Оригинал взят у
rostovetz в
СТАРООБРЯДЧЕСКИЕ МОЛЕННЫЕ МОСКВЫ В 1886 ГОДУ (СПЛЕТНИ НИКОЛАЙ ИВАНЫЧА)."Кромѣ моленныхъ и церквей въ частныхъ раскольнпческихъ домахъ, у богатыхъ раскольниковъ, въ Москвѣ существуютъ общественныя моленныя «указныя», дозволенныя правительствомъ, каковы напр. при домѣ Латрыгина, Мешечникова, Царскаго и др. Онѣ, разумѣется, безъ алтарей и раскольники собирались въ нихъ только для служенія утрени, часовъ и другихъ службъ. Но недавно нѣкоторыя изъ нихъ превращены въ церкви, т.е. въ нихъ придѣланы алтари и къ нимъ поставлены попы для служенія обѣденъ. Такъ года три тому назадъ обращена въ церковь моленная Латрыгина въ Таганкѣ, и при ней въ настоящее время состоитъ попъ Іаковъ изъ деревни Язвищи, въ Гуслицахъ. Теперь заправители раскола и моленную Царскаго, которая находится у Тверской заставы, близъ моленной при домѣ, бывшемъ Прокопія Лапшина, хотятъ обратить въ постоянную церковь, устроивъ въ ней алтарь, и для служенія въ ней назначить особый причтъ. Этого желаютъ мнотіе и изъ бывшихъ прихожанъ Прокопія, у которыхъ поповствуетъ теперь попъ Савва. Такъ какъ этотъ Савва за свой строптивый характеръ и дерзкіе поступки, о которыхъ мы уже писали, очень многимъ не нравится, а просьбы ихъ смѣнить этого Савву, Савватій не исполняетъ, не смѣя прекословить защитнику Саввы и врагу Прокопія, старому и властному у раскольннковъ попу Петру Драгунову, то бывшіе прихожане Прокопія, чтобы избавиться отъ Саввы, и задумали открыть новый приходъ при моленной Царскаго.
И самъ Московскій Духовный Совѣтъ хлопочетъ объ открытии новаго прихода въ Преображенскомъ, около Покровскаго моста. Здѣсь находится домъ наслѣдниковъ богатаго бѣглопоповца Булышева, и въ немъ существуетъ моленная, украшенная множествомъ драгоцѣнныхъ иконъ. Сюда обыкновенно собирались молиться бѣглопоповды, и нерѣдко служилъ здѣсь обѣдни бѣглый попъ Димитрій. Хозяинъ этой моленной, купецъ Булышевъ, въ началѣ текущаго года умеръ. До конца жизни онъ держался бѣглопоповства; но наслѣдникамъ его очень опротивѣли бѣглые попы, поэтому они оставили бѣглопоповство и перешли къ попу австрійской іерархіи, даже и хоронить покойника, который никогда австрійскихъ поповъ не принималъ, хотя и къ бѣглымъ не ходилъ уже на духъ, пригласили именно австрійское духовенство. Разумѣется, погребение надъ Булышевымъ, какъ надъ богатымъ человѣкомъ, было совершено соборнѣ. Послѣ похоронъ на Рогожскомъ Кладбищѣ попы эти трапезовали и поминали покойника, какъ своего духовнаго сына. Вскорѣ потомъ наслѣдники Булышева изъявили желаніе принять попа австрійской іерархіи и для всегдашняго служенія въ ихъ моленной. Ревнители раскола, какъ само собою попятно, весьма обрадовались этому и стали пріискивать сюда достойнаго попа. Но дѣло это разстроилось, и вотъ почему. Такъ какъ въ недальнемъ разстояніи отъ дома Булышева находятся уже двѣ моленныя, въ которыхъ служатъ попы Иванъ и Константинъ, то владѣльцы этихъ двухъ моленныхъ, а еще больше существующее при нихъ причты, изъ опасенія лишиться доходовъ съ открытіемъ новаго прихода, стали противодѣйствовать его открытію; а попъ Иванъ даже открыто сталъ говорить, что и погребеніе Булышева,
какъ бѣглопоповца, австрійскіе попы совершили незаконно и что Духовный Совѣтъ не долженъ былъ этого допускать. Рѣчи попа Ивана дошли до свѣдѣнія Духовнаго Совѣта, и за недѣлю до пасхи его потребовали къ отвѣту въ Духовный Совѣтъ. Здѣсь, въ присутствіи Савватія, первый набросился на попа Ивана Петръ Драгуновъ: «ты говорилъ, что надъ Булышевымъ не слѣдуетъ пѣть погребеніе»? Попъ Иванъ отвѣтилъ: говорилъ.- «Ты еще молодъ, а суешься обсуждать дѣла»! съ гнѣвомъ сталъ выговаривать ему Драгуновъ.
-«Помилуйте, отвѣчалъ Иванъ, - какъ же мы, пастыри древлеправославной церкви, человѣка, съ роду къ нашему обществу не принадлежавшаго, по смерти его причитаемъ къ своей церкви и творимъ надъ нимъ погребеніе и молитвы! Покажите, гдѣ на это есть правила»? Конечно Духовный Совѣтъ ничего возразить не могъ, и долженъ былъ оставить попа Ивана въ покоѣ".
Субботин Н.И. Летопись происходящих в расколе событий. За 1886 год (с 1 января по 1 июня). - М., 1886. - С.51-53.