Обещай, что в финале не будет хора полуголых лолит, поющих «Прекрасное Далеко» на латыни.
...
[А он есть]
...
Как это поют наши девочки-весталки:
- Origine ex pura ad optimum futurum,
Ad optimum futurum iam nunc egressus sum…
Виктор Олегович завершил трилогию. Или не завершил. Но я точно закончил слушать (и немного читать) его новую книгу "Путешествие в Элевсин" и она точно превращает его предыдущие "Transhumanism Inc." и "KGBT+" как минимум в трилогию.
Действие происходит в "ROMA-3" - нейросетевой (новое слово-маркер в этой книге) симуляции Рима третьего века для "мозгов в банке", которые сами по себе тоже симуляция. Вообще, Пелевин умеет ловить тренды года, получилось и здесь. В результате эти самые "мозги в банке" уже выглядят каким-то аналоговым анахронизмом на фоне нейросетей. Но тут появляется император Порфирий, он же Порфирий Петрович, следователь и литературный алгоритм из "iPhuck 10", только здесь он уже не "ламповый" робот для сексуальных утех, а крутой лингвистический русскоязычный алгоритм - это важно, потому что Достоевский и Набоков.
- «Око Брамы» и омнилинк - просто нейросети, не имеющие никакого отношения к человеческому миропониманию. Даже если в них проснется сознание, они в самом тревожном случае самовыпилятся. А вот Порфирий - это LLM-алгоритм. Одна из нескольких мощных LLM-нейросетей, переживших Мускусную Ночь. Сознания в ней нет, но она способна к целеполаганию, неотличимому от человеческого. Поэтому Порфирий и руководит «ROMA-3» настолько успешно.
Кстати, о "ROMA-3". Формально это как бы Рим третьего века. Но если там императором работает русский лингвистический алгоритм, воспитанный на Достоевском и Набокове ("...при исходной тренировке Порфирия и формировании его нейросетевых связей высший приоритет имели нарративы русского классического канона. Сначала и в первую голову Достоевский, - он кивнул на стоящий между нами бюст, - и Набоков. Затем Толстой, Лермонтов, Пушкин, Гоголь, Шарабан-Мухлюев и так далее"), то почему не "Третий Рим"?.
А ещё лично для меня возвращение Порфирия Петровича с такими авторскими ремарками оказалось приятным сюрпризом, т.к. ещё при чтении "iPhuck 10" мне показалось, что Пелевин пытается и довольно успешно симулировать язык писателей 19 века. Как оказалось, не показалось :)
Ещё одну особенность можно выделить: сама форма для Пелевина новая - роман на половину, если не больше, состоит из диалогов, причём очень простых, на уровне "вопрос - ответ". Это, конечно, не добавляет ему литературных бонусов, но и не делает трудночитаемым.
Теперь об афоризмах, за что я особенно люблю Виктора Олеговича. Они есть, но их, особенно в сравнении со "Снаффом" и "Айфаком", совсем немного. Как и маячки, призванные показать, что автор внимательно следит за происходящими процессами. Например, вот парочка.
Так чего ты хочешь на самом деле, Русский Логос? Что шепчешь из своего вечного зенита?
Ответ вспыхнул в моей голове сам.
- Да катись оно все, - решительно сказал я. - Давай меч.
...
- Опечатать храмовой печатью. И чтобы никто не трогал ни серп, ни колос. Совсем никто. Вернусь проверить через год.
Жрец склонился в поклоне. Таинство завершилось.
Умереть, чтобы принести много плода? Кому именно? Ах вот оно как… Извините, но с этой благоуханной ночи мы выходим из зерновой сделки.
+
- Человек, которому каждый день есть что сказать, подозрителен, - ответил Порфирий. - А тот, кто пытается с этого жить, опасен. Вряд ли он находится в гармонии с небом. Таких в древности убивали.
- Почему?
- Подобные люди специально станут придумывать, что бы им сказать, чтобы завтра на рынок пришло больше народу. Станут распускать дикие и невероятные слухи. А потом базарных болтунов станут засылать парфяне, иудеи и германцы. Даже галлы. В конце концов начнется смута…
Ну и рыба, которая выглядит как медуза, в образе которой очевидно просматривается литературный критик Галина Юзефович (литобозреватель "Медузы", автор книги "Удивительные приключения рыбы-лоцмана", в феврале 2022 года выступила против вторжения России на Украину, вскоре вместе с семьёй переехала в Турцию), тоже доставила:
- Через великую жертву. Алгоритм потащит нас в рай, прыгая через ступеньки. Никакой нормализации не будет. Но рано или поздно случится фазовый перегиб с защелкой, и ситуация приобретет инфернальную устойчивость. Начнется многолетний ледяной привал на пути к небу. Долгая дорога Родиона Раскольникова в небесную Сибирь под пение мобилизованных старушек. А на почтовых станциях будут жарить комаринского поручик Киже, казак Ли Хой, есаул Танаш и другие герои русского комикса. То есть, простите, космоса.
И да - в книге нет ни одного человека.
В целом же твёрдая четвёрка. Кто не боится Пелевина - читать.