Как выпускник Стэнфорда продвигает cтэнфордское дизайн-мышление в Украине

Aug 19, 2017 12:25


Хочу обратить внимание общественности на то, чем в настоящее время занимается выпускник Стэнфорда украинец Олександр Акименко. Это яркий пример пользы, которую человек, получивший первоклассное западное образование, может принести своей стране, делясь полученными знаниями. После учебы в университете Олександр вернулся на родину, создал консалтинговую компанию и теперь продвигает на украинском рынке стэнфордский метод дизайн-мышления. Украина - знаковая страна для реализации стэнфордского метода дизайн-мышления, ведь метод имеет украинско-польские корни.

В своем интервью на украинском языке сайту MMR Олександр рассказал, что идея создать консалтинговую компанию у него возникла еще во время учебы в Стэнфорде. Украинец понял, что нет каких-то волшебных подходов в создании крутых продуктов, а есть ряд весьма понятных и достаточно простых шагов, как это сделать. После возвращения в Украину, Олександр сначала передавал полученный опыт коллегам по работе, а затем его попросили поделиться полученными знаниями о стэнфордском методе дизайн-мышления. Так и родилась бизнес-идея. Олександр уверен, что чем больше компании будут использовать дизайн-мышление в своей работе, тем больше будут проявлять эмпатию и понимать потребности пользователей, и тем лучше будет функционировать бизнес, начиная от ресторана быстрого питания и заканчивая сервисом по выдаче паспортов.


Первый крупный проект Олександра - сотрудничество с украинской продуктовой компанией, занимающейся производством софта для глобального рынка. Данная компания решила создать небольшую исследовательскую R&D лабораторию, в которой при помощи методов дизайн-мышления будут отслеживаться проблемы пользователей, придумываться решения для них, разрабатываться прототипы, проводиться тестирование. Среди других проектов - сотрудничество с компаниями из сферы высоких технологий, проект Unit City, Украинским католическим университетом, стартапом MyHelix, который проводит генетические тесты, серия воркшопов по всей стране. Олександр Акименко подчеркивает, что не особо заинтересован с сотрудничестве с компаниями с плохой репутацией, погрязшим в коррупции, не соблюдающим принципы бизнес-этики. Сразу чувствуется стэнфордское мышление :).

В Украине в настоящее время не сильно развита культура создания исследовательских R&D центров. С 90-х годов прошлого века они были закрыты и расформированы по экономическим причинам. Сейчас такая культура только возвращается. Олександр отмечает, что в США и Европе есть много компаний, продвигающих дизайн-мышление, с которых можно брать пример. Это IDEO, Frog Desing. Есть также ряд университетов на которые можно равняться - Стэнфордская высшая школа бизнеса, школа дизайна d.school, университет Огайо в Сан-Хосе. Там активно используют метод дизайн-мышления.

Как оценить уровень осведомленности в методе дизайн-мышления в Украине по шкале от 1 до 10? Дизайн-мышление только набирает обороты в Украине, появляется все больше литературы, о нем говорят на бизнес-форумах. Олександр оценивает уровень осведомленности на тройку по десятибалльной шкале, поскольку для Украины это новый способ создания идей. Метод активно культивируется в США с 80-90 гг. прошлого века, но до Украины тренды доходят с опозданием. Чем больше украинцев будут изучать в американских и европейских университетах метод дизайн-мышления, тем больше будут знать об этом в стране. Рынок в Украине просто огромный, начиная от работы с клиентами в кафе и ресторанах, до дизайна автомобиля или трамвая.

Когда же компании в Украине начнут мыслить категориями дизайн-мышления? Олександр говорит в статье, что метод дизайн-мышления нужен не всем компаниям, а только тем, кто хочет заниматься инновациями, улучшать уровень обслуживания клиентов, продукции и т. д. Чем больше людей, занимающихся дизайн-мышлением, будет в компаниях - тем лучше. Таким образом, улучшится сервис, люди поймут, что дизайн-мышление приносит ценность, сразу начнется бум на дизайн-мышление и компании начнут его использовать даже без консультантов. Кстати, 1-го октября 2017 г. в Украине выйдет бестселлер о дизайн-мышлении. Это перевод на украинский язык книги «Creative Confidence» (Творческая уверенность). Авторы книги - братья Дэвид и Том Келли. Именно они стояли у истоков Института дизайна имени Хассо Платтнера в Стэнфордском университете и IDEO - международной компании по созданию инноваций со штаб-квартирой в Пало-Альто.

Такое вот положение дел с дизайн-мышлением в Украине. А что Беларусь? Мне вдвойне приятно, что Беларусь в плане продвижения стэнфордского метода дизайн-мышления значительно опередила Украину, и тут также не обошлось без Александра, т.е. меня :). В нашей стране я был первым, кто изучил, что представляет из себя стэнфордский метод дизайн-мышления и какую пользу он может принести, и поделился знаниями с широкой аудиторией. Тот мой пост на русском языке в блоге в Живом Журнале, написанный в 2012 г., Google до сих пор выводит на первое место в поиске. Отредактированный вариант статьи читайте здесь. Только через два года в 2014 г. стэнфордский метод дизайн-мышления начал продвигать минский бизнес-клуб «Имагуру» и ряд других компаний, а на сайте «Про бизнес.» статья о дизайн-мышлении появилась в конце 2016 г.

Чем же метод может быть полезен нашим предприятиям? Вот простой жизненный пример. Возле моего дома есть несколько тропинок, по которым ходят люди. Но нет, асфальтовые дорожки почему-то прокладывают в других местах. Знакомая ситуация, неправда? Так происходит, потому что никто не наблюдал за передвижением людей, у пешеходов никто не спросил, где им удобнее ходить. Думаете, в наших ЖЭСах слышали о стэнфордском дизайн-мышлении? Вряд ли, других забот хватает. Ладно ЖЭСы, спрашивал даже у представителей минского офиса международной компании Fitbit, используют ли они дизайн-мышление в работе. Говорят, нет, не используем. По опыту скажу, чтобы реально применять фреймворк метода дизайн-мышления - его нужно использовать постоянно, нужно постоянно практиковаться, сотни раз, чтобы от зубов отскакивало. Если просто прослушать один воркшоп - в одно ухо влетит, из другого вылетит, польза небольшая.

Что почитать по теме из недавно опубликованных материалов.

Интервью Олександра Акименко на украинском языке сайту MMR

http://mmr.ua/show/yesdesign__oleksandr_akimenko

Статья о дизайн-мышлении на украинском сайте за апрель 2017 г.

http://biz.liga.net/praktikum/all/stati/3653060-dizayn-myshlenie-kak-ponyat-ponravitsya-li-produkt-potrebitelyu.htm

О новой книге о дизайн-мышлении

http://mmr.ua/show/kniga_o_dizayn-myshlenii_tvorcheskaya_uverennosty_vyhodit_na_ukr_yazyke

Статья о лаборатории по дизайн-мышлению в Украине

https://ain.ua/2017/08/11/v-kieve-otkryvaetsya-centr-po-sozdaniyu-innovacij-zeo-lab

«Стэнфордский университет глазами украинца: десять наблюдений»

http://biz.liga.net/upskill/all/stati/3457108-stenfordskiy-universitet-glazami-ukraintsa-desyat-nablyudeniy.htm

design thinking, Александр Ветелкин, d.school, Беларусь, stanford, Стэнфорд, Украина, дизайн-мышление

Previous post Next post
Up