различных аспектах прошлого, настоящего и будущего люди стараются фокусироваться, и состоит из 56 вопросов-утверждений, на каждый из которых дается 5 вариантов ответов (полная неправда, неправда, нейтрально, правда, полная правда).

Пройдя опросник, получил вот такие результаты:
  • Прошлое-негативное: 3.60 (такой результат примерно у 80 % людей)
  • Прошлое-позитивное: 2.22 (такой результат у менее 10 % людей)
  • Настоящее-фатальное: 2.89 (такой результат примерно у 85 % людей)
  • Настоящее-гедонистическое: 2.33 (такой результат у менее 1 % людей)
  • Будущее: 3.69 (такой результат у 80 % людей)
  • Абстрактное будущее (определяется по результатам дополнительного теста TTPI)
В расшифровке к результатам теста сказано, что средний результат у людей, сдавших тест, по «прошлое-негативное» составляет 3.0 (в идеале - 2.1), «прошлое-позитивное» - 3.22 (3.67), «настоящее-фатальное» - 2.33 (1.67), «настоящее-гедонистическое» - 3.93 (4.33), «будущее» - 3.38 (3.69).

В качестве примера в своей книге «Парадокс времени» Philip Zimbardo приводит эксперимент с зефирками. В эксперименте группе 4-х летних детей дали по одной зефирке, и они могли скушать ее немедленно или подождать немного и получить две зефирки. Одни дети сразу же скушали зефирку, но другие дети смогли сдержать желание скушать зефирку немедленно. Дети, которые сразу скушали зефирку, ориентируются на настоящее, а дети, которые смогли сдержать желание скушать зефирку немедленно, ориентируются на будущее. Когда детям исполнилось 18 лет, их снова проинтервьюировали и нашли поразительные различия у детей, ориентированных на будущее и на настоящее. Например, результаты по тесту SAT у первых были на 250 баллов выше, они лучше работали под давлением, сотрудничали друг с другом, были уверенны в своих действиях. Вторые же показали нерешительность, перемену настроения, проявляли ревность и зависть.

В своих выступлениях Philip Zimbardo рассказывает, что мы начинаем свою жизнь, когда начинаем сосать соску, полностью как «настоящее-гедонистическое». Дети совершают действия и не думают при этом о последствиях. Дети умирают в основном от несчастных случаев. Дети играют для забавы и немедленного удовольствия, а не для того, чтобы научиться лидерским навыкам. Как только забава проходит, детям становится скучно, а как только становится скучно - дети прекращают этим заниматься и начинают делать что-то новое. Друзья - радость для людей, ориентированных на настоящее. Для «настоящее-гедонистическое» характерно наличие большого количества друзей, поскольку людям нравится быть с вами, так как вы -забавный, компанейский человек, и вы находитесь в данном моменте времени. Когда подростки играют в видеоигры - попадают в ловушку настоящего момента времени. Время останавливается во время игры в казино, там нет часов и окон. Люди, которые проектируют казино, хотят, чтобы вы оказались в ловушке в этом моменте. Посетителям казино приносят еду, напитки и хотят, чтобы вы оставались за игральным столом или автоматом. Далее, зависимость (секс, еда, игромания и т.п.) происходит из-за того, что человек находится в настоящем моменте времени. Все виды зависимости хороши только в первый раз, а затем вы умираете и т.п. В первый раз это нормально делать, а потом появляется зависимость.

коммуникации, парадокс времени, Александр Ветелкин, Стэнфордский тюремный эксперимент, тест ZTPI, Стэнфорд, мышление, philip zimbardo, Зимбардо

Previous post Next post
Up