Для многих людей самая сложная часть выступления или презентации - начать. Студенты Стэнфордской высшей школы бизнеса, в том числе, Чингиз Джуманазаров (Chyngyz Dzhumanazarov, MBA Class of 2020) в
видеоролике на сайте youtube поделились рядом эффективных способов, как привлечь внимание аудитории с самого начала, ведь «второго шанса произвести первое впечатление не будет».
Как многие люди начинают выступление? Привет всем, меня зовут так-то, я работаю или учусь там-то, хочу рассказать о том-то и т.д. Так начинать презентацию не нужно.
Существует формула первых 90 секунд - у вас есть примерно 90 секунд, чтобы привлечь внимание аудитории к своему выступлению. Формула начинается со стратегий открытия презентации (Opening Gambit). Это может быть вопрос к аудитории в самом начале, рассказ истории, чтобы немедленно захватить внимание присутствующих в зале. Несколько стратегий открытия можно объединить. В книге выпускника Стэнфорда Джерри Вейссмана (Jerry Weissman) «Presenting to Win» приведено 7 стратегий открытия:
- Anecdote (очень короткая забавная история). Небольшая человеческая история. Она эффективна, поскольку у людей есть данная им от природы тенденция интересоваться другими людьми, заботиться о них. Таким образом, можно оживить потенциально скучную тему выступления.
- Question (вопрос к аудитории). Вопрос вызывает немедленный ответ и захватывает внимание присутствующих, аудитория размышляет, как ваше послание ее касается. Например, можно попросить аудиторию помочь вместе сосчитать до 15-ти. Или «добрый день, дамы и господа, кто знает, как называется…?».
- Factoid (простая статистика, малоизвестный факт, утверждение, основанное на фактах). Можно привести рыночные тренды, демографические тренды, показатели роста рынка, экономический тренд, с которым аудитория мало знакома. Например, такому-то человеку нужно 60 минут, чтобы провести отличную презентацию. Такие факты должны напрямую касаться главной темы вашей презентации. Чем больше такая информация удивляет и производит впечатление на аудиторию, чем более она необычная - тем лучше.
- Quotation (цитата). Информация о вашем бизнесе из достоверного уважаемого источника, позитивный комментарий о вас, вашем продукте, услугах, например, из Wall Street Journal.
- Aphorism (афоризм).
- Analogy (аналогия). Это сравнение двух кажущихся несвязанными между собой вещей. Чем проще и яснее аналогия - тем лучше.
- Retrospective/prospective (взгляд в прошлое/будущее). Позволяет направить мысли аудитории в другом направлении от настоящего времени.
Но стратегии открытий - еще не все, что нужно, чтобы начать выступление. Вы сильно начали, привлекли внимание аудитории, попросили выключить мобильные телефоны как во время полета. Теперь, как пилот, вам нужно сказать аудитории куда летит ваш самолет и почему людям не нужно двигаться к выходу из летательного аппарата. Это можно сделать двумя способами.
1. Unique Selling Proposition (USP, уникальное продажное предложение). В контексте выступления - это как питч в лифте (elevator pitch, короткая презентация). В нем вы говорите аудитории, о чем собираетесь рассказать, и почему то, о чем вы собираетесь рассказать, представляет для них ценность. Это питч в лифте и поэтому он должен быть коротким - одно-два предложения. Таким образом аудитория вовлекается в процесс, поскольку чего-то ожидает от выступающего.
2. Proof of Concept (PoC, доказательство концепции). Применяется опционально. Это то, насколько вы убедительны: почему аудитория должна вас слушать, что в вас есть такого особенного, что дает вам право рассказывать о теме, которую вы собираетесь представить в своем выступлении. Здесь можно, например, рассказать о своих успехах в прошлом. Например, в прошлом году мы продали 15 млн. единиц нашего продукта и в этом году собираемся повторить этот результат. Таким образом, эффективно используя USP и PoC вы привлечете внимание аудитории во время своего выступления.
Теперь нужно научиться, как начать свою презентацию. Чего нельзя делать:
Во-первых, никогда нельзя начинать презентацию с представления самого себя или рассказывать о компании, в которой работаете.
Во-вторых, не нужно начинать с шутки. Всем нравятся хорошие шутки, но почти невозможно предсказать успех или провал той или иной шутки.
В-третьих, не нужно использовать банальные избитые цитаты. Например, У. Шекспира, Б. Франклина и других известных людей. Такие цитаты можно использовать лишь в том случае, если они очень специфично относятся к деятельности вашей компании.