Эра милосердия.

Sep 20, 2015 17:50


Летом прочитал роман братьев Вайнеров "Эра милосердия". Интересно, что в книге образы Жеглова и Шарапова имеют много отличий от киноролей, которые сыграли Высоцкий и Конкин. Во первых, возраст. Шарапову по книне 22 года, Жеглов на 4 года старше. Шарапов в книге простой парень, не интеллигент, на рояле не играет, в театр приходит с Жегловым первый раз в жизни. На фронте Шарапов служил не только разведчиком но и командовал штрафной ротой, поэтому блатную "феню" знает прекрасно, эти знания ему пригождаются в гостях у Горбатого. Шарапов крепкий, широкоплечий, не большого роста, русоволосый, особой красотой не блещет. На фронте прекрасно тренирован, умеет хорошо драться, стрелять, владеет ножом.

Жеглов помимо того, что прекрасный оперативник, широкоплечий брюнет среднего роста (подчёркивается, что плечи его еле помещаются в пиджак, дамский угодник, склонен к самолюбованию (авторы подчёркивают, что Жеглов любит разглядывать себя в зеркало и начищать свои сапоги до зеркального блеска). Прекрасно танцует. Шарапов даже Варю Синичкину к нему ревнует.

В любом случае благодарен Станиславу Говорухину за культовую экранизацию. И за то, что не убил Варю (по книге она погибает). Это было очень благородно с его стороны. Кстати, Шарапов фигурирует ещё в нескольких книгах Вайнеров.

Но оказывается есть ещё много интересных и малоизвестных подробностей съёмок телесериала "Место встречи изменить нельзя".

Изначально фильм Станислава Говорухина планировался как семисерийный. Но по требованию Гостелерадио его сократили с помощью перемонтажа. Вырезали как маленькие фрагменты, так и целые сцены. Ухитрились сократить кинофильм на два часа экранного времени. Много интересного пришлось вырезать. После монтажа все вырезанные кадры режиссёр сдал в архив Одесской киностудии, где они, к величайшему нашему сожалению, благополучно потерялись..

В итоге в фильм не попали: Фронтовое прошлое Шарапова и Левченко. Фильм должен был начинаться с военного пролога, где Левченко и Шарапов пробираются через линию фронта и выносят из боя раненого языка... Сцену снимали на болоте, промокшие до нитки актеры дубль за дублем лезли в холодную воду... Когда закончились съемки, Конкин увидел на спине у Павлова следы от банок. Тот только встал с больничной койки после воспаления легких...



В роли пленного немца снялся Пьер Оссейн - сын французской актрисы Марины Влади, жены Владимира Высоцкого, от брака с Робером Оссейном...

Пьер вспоминает: «Я снялся в фильме случайно. Много раз был с мамой на съемках - мы приезжали к Володе Высоцкому. И однажды режиссер сказал: «Надо сняться». Я ответил: «Есть!» На меня напялили военную форму, дали в руки винтовку - и в бой»...

Младший сын Влади тоже засветился в роли беспризорника, которого ловит за руку в начале фильма Варя Синичкина...



Постельная сцена Шарапова и Вари. Она была в романе братьев Вайнеров «Эра милосердия», по которой снят фильм, а также в режиссерской версии сценария... В книге она описана так: «Я поцеловал ее в плечо и снова поразился, какая у нее нежная, прохладная кожа. Гладя ее вьющиеся волосы и тонкие гибкие руки, я весь сгорал, а она была утоляюще свежая, тоненькая, и пахло от нее солнцем и первыми тополиными листочками, и грудь ее маленькая с нежными лунами светила мне в сиреневом сумраке занимающегося рассвета, а ноги были длинны и прохладны, как реки»...



Зрители должны были увидеть сцену после эпизода, в котором Шарапов и Варя танцуют. Но из цензурных соображений от единственных на весь сценарий эротических кадров отказались... «Говорухин поступал по-режиссерски мудро, - говорит Владимир Конкин. - Он заранее снимал некоторые сцены, понимая, что они не пройдут цензуру, но ему проще было отдать их, чем лишиться важных драматургических частей фильма. Среди таких сцен была и постельная. И хорошо, что ее нет. Это трехсекундный эпизод, где, по сути, мы лежим под простынкой. И все. Он и был не нужен, и его в итоге вырезали»..

