Nov 25, 2006 21:23
Память иногда преподносит странные сюрпризы. Прошлой ночью отчетливо вспомнился случай, о котором я напрочь забыла. Несколько лет назад, в Новосибирске, в арт-галерее "Черная Вдова" во время одной из вечеринок некие художники устраивали перфоманс. Вынесли в зал и уложили на пол большой лист загрунтованного картона, обрамленного невысокими бортиками, и несколько стаканчиков с разноцветными флуоресцентными красками. В отдельной банке сидели десятка два больших тараканов какой-то тропической национальности. По задумке художников, обмакнутые в краску тараканы должны были бегать по картону, каждый по какой-то своей непонятной тараканьей траектории, оставляя цветные следы. Таким образом, руководимые коллективным разумом и природным художественным чутьем, насекомые вместе создали бы шедевр абстрактной живописи, который потом можно было бы поместить под блэк-лайт в той же галерее, чтобы тараканья работа услаждала взгляд посетителей. А может, картину даже купил бы какой-нибудь богатый чудак.
Художники вынимали тараканов из банки, окунали в краску и выпускали на лист. Тараканы вязли в краске и вяло перебирали лапками. Зрители глазели. Играла прогрессивная музыка. Краска оказалась токсичной. Она забила тараканам глаза и рты и чем там они дышат. Перед каждым из них расстилалась пустыня огрунтованного картона, которую им нужно было превратить в произведение искусства. В страшных муках они пытались одолеть свой необозримый путь, доползти до спасительного бортика, за которым их ждали свобода, почет и слава. Но это было им не по силам. Они ползли, ползли, и вдруг падали и замирали. Зрители испускали возгласы разочарования. Художники подбадривали тараканов, тыкая в них кисточками. Лист был хаотично заляпан красками и усеян умирающими тараканами.
И тут я не выдержала. Я протиснулась через толпу и кинулась им на выручку. Какая-то девушка уже собирала их в банку, отрывая от картона. Но они еще были живые, почти все! Наверное, если бы в тот вечер я не была крепко выпивши, я постаралась бы соблюсти приличия и досмотреть перфоманс до конца. Но мне вдруг как-то стало плевать на художников и публику. Я выхватила у девушки банку и побежала в туалет. Там я вынимала тараканов, заливаясь горючими пьяными слезами, и мыла их под краном. Каждого. На ощупь они были такие странные, мягкотелые и, в общем, конечно, противные. Но если бы я могла, я бы сделала им искусственное дыхание, наверное. Они умирали за искусство. Смешно звучит, я понимаю. Но, если вдуматься, по-моему это как-то... наглядно и символично, что ли. Я уж не буду приводить сравнения, и так всё понятно... Ну, они сдохли все равно. Где-то в течение получаса. Не знаю, где сейчас эта стрёмная картина. Я вообще постаралась этот случай забыть, и целые годы не вспоминала. А прошлой ночью вдруг вспомнила. Память иногда преподносит такие сюрпризы.