История «процентных норм» (Ограничения в общем образовании евреев в XIX - начале XX вв.)-2

Nov 13, 2010 14:39

Самый крупный вклад в борьбу против процентных норм внес граф И.И. Толстой. Еще до назначения министром он, в должности вице-президента Академии художеств, с помощью президента Академии великого князя Владимира Александровича добился того, чтобы процентная норма не распространялась на Академию художеств.
Выше указано, что Толстой занимал пост министра просвещения в кабинете Витте. Тот, при первом разговоре о предложении поста министра 27 октября 1905 года сказал Толстому, что его кандидатуру назвал ”сам Государь Император”. На следующий день Толстой заявил Витте, что он ”решительный и убежденный сторонник полной равноправности всех национальностей, обитающих в пределах Русского государства, <…> в еврейском вопросе - сторонник полного уравнения” евреев ”во всех правах с остальными гражданами России <…> сторонник немедленной отмены процентных норм при поступлении в учебные заведения, разрешения евреям занимать преподавательские места и открывать собственные учебные заведения”. Витте сказал, что ”сам решительный сторонник еврейского равноправия”, но ”не следует ставить вопрос так резко, <…> сомневаюсь, чтобы можно было исполнить это сейчас, <…> окончательное решение этого следует предоставить Думе”, которая будет созвана через полгода. Толстой посчитал Витте неправым в откладывании решения еврейского вопроса до Думы, но все же согласился сотрудничать с ним.
30 октября Толстой был приглашен на аудиенцию к Николаю II. Он повторил царю почти то же, что говорил Витте и еще добавил: ”Евреи стоят во многих местах во главе нынешнего революционного движения, почти всюду они являются его участниками или пособниками. Могут они успокоиться только тогда, когда им будут дарованы одинаковые со всеми жителями России гражданские права”. Николай II ответил: ”теоретически Вы, я думаю, правы <…> Я не против равноправности евреев, но при решении вопроса необходимо оградить интересы русских людей”. В заключение Толстой еще раз подчеркнул, что он за ”равноправие всех народностей, обитающих Россию, и в том числе и даже, главным образом, евреев” [22]. В результате 31 октября граф И.И. Толстой был назначен министром, которым оставался до 24 апреля 1906 года.
Толстой предложил Совету Министров отменить ограничения по приему евреев в вузы, подведомственные Министерству просвещения. Отчетливо представляя существовавшую в то время атмосферу в области еврейского вопроса и настроение царя, И.И. Толстой пошел на половинчатую меру, сохранив процентные нормы для средних учебных заведений. По его мнению, учитывая процентные нормы при поступлении в гимназии, ”нельзя вторичным процеживанием через норму” лишать евреев возможности получить высшее образование.
Совет Министров обсуждал представление И.И. Толстого 20 января 1906 года. Большинство Совета во главе с Витте поддержало предложение. Против выступили три министра. Особенно активно возражал министр внутренних дел П.Н. Дурново, указывая, главным образом, на несвоевременность подобной меры. ”Мемория” Совмина была составлена с разногласиями и послана царю, который, как отмечено выше, заявил, что еврейский вопрос будет решаться только тогда, когда он пожелает. Толстому ничего не оставалось делать, как ограничиться удовлетворением прошений о приеме евреев в вузы сверх нормы. Но он пытался узаконить положение в широком масштабе; 8 марта в своем письме к Витте И.И. Толстой сообщал о своем намерении удовлетворить просьбы советов некоторых университетов о сверхнормативном приеме евреев и запрашивал мнение Витте. Тот написал резолюцию: ”Внести в Совет”, но дело в Совмине не рассматривалось, вероятно, в связи с позицией царя.
На следующий день после отставки Толстого вместе со всем кабинетом Витте, Толстого посетил вновь назначенный министр просвещения П.М. Кауфман, поразивший его повторением отживших путей решения еврейского вопроса, ”а именно, признанием евреев иностранцами и даровании им прав таковых” [23]. Однако на практике Кауфман отрицал полезность норм. Он не только утверждал, что советы всех вузов были ”единодушны и настойчивы” в решимости ”открыть двери высшей школы для всех, получивших среднее образование, невзирая на национальность”, но и дал некоторые льготы в отношении процентных норм ряду университетов. Кауфман возражал против распространенного среди консерваторов мнения, что евреи ”будут опережать в занятиях русских коллег” вследствие ”чрезвычайной энергии и работоспособности”. Он был за то, чтобы ”разумное соревнование” способствовало ”пробуждению от лени и инертности” [24]. Позиция Кауфмана по еврейскому вопросу способствовала его отставке с поста министра.
