Нет у бабуинов никакого "понятия справедливости". Понятие, блджад, это часть языка. А будь у бабуинов язык, с ними можно было бы покалякать, как с французами или чукчами, и про их понятия выяснить напрямую, не городя огород
( Read more... )
я ошарашивать люблю, чтобы собеседник не катился по накатанной. потому что вы вот пишете "здравый смысл, ибо за минутное удовольствие можно потом заплатить слишком дорогую цену" - и не замечаете, что "дорогая цена" тоже тащемта следует из этики, будь это собственные моральные терзания или вызов от соседа на дуэль до первого фингала.
что касается поставленного вами вопроса о неграх, то решен-то он был в этическом ключе. и более того, склонных его решить иначе начали неиллюзорно стыдить, а вовсе не предъявлять им доказательства. та же ситуация может сложиться и с животными и саморефлексией. даже если ее наличие не будет постулировано, а вдруг окажется доказанным, и не путем смены нулевой гипотезы, пес его знает, какие "хорошо" и "плохо" из этого полезут. вот докажет кто (или предположит), что кошке одной дома сидеть Обидно, и это Нехорошо, и замучаетесь вы пыль глотать. вон внизу пишут, "наука так считает, а кто не согласен - мракобес". вспомните тогда добрым словом старика Пайсано, у которого этика была без доказательств и вагон скепсиса по отношению к науке. бгг.
Так и окажется. А тот кто действительно пытался разобраться в этике, пыль глотает и сейчас и мучается. Потому что страшная это вещь и совсем не простая. И поверьте, права кошек далеко не самая сложная там проблема.
В целом я полностью поддерживаю вашего собеседника.
"Дорогая цена" и "первый фингал" следуют вовсе не из этики.
А из "не трожь, это мое", которое и без всякой этики начинает работать с ясельного возраста.
Запрет на убийство - тоже не этика, а практичность. Потому что иначе общество скатится в кровавую баню вендетт.
А кошке сидеть дома одной и правда обидно, но если примут закон, защищающий права кошек в этом направлении, он будет ровно настолько же идиотичным, как и закон, что с детьми до 12-ти лет дома кто-то должен присматривать. [я в том смысле, что как-то раньше мир жил без этого закона, и дети таки выживали в мире, где взрослые действовали исключительно из здравого смысла]
********************************
А со скепсисом по отношению к науке давно уже пора уйти из университета и не кормиться за счет науки :)
Так тут все так: наука со скепсисом к ней же, этика без доказательств и проблем... не жизнь, малина. Усвоил одну сторону, что мол наука связывает ощущения и что статус ее моделей слабоват, а другую, что между наукой и простым здравомыслием четкой границы нет и ни один гений никогда ее не начертит -- не заметил.
"вещи нужные не сложны, а вещи сложные не нужны" (с) Григорий Сковорода интересуюсь кстати, для чего вам понадобилась граница между наукой и здравым смыслом. ну проведете вы ее, по одну сторону останется наука без здравого смысла, из нее тут же полезут одиннадцатимерные пространства и модели, где население выражается комплексным числом (true story, у меня был знакомый, который такую накатал). в том и дело, что науку со здравым смыслом разделять нельзя, она так и делается, с оглядкой на него.
а "мое" в этом случае означает что? вот, например, когда жена уходит утром на работу, никто не говорит "не трожь, это мое". и нельзя сказать, что муж в этом смысле рациональным пониманием выгоды для семейного бюджета тушит в своей душе истинный костер, который иначе привел бы к нанесению травм начальнику жены. так что не, тут ссылками на ясли ничего не объяснишь.
вы так говорите, будто, случись вам наставить на человека пистолет, вы будете думать об обществе. и страдать, как же так, я нажму сейчас курок, а через миллион итераций бедное общество... "утром мажу бутерброд, сразу мысль: а как народ?" ближнему своему даже в рыло сунуть не очень легко, определенный блок стоит на это поведение. я лично с ним познакомился еще тогда, когда даже слово вендетта не знал, а может, и слово общество.
известно же, что жрецы среди последователей культа всегда самые циники. и это правильно, от жреца, который постоянно в молитвенном экстазе, беды не оберешься. так что не беспокойтесь, я на своем месте. хыхы.
