Чему учат на МВА (часть 2)

Sep 16, 2012 04:48

Оригинал взят у skitalets в Чему учат на МВА (часть 2)
Месяц назад я писал о том, какие знания дает учеба на МВА. Получилось, что по набору предметов бизнес-школа мало чем отличается от обычного экономического ВУЗа, вследствие чего можно сделать неправильный вывод, что смысла в учебе за границей никакого нет. Однако, это не совсем так, потому что год на подобных программах дает очень много знаний и навыков, которые невозможно прочитать в книгах. И сегодня я попробую о них рассказать.

Начну с того, что есть различные уровни знания. Существует масса градаций, но в конечном итоге это выглядит примерно так:

1. Просто абстрактное знание некоторых фактов.
2. Понимание - умение организовывать и сравнивать эти факты, давать им объяснение и высказывать ключевые идеи.
3. Применение - умение решать простые проблемы с помощью имеющихся знаний.
4. Анализ - умение понимать причины и следствия явлений, находить взаимосвязь между ними и делать выводы.
5. Синтез - комбинирование различной аналитической информции различными способами в целях нахождения альтернативных решений.
6. Оценка - высказывание и защита суждений по поводу информации, проверка идей на основании ряда критериев.

Как правило, академический подход, который преобладает в советской российской системе образования, не идет дальше применения или анализа, а 90% студентов вообще ограничиваются первым уровнем знания (для получения "пятерки" обычно достаточно знать ответы на вопросы в стиле "В каком году началась Великая Отечественная Война?") То есть система направлена, в первую очередь, на получение абстрактных знаний в отрыве от их применения и умения ими распоряжаться.

Западная система, распространенная в бизнес-школах, как правило, ориентируется на так называемый кейс-метод, когда теория остается лишь базой, а основной упор делается на разбор реальных ситуаций ("кейсов"). Например, на уроке по финансам недостаточно выучить формулу чистой прибыли, а надо полностью разобраться, почему у определенной компании прибыль упала и что надо сделать, чтобы исправить эту ситуацию. При чем ситуация 100% реальна, и обучение идет на конкретных годовых отчетах за последние годы, скачанных с официального сайта компании.

Таким образом, первое преимущество подобного образования - это переход из категории "знаю" как минимум в категорию "умею". Все задания, которые мы пишем и сдаем, оцениваются по вышеописанной шкале, и минимально проходным баллом является уровень анализа информации, который в российской системе котировался бы на красный диплом. Получить 100% результат почти нереально (если не отдавать учебе 150% времени) - всегда есть недостижимый идеал, который заставляет стремиться к лучшему.

Второе, что очень важно - это умение общаться с людьми. В отечественной культуре считается, что имеет значение лишь результат, хотя в жизни ключевую роль играют отношения и умение их строить. При этом под "отношениями" я понимаю не притворное желание угодить или втереться в доверие, а умение находить общий язык, влиять, убеждать, говорить и общаться. Просто поражает, насколько наши соотечественники ограниченны в этом умении, и возможность научиться как минимум работать в социуме очень важна. Лично для меня, матерого интраверта, этот компонент программы оказался наиболее важен.

Наконец, крайне важно разобраться не только в явлениях и предметах, но и в самом себе. И сильные программы, построенные на интенсиве, этому довольно хорошо помогают. Потому что год или два, проведенные в другой стране, с новыми людьми и за другими занятиями, очень сильно стимулируют внутренний поиск.

Как это все происходит? Есть формальные подходы, которые заставляют постоянно быть в тонусе и прокачивать определенные навыки.

1. Постоянная работа в команде. Эта вещь характерна не для всех школ, но в IMD она возводится в абсолют. Практически все задания даются на группу, и обязательно на очень короткое время. Цель - научить приходить к консенсусу, работать с разными людьми и достигать результата. Естественно, это не всегда полезно с точки зрения получения знаний, так как обычно ты делаешь то, что умеешь, а не то, чему надо научиться (т.к. времени нет), но зато, проводя по десять часов в день с одними и теми же дюдьми, ты начинаешь понимать, что они думают, как к тебе относятся и, что самое главное, как ты ведешь себя в подобных группах. Глаза открываются очень сильно. Ведь, в конечном итоге, если ты хочешь идти быстро, то лучше делать это одному, но если ты хочешь идти далеко - то лучше делать это в команде.

2. Количество заданий, которые даются студентам, как правило, существенно превышает возможности человеческого организма. Суть этого - научить работать в условиях неопределенности и огромного потока информации, ведь президент Российской Федерации топ-менеджер в принципе никогда не может глубоко погрузиться в проблему. Его задача - понять концепцию и дать направление для решения определенной проблемы. И тут главный урок - принимать решения быстро и несмотря на то, что отсутствует множество неизвестных. Есть люди, которые пытаются сделать все на 100%, но в большинстве случаев лучше воспользоваться правилом 80/20 и сфокусироваться на том, что, действительно, важно.

3. Как правило, в лучших школах студенты очень много работают с реальными проектами. В большинстве случаев это выражается в форме стажировки, а в IMD - это два месячных проекта по консультированию крупнейших компаний. Задания - от разработки концепкии вывода на рынок углеродного волокна (я занимался этим в мае) до оценки 10-летней стратегии крупнейшей дерматологической компании мира. Само собой, за месяц можно сделать довольно ограниченный объем работы, но этот месяц очень сильно расширяет представления о границах возможного и помогает перепрыгнуть пропасть между теорией и реальной жизнью.

4. Еще одн реальный проект, который мы делали - это помощь стартапам (новым компаниям). Он очень сильно помогает развернуть мозг в предпринимательскую сторону и очищать слова и рекомендации от шелухи. Только реальные действия, которые принесут реальный результат. Проекты - от приложений для айфона до подводного оборудования.