В 1907 году томский архиепископ Макарий в письме царю жаловался на полное нарушение процентной нормы при приеме евреев в Томский технологический институт. Николай II передал письмо П.А. Столыпину, и оно рассматривалось в Совете Министров 18 декабря 1907 года. Шварц, ставший министром после Кауфмана, уведомил Столыпина о сделанном им в конце января 1908 года распоряжении, отменившем постановление Совета института, которое признало возможным принимать евреев больше нормы в 5%. Шварц также доложил об этом царю.
Данный факт послужил отправным пунктом для заседания Совета Министров 19 августа 1908 года, где обсуждался вопрос о законодательном установлении процентных норм, что предлагал и Кауфман (следует напомнить, что они были приняты в 1887 году в административном порядке). Еще 19 февраля того же года Совет Министров, основываясь на мнении Шварца, выразил пожелание, чтобы нормы были установлены не только для учебных заведений Министерства просвещения, но и других министерств и ведомств. Их руководители предлагали различные значения для норм. Например, Министерство внутренних дел посчитало необходимым установить единую норму в 4%, исходя из отношения численности еврейского населения ко всему населению страны. Шварц предложил принимать в среднюю школу ”лишь детей зажиточных евреев”; остальная масса еврейских детей должна ограничиваться образованием в городских училищах. Но министры не поддержали Шварца.
Совет Министров 19 августа принял постановление о восстановлении для вузов норм 1887 года. Посчитав, что среднее образование должно быть более доступным, министры решили образовать под председательством министра просвещения междуведомственное совещание для выработки предложений о процентных нормах при приеме в средние учебные заведения. 16 сентября 1908 года царь утвердил постановление Совета Министров [25].
На заседании упомянутого совещания Шварц предложил для гимназий те же нормы, что и для вузов. Министр финансов В.Н. Коковцов был против этого, так как ради выгодного заключения внешнего займа следует ”особенно бережно” относиться к евреям. Обер-прокурор святейшего Синода, бывший товарищ министра просвещения С.М. Лукьянов доказывал, что Шварцу ”было бы даже удобнее теперь не поднимать еврейского вопроса”. Министр торговли и промышленности В.П. Тимирязев был за повышение нормы с 3, 5 и 10% до 5, 10 и 15% соответственно. Совет Министров 23 июня 1909 года принял последние цифры; это решение 22 августа утвердил царь. Но Шварц остался при своем мнении [26].
Казалось бы, первый из упомянутых законов не ужесточил прежние нормы для вузов, а второй - повысил их для средней школы. Но по сравнению с положением, существовавшим в 1905-1906 годах, это был шаг назад, возмутивший не только евреев, но и либеральную общественность. Хотя нормы были установлены законами, они не имели законодательного характера, ибо не проходили через Государственную думу и Государственный совет, а были приняты в порядке верховного управления. Витте писал: ”Это было новое ограничение евреев и сделано вопреки закону” [27].
Правительство продолжало идти по пути ограничений. При министре Л.А. Кассо, сменившем в 1910 году Шварца, 11 марта 1911 года был подписан закон, распространивший процентные нормы на евреев, сдающих экзамены в гимназиях в качестве экстернов, исчисляемые по отношению к общему количеству экстернов [28]. Действительный смысл закона состоял в практическом запрещении сдавать евреям экзамены экстерном, так как у христиан, обучающихся без всяких ограничений, не было никакой необходимости в экстернате. Поэтому лишались такой возможности и евреи.
В конце марта того же года Кассо издал циркуляр, который предписывал представлять свидетельства о политической благонадежности всем лицам, которые не поступили непосредственно из средней школы в университет; было предложено исчислять процентную норму не к количеству принятых, а к количеству подавших заявления о желании подвергнуться испытаниям на поступление в гимназию - за счет этого процентная норма снижалась.
