Между профессиональными спортсменами и успешными бизнес-лидерами можно провести множество сравнений. И те, и другие демонстрируют уверенность в себе, мотивацию, упорство и фокус. О том, чему бизнес-лидеры могут научиться у спортсменов,
рассказывает адьюнкт-профессор организационного поведения Лондонской школы бизнеса Ричард Джоли (Richard Jolly).
Оговорка № 1: лисицы и ежи
Вы слышали об эссе «Еж и Лиса», которое написал философ Исайя Берлин в 1915? Эссе разделяет людей на две категории: ежей, которые смотрят на мир через призму одной определяющей идеи, и лисиц, которые полагаются на широкий опыт.
Ежи хороши в сворачивании в мячик, их трудно съесть хищникам. Спортсмены -ежи: они делают очень хорошо одну вещь. Если бежите 100-метровый спринт, вы не бежите марафон, вы тренируетесь только в одной дисциплине.
Лисы могут хорошо делать сразу несколько вещей. Они могут жить как в городах, так и в сельской местности. Лис можно встретить на Северном Полярном круге и в жаркой пустыне, поскольку у них есть способность адаптироваться к различным ситуациям. В настоящее время мир бизнеса становится все сложнее и сложнее, необходимость в адаптации только усиливается. Руководители компаний должны быть лисицами, а не ежами.
Оговорка № 2: эмоциональный интеллект
Спортсмены могут совершенно ничего не знать о себе, но в то же время быть чрезвычайно успешными. Это не работает в случае с бизнес-лидерами.
Если вы спросите у футболиста, почему он забивают так много голов, то возможно так и не получите ответа. Многим людям, увлекающимся спортом, нравится слушать истории о спортивном превосходстве. Но у спортсменов может не быть уроков, которые касаются всех бизнес-лидеров.
В академическом мире мы стараемся найти принципы, которые являются основанной на фактах правдой о том, как происходят те или иные вещи в организациях. Но в контексте атлетов нельзя положиться на отличные знания спортсменом самого себя и на эмоциональный интеллект. Элитные атлеты действуют в среде, в которой четко определены правила и конкуренция, где команды поддержки, состоящие из экспертов, говорят, как тренироваться, что есть и пить. Тренер спортсменов принимает решения с боковой бровки. Атлеты обычно тренируются несколько часов в неделю, часто их карьера длится меньше десятилетия.
Принимая во внимание все время увеличивающуюся сложность организаций, в бизнесе необходимо обладать уровнем эмоционального интеллекта.
Урок 1: визуализация
Существуют события в жизни, которые нельзя контролировать: болезнь, природные катастрофы, увольнение, но результат (как вы чувствуете себя, боритесь с невзгодами, стараетесь подняться) зависит от вашего ответа.
Когда дела идут не так как надо, вы можете контролировать, насколько позитивно или негативно ваш мозг отвечает на произошедшее. Разве топовые бегуны лучше подготовлены, чем их конкуренты? Нет. Их способности, навыки, форма - лишь отдельные поддерживающие элементы. Лучше всего с болью справляются выносливые бегуны, которые хотят победить. Для этого они используют позитивную психологию. Самые известные бегуны на длинные дистанции умеют справляться с болью и бежать еще быстрее, когда больнее всего. Атлеты достигают этого при помощи визуализации. Они представляют, что победили. Когда спортсмены проигрывают - они представляют, что победят на следующем этапе и фокусируются на этом.
Таким же образом, руководители компаний должны фокусироваться на том, как выглядит, звучит и чувствуется успех, чтобы достичь его.
Урок 2: общая выгода
Путь атлета к успеху может быть маргинальным. Когда cэр Дэйв Бреилсфорд (Dave Brailsford) стал исполнительным директором British Cycling, он сформулировал план, центральную роль в котором играла общая выгода. Дэйв верил, что если аэродинамику, диету и сон улучшить на 1 %, то общий результат будет потрясающим. И это сработало: британские велогонщики выиграли гонку Tour de France 4 раза за 5 лет, а до этого ни разу не побеждали в гонке с момента ее запуска в 1903 г.
Если вы можете сфокусироваться на небольших изменениях, которые приводят к большим переменам, а не пытаетесь полностью трансформировать самого себя, - это более продуктивно. У людей не очень хорошо получается полностью менять себя, поскольку они чувствуют, что на кону стоит их идентичность.
Задайте себе вопрос: «Какие небольшие изменения я могу сделать, которые окажут большое влияние на мою работу?». Затем, сфокусируйтесь на них.
Урок 3: менталитет роста
Атлеты улучшают свои результаты при помощи практики. Более того, считают, что могут двигаться вперед. Руководители компаний также должны верить, что со временем смогут выполнять свою работу лучше.
Проводились исследования для определения наиболее эффективных форм физиотерапии. Самый простой ответ - это не имеет значения. Вопрос в том, хотите ли вы пройти терапию и стать лучше?
Чтобы стать лучше и достичь свои цели, вы должны быть заинтересованы в переменах.
Изменения не происходят по нисходящей, как это обычно принято. Более того, перемены должны исходить от людей, работающих в организации на любом уровне, у которых есть идеи. Полномочия (empowerment) вам не предоставляются, полномочия исходят из менталитета роста.
Атлеты не признают последний результат, они стараются добиться максимального личного результата. Все начинается с простой веры в то, что они могут сделать это.
Урок 4: нет места сожалениям
Все мы можем отгонять дурные мысли, но для этого необходима внутренняя устойчивость. Устойчивость обычно определяется как способность справляться с давлением в стрессовых ситуациях. Профессиональные спортсмены фокусируются на будущем, а не на незабитом, например, пенальти.
Представьте, что вы теннисист, и только что сделали худшую подачу в своей жизни. Вы способны перейти на другую сторону теннисного корта и начать игру заново, сфокусировавшись и настроившись на позитивный лад? Лучшие игроки могут сделать это.
Если вы будете жить, сожалея о чем-либо, ваши результаты, результаты вашей команды и общие результаты снизятся. Нужно забыть о неудаче и двигаться вперед. Если вы этого не сделаете, возникнет опасность, что вы станете архитектором собственного краха.