Продолжается рассмотрение дела депутата Обнинского городского собрания Татьяны Котляр.
Второе заседание суда, в среду, 18 марта, началось со свидетельских показаний. Слушали тех, кого Татьяна Котляр, депутат, правозащитница, участница Сети «Миграция и Право» Правозащитного центра «Мемориал», регистрировала у себя дома, - участников государственной программы переселения соотечественников.
Все они благодарили Татьяну Михайловну за помощь, без которой им не удалось бы получить гражданство России, решить жизненно важные проблемы, начать новую жизнь на обретенной родине.
Когда молодая медсестра из Таджикистана Марина Аббасова пришла в обнинскую миграционную службу с просьбой о продлении регистрации, ей отказали - девушка не смогла привести с собой всех собственников съемного жилья.
- Мне в ФМС так и сказали: «Езжай домой, нечего тебе самой делать тут. Продляй регистрацию где хочешь», - рассказала девушка суду. - Но там сидела в очереди женщина, она мне и говорит: «Иди к Татьяне Котляр, это депутат города». Я записалась на прием, рассказала ей свою ситуацию - муж болеет, ребенок болеет, а без регистрации нам ни документы оформить, ничего не сделать. Вы знаете, там же разные люди сидят, бывают часто и беженцы, и дети, и всех она спасает, она помогает нам. Я хочу поблагодарить эту женщину. Все удивляются - почему так происходит, что несправедливо наказывают того, кто помогает?
- Я хорошо помню момент, когда ко мне пришла Аббасова с новорожденным ребенком на руках, - рассказала суду Татьяна Котляр. - Уехать из страны она не могла и не хотела, она только что родила ребенка, и он был болен. Ей же так и сказали в УФМС: «Продляй регистрацию где хочешь», несмотря на то, что она пришла с одним из собственником жилья! Человека же напрямую послали оформлять фиктивную регистрацию за деньги, но у девушки не было никаких денег, и она пришла ко мне.
Свидетелей вызывало обвинение, но все они превратились в свидетелей защиты.
Каждый человек, зарегистрированный у Татьяны Котляр, благодарил ее. Практически для каждого свидетеля она оказалась единственным человеком, который поддерживал их, растерянных после переезда и путаницы с документами, прибывших в Россию по госпрограмме и брошенных отечеством на произвол чиновников, впрочем, тоже беспомощных перед жестокостью и несовершенством закона.
- Понимаете, я приехала тогда в незнакомый город, и это человек мне помогал. Она даже давала мне деньги - я их только через несколько месяцев смогла вернуть. Да, я их вернула, но ведь она же помогла мне найти работу, я сейчас работаю поваром в школе, - рассказала Диана Тигранян. - Я приехала в другой город, я никого не знала, и только она мне протянула руку помощи. Татьяна Михайловна нам помогла и помогает до сих пор. Она знает закон, а я не знаю. И когда у меня какие-то проблемы: с материнским капиталом сейчас, с больницей - я иду к ней.
Но обвинение не интересовали судьбы людей, которых Россия признала соотечественниками и пригласила к себе жить, работать, стать гражданами. Прокурор задавала всем единственный вопрос: «Правда ли, что Вы не проживали по адресу Татьяны Котляр?» И все честно отвечали, что правда - не проживали.
Адвокат Илларион Васильев, предоставленный Татьяне Котляр Правозащитным центром «Мемориал», просил судью приобщить к делу копии писем, которые Котляр направляла в УФМС, Министерство труда и администрацию Калужской области, сообщая о бедственном положении каждого из свидетелей и о том, что она регистрирует их по своему адресу.
Согласно примечанию к статье 322.2 УК РФ, «лицо, совершившее преступление, предусмотренное этой статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно способствовало раскрытию этого преступления и если в его действиях не содержится иного состава преступления». Таким образом, своими письмами в различные инстанции о бедственном положении участников госпрограммы и устными заявлениями в УФМС при регистрации Котляр извещала всех о том, что жить у нее зарегистрированные люди не будут. Татьяна Михайловна действовала открыто, не скрывая своих намерений помочь людям, более того, она оповещала о своих действиях официальные структуры, вплоть до Президента РФ. Котляр написала В.В. Путину открытое письмо, которые было опубликовано в журнале «Миграция XXI век» (№1, 2012 г.).
- Вчера, в начале заседания, мы ходатайствовали о запросе копий этих писем у инстанций и приобщении их к делу, но нам отказали. Сегодня нам удалось приобщить копии обращений, которые остались на компьютере Татьяны Котляр, - пояснил адвокат Васильев. - Вообще, дело слушается скрупулезно, но очень формально.
В суде выступили еще несколько свидетелей. Их показания сводились к одному: без Татьяны Михайловны Котляр они не получили бы того, что им обязалось дать государство, включая их в госпрограмму: гражданство, разрешение на временное проживание, материнский капитал, пенсия; везде требовали регистрацию, а получить ее было негде. В общежитиях и на съемных квартирах регистрация по месту жительства не предоставляется.
Пока Татьяна Котляр борется за право людей получать обещанное государством, кто-то уже проигрывает в этой борьбе: столичный юрист Кирилл Иванов рассказал калужским правозащитникам, что несколько дней назад один из мировых судов приговорил москвичку к выплате штрафа в размере 100 тысяч рублей за то, что она зарегистрировала у себя четырех граждан Украины, жителей западных областей страны. Они бежали в Россию, скрываясь от призыва. Казалось бы, в конце января их приглашал в Россию сам Владимир Путин. Срок пребывания в России им продлили, но
регистрировать никто не стал.
«Получилось так, что президент Путин, сотрудники его администрации, депутат Государственной Думы Владимир Плигин знают о деле Татьяны Котляр из личных разговоров со мной, - говорит Светлана Ганнушкина, руководитель Сети «Миграция и Право». - Я обращалась к ним во время разных официальных встреч. Татьяна Котляр помогла стольким людям, не нанося никому никакого ущерба! Может быть, кто-то из высокопоставленных персон поможет и ей? Ведь это и на их ответственности лежит то, что законодательство Российской Федерации внутренне противоречиво и направлено против людей, которых к себе приглашает само государство, и против тех, кто бескорыстно творит добро».
В понедельник, 23 марта, процесс продолжится.
Отчет о прошлом заседании.