Кроме того, Кассо в циркуляре от 7 февраля 1914 года сожалел, что руководство университетов использует разные критерии для отбора студентов при приеме. Чтобы устранить несправедливый элемент случайности министр распорядился ”зачислять евреев в студенты университета в счет установленной нормы, не иначе, как по жребию”. Затем, 2 июля, Министерство издало дополнительный циркуляр, а в августе - еще третий по этому же вопросу [29]. Тем самым Кассо хотел исключить конкурс аттестатов, который обусловливал прием в студенты только евреев-медалистов и пятерочников. Они, естественно, становились наиболее успевающими студентами. По мнению Кассо, применение принципа ”выживания наиболее приспособленных” к еврейским ученикам в русской школе было недопустимым.
После смерти Кассо в конце 1914 года, в начале следующего года министром был назначен граф П.Н. Игнатьев. Он был либералом и проводил политику, считавшуюся правыми филосемитской. Игнатьев разрешил открыть сеть еврейских частных гимназий, утвердил устав первого еврейского вуза - частного политехнического института в Екатеринославе. В 1915 году под его руководством было разработано ”Положение о гимназиях (о средних общеобразовательных училищах) министерства просвещения”, одна из статей которого гласила: ”в гимназии должны приниматься дети всех сословий, без различия вероисповеданий и вероучений”. Однако увольнение Игнатьева с должности министра в конце 1916 года из-за недовольства царем проводимой им образовательной политикой не дало возможности реализовать указанное ”Положение”. Но все же при участии Игнатьева были приняты решения, продиктованные условиями военного времени и дающие послабления в части процентных норм. Так, 24 июля 1915 года, в рамках Особого журнала, Совет министров принял постановление ”О льготном приеме в отечественные учебные заведения детей лиц, несущих службу в рядах действующей армии, а равно самих участников войны, уволенных из армии из-за поранений или болезни”, которое царь утвердил 10 августа того же года. Это постановление при приеме в вузы распространялось как на христиан, так и на евреев. А 27 июня 1916 года Министерство просвещения издало циркуляр, по которому при исчислении еврейских вакансий в пределах процентных норм на 1916-1917 учебный год следовало исключить из расчета евреев, принятых в минувшем учебном году на льготных условиях согласно Высочайшему повелению 1915 года, затем определить число вакансий для евреев по отношению к общему числу студентов данного вуза с учетом вновь принимаемых. Эти вакансии следовало замещать в таком порядке: участники войны, уволенные из армии по ранению или по болезни; дети служащих в армии, получивших отличия; дети убитых и раненых; остальные абитуриенты, поступающие по конкурсу аттестатов или по жребию [30].
Вообще говоря, ряд учебных заведений на западе и юге страны из-за военных действий был закрыт. Родителям учеников средней школы этих районов предложили перевести их в другие города; при этом циркуляр Министерства разрешил для таких случаев прием евреев сверх нормы. Однако возможность воспользоваться этим разрешением для учебных заведений вне черты оседлости ограничивалась отсутствием повсеместного права жительства. Трудно сказать, как бы мог реализовываться этот циркуляр, скорее всего, евреи не смогли бы использовать появившиеся новые возможности. Но тут открылось новое обстоятельство. Военное министерство и правительство стали выселять евреев из зоны боевых действий во внутренние губерни, и факт переселения евреев в глубь России пришлось узаконить: циркуляр министра внутренних дел князя Н.Б. Щербатова от 15 августа 1915 года предоставил евреям право жить во всех городских поселениях, кроме столиц и местностей, находящихся в ведении Императорского Двора и военного Министерства [31].
4 марта 1917 года на одном из первых заседаний Временного правительства по предложению министра просвещения А.А. Мануйлова были отменены процентные нормы для евреев при поступлении во все учебные заведения, а 20 марта отменены все ограничения в правах российских граждан, обусловленные принадлежностью к тому или иному вероисповеданию и национальности [32].
На этом позорная история ограничения евреев в праве на получение образования, казалось бы, закончилась. Могли ли думать буржуазные министры, что через несколько лет пролетарское правительство вновь вернется к идее процентных норм, но уже распространенных не только на образование, но и на работу.
Но это уже другая история.

