Бог, Который ограничен чем-то, пусть даже Его собственной книгой, сильно смахивает на идола. Это только атеисты думают, что мнение Бога всегда неизменно, а у католиков есть святой Иоанн Дунс Скотт (типа Фомы Аквинского, только постарше), который однажды заявил: "Бог ничем не может быть обязан, и поэтому что Бог хочет, то и справедливо
(
Read more... )
В общем же смысле любые умственные построения о добре и зле в контексте христианского или скоттского бога могут быть только извращением. Вытекает оно логично из проблемы теодицеи, оправдания бога. Весь ход таких мысленных построение направлен не то, чтобы понять истинную природу добра и зла, а всего лишь оправдать бога. Почему при его абсолютной благости в мире существует зло. Выстраивать такой моральный фундамент и логически сводить концы с концами есть наслаждение для изощренного ума.
Reply
Reply
Reply
вертеть-то можно что угодно, но вертим мы при этом не Бога, а свои мысли о Нем. а Бог нас потом встретит и решит по-Своему, а не как мы вертели. нелогичный Бог может выкинуть что угодно - и если вы верите в Бога, от этого вам должно стать стремно и все желание что-то вертеть пропадет.
а если вы не верите в Бога, а все равно что-то на божественные темы вертите, вы жулик что так, что так, что с логикой вы вертите, что с божественным произволом.
теодицея это проблема раненого сердца. сердце болит, не хочет сосуществовать со злом. говорит, что вся планета ложь и дьяволов водевиль и собирается от этого стреляться, как Кириллов в Бесах. такое сердце ищет в Боге опору, "блаженны ищущие и жаждущие правды, ибо они насытятся". это сердце вопиет к Богу: "среди этого мрака, где Ты?" и когда сердце слышит ответ, это и есть теодицея - зло не есть поражение добра, зло не есть сущность мира, и вообще не сущность. собственно, это и есть "истинная природа добра и зла".
а если сердце не ранено злом, если зло ему пофиг, есть и есть, оно может и над природой зла медитировать, и в небо кукиши крутить, дескать, не сходится всеблагость со всемогуществом. теодицеи тут нет никакой, и проблемы зла тоже нет. сердце согласно с ним сосуществовать, какие проблемы вообще.
Reply
Reply
тащемта у православных, католиков и англикан не так уж много противоречий в вероучении (что не означает, что по одному вопросу не может быть двух противоположных частных богословских мнений). модификации, внесенные тем же Лютером, тоже довольно понятны. дальше начинается уже мутная ботва, но это везде так, мало в какой науке сосуществует пяток научных школ, обычно 2-3мя обходятся.
Reply
Reply
Алгоритм поступка таков: вера -> понимание
Если ставить в обратном порядке, получится толстовство: пока не пойму - не поверю.
Reply
Reply
Хорошего понемножку
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
но это не определение, это скорее то, что нужно лично мне. у Бога это есть, но у Него есть много что еще.
Reply
Reply
Leave a comment