О медитации в учебной программе. Часть 1.

Aug 28, 2013 18:50


Есть веские основания использовать в учебной программе уроки медитации. О ее пользе пишут преподаватели и выпускники ведущих бизнес-школ мира - Уортона, Стэнфорда, Гарварда. Причем, все они в один голос утверждают, что медитация помогает улучшить мыслительный процесс, внимание, настроение, повысить креативность, память, индивидуальную работу, продуктивность, оценки по тестам, лидерские навыки, помогает вызывать сострадание, сочувствие, оказывать помощь другим и т.д. Бизнес может использовать медитацию для установления более тесных отношений между сотрудниками, лучшего обслуживания клиентов. Тема эта весьма обширная, существует множество исследований, методик, уроков и т.д. Ниже остановлюсь лишь на некоторых интересных моментах из прочитанного.

- Оказывается, проведенные исследования показывают, что 2/3 всех визитов пациентов к докторам связаны со стрессовыми ситуациями. В среднем в год затраты американской промышленности в этой связи составляют 300 млрд. USD.

- Будда однажды сказал ученикам: «Я учу вас одному и только одному - как освободиться от страдания. Знайте, что главное - внутри вас».

- Преподавателями Northwestern University был проведен эксперимент. Исследователи выбрали 39 человек, живущих в районе Бостона. 19 из них прошли курс по медитации, который длился 8 недель. Позже, всем 39 участникам было предложено уступить место женщине на костылях. Как оказалось, из тех, кто прошел курс по медитации, 50 % уступили место, а из тех, кто не проходил курс, - только 16 %.

- Почти каждый человек считает, что медитацию трудно сделать составной частью своей жизни. Но это не так, ведь люди находят время, чтобы, например, почистить зубы или позавтракать.

- С термином «медитация» неразрывно связан термин «mindfulness». В переводе с английского он означает «осознанность». Это искусство уделять внимание тому, что происходит в настоящий момент открытым, любопытным и доброжелательным способом.

- На рабочем месте хорошим способом медитации является практика осознанной ходьбы «mindful walking». Вместо того, чтобы сидеть за столом и фокусироваться на дыхании, хождение от одного места к другому, происходящее естественным образом, позволяет человеку лучше узнать ощущения от ходьбы.


- Еще один способ медитации - рассматривание произведений искусства в музеях (или книг по искусству) и т.д. В данном случае необходимо просто смотреть на них и не думать больше ни о чем.

- Чем мы обычно занимаемся, когда выдается свободная минута? Конечно, тянемся к смартфонам, проверяем электронную почту, читаем новости и т.д. Но это время можно также потратить на медитацию. Нужно просто успокоиться и стабилизировать мыслительный процесс.

- Как справиться с негативными эмоциями? Например, сотрудников компании Google просили вспомнить время, когда они были рассержены, а затем делали так, чтобы этот гнев еще больше усилился. Их учили внимательно следить за ощущениями в теле, когда усиливался гнев, затем сделать паузу в виде нескольких глубоких вдохов-выдохов, опять следить за ощущениями в теле и признать, что они могут по разному ответить на этот гнев. Подобное нехитрое упражнение реально помогает людям не реагировать немедленно на раздражение или неприятные эмоции.

P.S. Начитавшись материалов про медитацию, уже 3 раза пытался применить полученные знания на практике :). Один раз в картинной галерее (созерцал картины великих и очень дорого себя оценивающих белорусских художников), во второй раз во время выступления артистов из Шри-Ланки в центре Минска (внимательно слушал барабанную дробь и танцы воинов), в третий раз - дома, лежа на диване смотрел по каналу ARTE концерт Моцарта для флейты и арфы.

При написании поста использованы материалы сайтов Knowledge@Wharton, Harbus.org, Poets & Quants, New York Times.

бизнес-школа, Уортон, Стэнфорд, mba, Гарвард

Previous post Next post
Up