1. Плохо вы знаете патологических ревнивцев, есть и такие, кто и начальнику жену морду набьют, по надуманному подозрению.
2. Если я задумаю кого-то убить, думать буду о том, поймают или нет. То, что я не убиваю просто потому, что не поймают, никак меня не характеризирует, кроме того, что "а нафига убивать без повода".
Никакого блока, голый расчет. Основанный на том, что не надо делать что-то сложно, если можно сделать просто.
И морды в детстве бил за милую душу, если возникала такая необходимость. Без повода не бил, ибо не дебил.
Сейчас не бью, так как хлопотное это дело - решать вопросы с ментами, которые возникут после мордобоя.
А вот зверушек никогда не мучал, и не собираюсь. И убью животное только если оно будет мне необходимо для пропитания. Ну или если иначе "пацаны не поймут", что это я с ними на охоту не поехал.
3. Что делаю я и чем руководствовались вожди древнего мира, запретившие убийство - совершенно разные вещи. У них были сугубо практические соображения - в племени каждый человек дорог, как работник. И с его сиротами придется что-то делать, в случае чего. И кровников успокаивать.
А все эти религиозные и этические заморочки - это уже потом придумали. Для тех, кому обычные практические доводы кажутся неубедительными.
**********************************************
Рекомендую пойти в РПЦ на руководящую работу. Там нужны циники.
"вожди древнего мира, запретившие убийство" это какая-то мифическая фигура, типа Зевса-олимпийца. никто их не видел, свидетельств их существования нет, и даже аналогов, имеющих такую власть над душами, чтобы установить на пустом месте табу, продержавшееся тысячелетиями, так сходу не придумаешь. воистину, как люди этику не собирают, даже из здравого смысла если, все равно получается религия. с откровением, богами и пророками.
Замените "вожди древнего мира" на "равновесие в повторяющейся игре" и будет вам счастье. Без всякой этики и религии рано или поздно приходит осознание, что убийц надо карать. Исключение - для уважаемых людей класса "жираф большой, ему видней".
шажок от язычества к абстракции это всегда приятно. был Зевес, а стало Единое. еще несколько веков - и выйдете на уровень "тупых и тормозных" с Богом-Логосом.
равновесие в повторяющейся игре без потенциально бесконечного горизонта то же, что в неповторяющейся. ну это теоретически, а практически от рационального backward induction до фига отклонений. которые сцуко культурно обусловлены. упс, зациклились.
А тогда люди были простые, малограмотные. И поступали практически. И в какой-то момент казнь убийц стала более-менее общим правилом.
Ну а где не стала, там придумали какие-то экзотические культы. Или еще какие подпорки. Где-то условия жизни вполне могли быть таковы, что убийство было делом хорошим, человечинки поесть можно было, как пример.
вот вы сейчас просите подпорку из нерациональности, чтобы не было backward induction (в последней итерации дилеммы заключенного выгодно играть некооперативную стратегию, значит, уже на предпоследней стадии никого не заставишь играть кооперативную, а если на предпоследней стадии все играют некооперативную, значит, и на предпоследней стадии никого не заставишь, и т.д.) и вот все с этой вашей рациональной этикой так. "поступали практически" - то есть нерационально. и это, конечно, лучше, чем в оправдание нерациональности указывать на Благо, которое того требует. потому что простая глупость лучше абстракции. хотя мне кажется наоборот.
То, что когда-то было рациональным, со временем может стать традицией. А почему это когда-то стало рациональным благополучно забыться.
Заповеди - слишком сложно.
Так что примерчик попроще. Универ, первый курс. Препод проверил контрольные и говорит:
- Все в порядке, только одно замечание. Пожалуйста, в конце каждой задачи пишите "Ответ: ......"
Народ зароптал, стал говорить что-то вроде "ну в школе то понятно, там учителя дебилы со своими дурными традициями. Но в универе то зачем эта дурь".
- Вы что, правда не понимаете, зачем? - Не понимаем. - Да просто потому, что мне так проще проверять, когда работ много.
И все, традиция перешла в разряд рационального и народ стал писать слово "ответ". Всегда и везде.
А в школе, вместо того, чтобы объяснить очевидное, боролись снижением оценок. Получая на выходе фронду.