Похождения Промокашки. В сцене с воровской «малиной», после того как участники «Черной кошки» уходят спать, был задуман эпизод: пьяный Промокашка пристает к подруге Горбатого, главаря банды. Но, как вспоминает Иван Бортник, сыгравший Промокашку, актриса во время съемок каждый раз начинала смеяться, и из эпизода ничего не получилось...

Плевок в лицо Жеглова. В эпизоде, когда во время взятия «Черной кошки» Промокашку выводят из подвала, Бортнику дали карт-бланш, разрешив импровизировать... Вспоминает И. Бортник: «Как снималась сцена выхода из подвала? После спектакля “Павшие и живые” мы с Володей подъехали к месту съемки у Яузских ворот. Это недалеко, минуты две езды. Говорухин стоит мрачный, матерится. Не складывался эпизод: все выходят, бросают молча пистолеты, скучно, серо, однообразно... Станислав мне говорит: “Слушай, я тебя очень прошу, ну придумай что-нибудь”. А время уже поджимает. Мы пошли с Володей вниз, в подвал, переодеваться. И тут мне пришла в голову мысль... Это было для всех неожиданностью. На выходе из подвала я истерически запел блатную песню, стал костерить охранников, пинаться с ними...

Ни Говорухин, ни Володя этого не ожидали. От неожиданности Володя даже вдруг потерял серьез, улыбнулся. А я настолько вошел в роль, что плюнул Жеглову в лицо. Он оторопел, утерся… А я уже вовсю попер на них: «Мусора, суки…». Но еще неадекватнее повели себя охранники. Надо сказать, что Говорухин нашел для этого эпизода настоящих милиционеров тех лет, давно уже вышедших на пенсию. Их переодели в послевоенную форму и привезли на съемку. И что с ними случилось! Они вроде понимают, что я актер, но внезапно произошло что-то такое в их сознании: а вдруг не актер? Вдруг настоящий уголовник? У них, вероятно, перед глазами все смешалось, и они стали меня бить, заламывать руки так, что я просто заорал от боли. И они кричат: «Ах ты, тварь паскудная, да мы тебя сейчас здесь же и задавим!»...

Отповедь Шарапова. По первоначальной версии сценария, после того как Жеглов застрелил Левченко, Володя не выдерживает и высказывает Глебу все, что о нем думает. В частности, он говорит о том, что они не могут дальше идти по жизни рядом, потому что Жеглов убивает людей и ему нравится это делать. Сцена была снята, но в финальную версию не вошла...

Гибель Вари. В первоначальном варианте фильма (как и в романе) Варя погибала от руки бандита, и первое, что видел в вестибюле управления вернувшийся с задания Шарапов, - ее портрет с траурной лентой. Но в Гостелерадио решили, что финал слишком уж трагический: с каким настроением зрители пойдут в понедельник на работу??? Кстати, против гибели героини был и Высоцкий. В итоге Варя остается жива и забирает из детдома подкидыша. Сцену, когда Шарапов приходит к Варе и видит ее с ребенком на руках, доснимали в авральном порядке. У Натальи Даниловой (исполнительница роли Вари) была уже другая прическа - для новой роли она отрезала челку...

В то светлое советское время в Украине было всего две общественных бильярдных: одна в Киеве, и одна в Одессе. Фильм снимался на Одесской киностудии, и потребовалась массовка - люди, которые ходят в казино. Странное дело, набрать таких людей оказалось не так уж просто. Дело в том, что многие играли на деньги, а таким людям засвет в кино был не к чему...

Одессит Владимир Иванов играл в бильярд лучше всех, и, в отличие от остальных, решился сниматься. В фильме играл Высоцкий. Оба Владимира - одногодки. Высоцкий любил кино, а Иванов - бильярд. Все сложилось, и смелый одессит решил попытать счастье в кино... Примеру Иванова последовали и другие бильярдисты. Владимир Львович говорит: "Не пошел бы я - другие бы тоже не пошли"...

"Высоцкий вообще не играл в бильярд. В эпизоде один удар он исполнил сам. Это сняли, и это его работа называется. Нас целую неделю снимали. Потом они это комбинировали, резали. А этот удар я ему поставил и рассказал, как бить. Он первый раз попробовал, что это такое, ударил - и забил", - рассказывает Владимир Иванов... Все остальные "фокусы" исполнял Владимир Иванов...
Источник.

искусство, кино, Люблю

Previous post Next post
Up