Примечания

1. Полное собрание законов Российской империи. Собрание 1-е. Т.28. № 21547.
2. Полное собрание законов Российской империи. Собрание 2-е. (ПСЗ-2).Т.10. № 8054.
3. ПСЗ-2.Т.2. № 1330; Т.19. № 18420.
4. ПСЗ-2.Т.36. № 37684;Т.49. № 52983.
5. ПСЗ-2.Т.48. № 52020.
6. Марек П.С. Очерки по истории просвещения евреев в России. М., 1909.С. 281; Познер С.М. Евреи в общих учебных заведениях//Книжки Восхода.1903. № 4.С.79-80 .
7. Исторический обзор деятельности Комитета Министров (1802-1902). СПб., 1902. С.435; Познер С.М. Указ. соч.С.82.
8. Журнал Министерства народного просвещения. 1884. № 10.С.77-78.
9. Полное собрание законов Российской империи. Собрание 3-е. (ПС3-3). Т.5. № 3054; Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. Т.10.СПб.,1894. № 198.Стб.330-332; Извлечение из всеподданнейшего отчета министра народного просвещения за 1886 г. СПб.,1891.С.31.
10. Обзор постановлений Высшей комиссии для пересмотра действующих о евреях в империи законов. Приложение. СПб.,1888. С.XLIX-LII.
11. Зайончковский П.А. Российское самодержавие в конце XIX столетия. М.,1970.С.133; Совет Министров Российской империи 19050-1906 гг. Документы и материалы. Л.,1990.С.196.
12. Мыш М.И. Руководство к русским законам о евреях. СПб., 1914. С.360-361.
13. Витте С.Ю. Воспоминания. Т.2. Таллин; М.,1994.С.199.
14. Российский государственный исторический архив (РГИА).Ф.733. Оп.153.Д.315.Л.4об., ПСЗ-3.Т.28.№31008;Т.29. №32501.
15. Слиозберг Г.Б. Дела минувших дней. Записки русского еврея. Париж,1933.Т.2.С.89,90,92.
16. РГИА, там же. Л.3 и 3об.; Георгиевский А.И. Краткий исторический очерк правительственных мер и предначертаний против студенческих беспорядков. СПб.,1890.С.165-166.
17. Толстой И.И., Гессен Ю.И. Факты и мысли. Еврейский вопрос в России. СПб.,1907.С.186.
18. Дубнов С.М. Новейшая история еврейского народа. Т.3. Берлин, 1923.С.353-354.
19. Змеев В.А. Эволюция высшей школы Российской империи. М., 1998.С.188.
20. РГИА, там же. Д.304.Л.40 и 40 об.
21. Шварц А.Н. Моя переписка со Столыпиным. Мои воспоминания о Государе. М.,1994.С.33.
22. Мемуары графа И.И. Толстого. М.,2002.С.38-39, 42-44.
23. Там же. С.136, 187, 282, 283; Совет Министров Российской империи…С.202.
24. РГИА. Ф.733.Оп.153.Д.304.Л.45 об.-46,49 об.; Ф.1276. Оп.2.Д.569.Л.15-21.
25. Особые журналы Совета Министров царской России. 1908 год. Часть III. М., 1988.С.606-612; ПСЗ-3. Т.28. №31008.
26. Шварц А.Н. Указ. соч. С.37-38, 88-89; ПСЗ-3.Т.29. № 32501.
27. Витте С.Ю. Указ. соч. Т.3.С.468,504.
28. ПСЗ-3.Т.31. №34900.
29. Константинов Н.А. Очерки по истории средней школы. М.,1956.С.121; Гимпельсон Я.И. Законы о евреях. Систематический обзор действующих законоположений о евреях с разъяснениями Правительствующего Сената. СПб., 1915.С.548-550.
30. Дудаков С.Ю. Парадоксы и причуды филосемитизма и антисемитизма в России. М.,2000.С.267-268; Константинов Н.А. Указ. соч.С.176-177; Совет Министров Российской империи в годы Первой мировой войны. СПб.,1999.С.402; Журнал Министерства народного просвещения.1916. №8.С.107-108.
31. Отмена черты еврейской оседлости. Вып.1.М.,1915.С.3.
32. Сборник узаконений и распоряжений правительства 1917 года. Отд.1. 1-е полугодие. Пг.,1917. №69.Ст.388; №70.Ст.400.

http://amindlin.narod.ru/prots_norm.htm

РПЦ, до1917, евреи

Previous post Next post
Up