К слову - дебилов в группе не было, но сами люди до такого простого объяснения почему-то не дошли.
А с более сложными материями и 100500 мудрецов могут заплутать, почему оно так и откуда происходит. И объявить традицией, этической нормой или религиозной заповедью то, что имеет простое естественное объяснение.
это да, но у вас обратная проблема с вашими повторяющимися играми: вам надо начать с нерационального поведения и сделать его нормой. для чего, в принципе, и повторяющейся игры не надо, правильные пацаны и в единичной дилемме заключенного кореша мусорам не сдадут. обычно в таких ситуациях приходят на выручку "понятия", "рыцарская честь", "заповеди" и все остальное, чего вы почему-то стесняетесь. а без них-то что останется - одна чистая глупость. может, лучше ее стесняться?
Нет никакой "рыцарской чести". И нет никакого "западло".
Просто сдавать корешей ментам не выгодно. И крысятничать тоже не выгодно.
И много чего еще, что объясняется традициями, воспитанием и пр. - тупо не выгодно.
Объяснять, почему не выгодно - сложно. Так что проще навесить заповеди, УК или воровской закон. Ну или моральный кодекс строителя коммунизма, для самых отмороженных.
потому что вы вот пишете "здравый смысл, ибо за минутное удовольствие можно потом заплатить слишком дорогую цену" - и не замечаете, что "дорогая цена" тоже тащемта следует из этики, будь это собственные моральные терзания или вызов от соседа на дуэль до первого фингала.
что касается поставленного вами вопроса о неграх, то решен-то он был в этическом ключе. и более того, склонных его решить иначе начали неиллюзорно стыдить, а вовсе не предъявлять им доказательства.
та же ситуация может сложиться и с животными и саморефлексией. даже если ее наличие не будет постулировано, а вдруг окажется доказанным, и не путем смены нулевой гипотезы, пес его знает, какие "хорошо" и "плохо" из этого полезут. вот докажет кто (или предположит), что кошке одной дома сидеть Обидно, и это Нехорошо, и замучаетесь вы пыль глотать. вон внизу пишут, "наука так считает, а кто не согласен - мракобес".
вспомните тогда добрым словом старика Пайсано, у которого этика была без доказательств и вагон скепсиса по отношению к науке. бгг.
Reply
В целом я полностью поддерживаю вашего собеседника.
Reply
А из "не трожь, это мое", которое и без всякой этики начинает работать с ясельного возраста.
Запрет на убийство - тоже не этика, а практичность. Потому что иначе общество скатится в кровавую баню вендетт.
А кошке сидеть дома одной и правда обидно, но если примут закон, защищающий права кошек в этом направлении, он будет ровно настолько же идиотичным, как и закон, что с детьми до 12-ти лет дома кто-то должен присматривать. [я в том смысле, что как-то раньше мир жил без этого закона, и дети таки выживали в мире, где взрослые действовали исключительно из здравого смысла]
********************************
А со скепсисом по отношению к науке давно уже пора уйти из университета и не кормиться за счет науки :)
Reply
Reply
интересуюсь кстати, для чего вам понадобилась граница между наукой и здравым смыслом. ну проведете вы ее, по одну сторону останется наука без здравого смысла, из нее тут же полезут одиннадцатимерные пространства и модели, где население выражается комплексным числом (true story, у меня был знакомый, который такую накатал).
в том и дело, что науку со здравым смыслом разделять нельзя, она так и делается, с оглядкой на него.
Reply
Reply
так что не, тут ссылками на ясли ничего не объяснишь.
вы так говорите, будто, случись вам наставить на человека пистолет, вы будете думать об обществе. и страдать, как же так, я нажму сейчас курок, а через миллион итераций бедное общество... "утром мажу бутерброд, сразу мысль: а как народ?"
ближнему своему даже в рыло сунуть не очень легко, определенный блок стоит на это поведение. я лично с ним познакомился еще тогда, когда даже слово вендетта не знал, а может, и слово общество.
известно же, что жрецы среди последователей культа всегда самые циники. и это правильно, от жреца, который постоянно в молитвенном экстазе, беды не оберешься. так что не беспокойтесь, я на своем месте. хыхы.