5. Этот мир любит экстравертов, и учеба в интенсивном режиме очень сильно заставляет развивать в себе навыки общаться с людьми. Ведь если ты просто умный товарищ, который сидит в углу и напрягает мозг, это не приведет ни к какому результату. Надо учиться высказывать свои идеи, доказывать их и убеждать, и достигается это постоянным участием в дискуссиях, публичными выступлениями и ежедневной необходимостью высказывать свою точку зрения. Поразительно, насколько восемь месяцев на МВА учат убедительно говорить вслух всякую чепуху.

6. Одна из главных вещей в жизни (значит, и в бизнесе) - это понимание себя. Если ты себя не понимаешь, ты не можешь собой управлять. Значит, ты вряд ли сможешь управлять и другими людьми. И на этом аспекте делается огромный упор. Раз в три месяца у нас меняются команды, и с каждой из них мы проходим так называемые "эксперименты", включающие в себя многочисленные командные упражнения, сопровождаемые съемкой на камеру. А потом - разбор всего происодящего с профессиональным психологом. И, естественно, анонимная обратная связь по всем возможным критериям. Когда читаешь, что о тебе думают другие люди и сравниваешь с тем, что ты думаешь о себе сам, происходит мини-катарсис. А по итогам надо писать мозговые эссе, которые с первой попытки не сдают примерно 20% класса (ибо идут не глубже анализа). Пожалуй, курс по лидерству - это одна из самых ценных вещей, за которые можно платить.

7. Помимо групповых "экспериментов" и формального курса по лидерству, у каждого студента IMD есть персональный психоаналитик, с которым в течение года надо пройти 20 сеансов. Он помогает восстановить картину мира и самооценку, разрушенные интенсивностью первых месяцев программы, и разобраться в собственных переживаниях, эмоциях и мыслях. Тоже довольно полезная деятельность, хотя очень сильно зависящая от личности человека, который с тобой работает.

8. Не секрет, что сутью получения МВА является поиск работы. И в этом процессе тоже важны определенные навыки - от написания "красивого" резюме до техники переговоров о зарплате. Этому посвящено большое количество времени, и по итогам многочисленных интервью поражаешься, насколько оттачивается техника вешать лапшу на уши рекрутерам.

9. Умение добиваться результата в переговорах я выделю отдельной строкой, потому что вся жизнь - это, так или иначе, переговоры и защита своей позиции. Западные школы учат этому довольно неплохо, и я очень сильно жалею, что не стал изучать этот предмет намного раньше.

10. Формат обучения помогает довольно эффективно синтезировать различную информацию, которая ранее была в голове как несвязанный набор фактов. Помогают этому в том числе и так называемые Integrative Excercise длиной 48 часов, когда команда должна решить комплексную проблему (например, вывод моторизованных велосипедов на рынок Бангладеш) и презентовать ее жюри. При чем под синтезом я понимаю не только умение складывать информацию из различных областей знаний, но и синтезировать так называемые hard skills (навыки решения задач) и soft skills (навыки работы с людьми). Вот это, действительно, очень важно.

11. Разнообразие кейсов из различных областей позволяет шире посмотреть на то, что происходит в мире и бизнесе. Глубины почти нет - все предметы даются на довольно среднем уровне, но зато можно попробовать себя в новых областях знаний и вырваться за пределы привычных географических и отраслевых рамок (когда еще придется поработать над продвижением "виагры" в Латинской Америке?)

12. Приходит очень четкое понимание, что результат твоей работы и карьеры зависит не от того, насколько качественно ты выполняешь задания, которые тебе дают. А от того, насколько ты сам способен создавать ценность, выходить из привычных рамок и приносить изменения. Если ты просто много и хорошо работаешь, то ты всю жизнь будешь много и хорошо работать. Чтобы преуспеть, надо уметь подниматься выше обозначенных рамок, вытаскивать себя из зоны комфорта и прикладывать усилия туда, куда их надо прикладывать.

13. Наконец, происходит очень сильное обогащение с культурной точки зрения. Когда учишься в коллективе, состоящем из людей 46 национальностей, то быстро избавляешься от стереотипов и начинаешь мыслить глобально. Ведь все мы разные, и нет "хороших" или "плохих" культурных установок. И у тебя появляется очень много друзей со всех концов мира.

При всем вышесказанном хочу предостеречь, что в учебе на МВА существует огромное количество минусов, и нет ни идеальных школ, ни идеальных программ. К основным недостаткам я бы отнес довольно посредественную глубину погружения в материал, сильную зависимость результатов обучения от личности профессора, очень разный уровень опыта и знаний студентов, ограниченный набор кейсов и дисциплин, на которых делается основной упор. Да и мало кого интересует, что ты узнал о себе, ведь, в конечном итоге, работодателя интересует лишь твой предыдущий опыт, знание языков и понимание конкретного рынка. Поэтому, даже при сильной практической направленности программы, почти все, что происходит на МВА, довольно искуственно и все равно очень сильно оторвано от суровых реалий.

Нет ничего идеального, и я очень надеюсь найти время до конца года ниписать такой же большой пост, что мне НЕ понравилось и кому НЕ НАДО идти учиться на МВА.

Также за кадром остался вопрос, зачем вообще все это нужно. Ведь 99% процентов людей поступают на МВА не для того, чтобы прокачать определенные навыки, а для того, чтобы тупо найти другую работу (подразумевается, что либо находящуюся за границей, либо более высокооплачиваемую). И сейчас у нас как раз идут две недели, полностью посвященные этому вопросу. По их итогам, может быть, также напишу уже более циничный и жизненный пост о том, чем это все, на самом деле, заканчивается.

Всем хороших выходных, и буду рад почитать, что вы думаете по этому поводу.

Previous post Next post
Up