Reply
2. Если я задумаю кого-то убить, думать буду о том, поймают или нет. То, что я не убиваю просто потому, что не поймают, никак меня не характеризирует, кроме того, что "а нафига убивать без повода".
Никакого блока, голый расчет. Основанный на том, что не надо делать что-то сложно, если можно сделать просто.
И морды в детстве бил за милую душу, если возникала такая необходимость. Без повода не бил, ибо не дебил.
Сейчас не бью, так как хлопотное это дело - решать вопросы с ментами, которые возникут после мордобоя.
А вот зверушек никогда не мучал, и не собираюсь. И убью животное только если оно будет мне необходимо для пропитания. Ну или если иначе "пацаны не поймут", что это я с ними на охоту не поехал.
3. Что делаю я и чем руководствовались вожди древнего мира, запретившие убийство - совершенно разные вещи. У них были сугубо практические соображения - в племени каждый человек дорог, как работник. И с его сиротами придется что-то делать, в случае чего. И кровников успокаивать.
А все эти религиозные и этические заморочки - это уже потом придумали. Для тех, кому обычные практические доводы кажутся неубедительными.
**********************************************
Рекомендую пойти в РПЦ на руководящую работу. Там нужны циники.
Reply
воистину, как люди этику не собирают, даже из здравого смысла если, все равно получается религия. с откровением, богами и пророками.
Reply
Ну а для совсем тупых и тормозных пишут заповеди.
Reply
еще несколько веков - и выйдете на уровень "тупых и тормозных" с Богом-Логосом.
равновесие в повторяющейся игре без потенциально бесконечного горизонта то же, что в неповторяющейся.
ну это теоретически, а практически от рационального backward induction до фига отклонений. которые сцуко культурно обусловлены.
упс, зациклились.
Reply
А тогда люди были простые, малограмотные. И поступали практически. И в какой-то момент казнь убийц стала более-менее общим правилом.
Ну а где не стала, там придумали какие-то экзотические культы. Или еще какие подпорки. Где-то условия жизни вполне могли быть таковы, что убийство было делом хорошим, человечинки поесть можно было, как пример.
Reply
и вот все с этой вашей рациональной этикой так. "поступали практически" - то есть нерационально.
и это, конечно, лучше, чем в оправдание нерациональности указывать на Благо, которое того требует.
потому что простая глупость лучше абстракции.
хотя мне кажется наоборот.
Reply
Заповеди - слишком сложно.
Так что примерчик попроще. Универ, первый курс. Препод проверил контрольные и говорит:
- Все в порядке, только одно замечание. Пожалуйста, в конце каждой задачи пишите "Ответ: ......"
Народ зароптал, стал говорить что-то вроде "ну в школе то понятно, там учителя дебилы со своими дурными традициями. Но в универе то зачем эта дурь".
- Вы что, правда не понимаете, зачем?
- Не понимаем.
- Да просто потому, что мне так проще проверять, когда работ много.
И все, традиция перешла в разряд рационального и народ стал писать слово "ответ". Всегда и везде.
А в школе, вместо того, чтобы объяснить очевидное, боролись снижением оценок. Получая на выходе фронду.
К слову - дебилов в группе не было, но сами люди до такого простого объяснения почему-то не дошли.
А с более сложными материями и 100500 мудрецов могут заплутать, почему оно так и откуда происходит. И объявить традицией, этической нормой или религиозной заповедью то, что имеет простое естественное объяснение.
Reply
для чего, в принципе, и повторяющейся игры не надо, правильные пацаны и в единичной дилемме заключенного кореша мусорам не сдадут.
обычно в таких ситуациях приходят на выручку "понятия", "рыцарская честь", "заповеди" и все остальное, чего вы почему-то стесняетесь.
а без них-то что останется - одна чистая глупость. может, лучше ее стесняться?
Reply
Просто сдавать корешей ментам не выгодно.
И крысятничать тоже не выгодно.
И много чего еще, что объясняется традициями, воспитанием и пр. - тупо не выгодно.
Объяснять, почему не выгодно - сложно. Так что проще навесить заповеди, УК или воровской закон. Ну или моральный кодекс строителя коммунизма, для самых отмороженных.
Reply
Leave a comment