Пациенты Номер 67 или По Мотивам Дискуссий

Apr 19, 2013 16:05

По итогам приблизительно четырехмесячного обзора и участия в дискуссиях, в основном, на тему видения России и СССР нынешними россиянами, пришел к определению явления (с моей, личной, персонально-дилетантской, безусловно, точки зрения) попыток переосмысления советского прошлого с позитивной стороны.

Такие попытки многообразны в своих исполнениях, но смысл сводится к одному, как я понимаю: СССР был мировой жизнеспособной державой, лидировал, либо занимал почётные ведущие места вверху таблицы (по разнообразным критериям, от ВВП до технологического прогресса), и, за исключением "отдельных недостатков," был, в общем-то, позитивной силой и явлением в мировой истории 20-го столетия. А убили его враги, подло и обманным путём. В доказательство приводятся победа во Второй Мировой; второе место после Штатов по объёмам экономики; и полностью автономный полёт шаттла "Буран," кроме всего прочего. Этому противопоставляются, например, экономический кризис на Западе (70-80-е), нечистоплотные (по мнению спорящих) действия заграничной закулисы (как решение "демонтировать" СССР извне, в угоду интересам "настоящих властителей мира"), и утверждения о тотальной уникальности России, в плане обладания богатейшими природными ресурсами, владения стратегическими территориями ("болевыми точками"), и населенностью гениальным, культурным, белым народом. Опять же, Пушкин-Чайковский-Достоевский - и "русская история была страшной, но великой!" Всё, круг замкнулся - правота неоспорима.

Кто не владеет иностранными языками, не читает западную литературу в оригинале, достаточно молод и нелюбознателен (не застал СССР, но и не интересуется особо тем периодом), новости о России и мире узнает исключительно из российского ТВ и Лента.ру, а за границу ездит, в основном, отдыхать на пляжах развивающихся стран, куда россиян пускают без виз - является идеальным потребителем этой теории. Но есть и другие - которые не только потребляют, а и расширяют, дополняют, защищают этот взгляд на вещи, и, в общем-то, веруют в него полностью сами. Ответ на вопрос "почему?" внезапно прояснился, когда, на днях, по какой-то посторонней причине, вспомнился фильм Shutter Island ("Остров Проклятых" в российском прокате, если вики не обманывает). Чтобы не забылось - сейчас ниже изложу параллели с фильмом, в виде свободного и краткого изложения сюжета. Если кто фильма не видел - посмотрите сначала (очень хорошее кино, на мой вкус)!

Фильм начинается с того, что главный герой - вот он, внизу на фото - в 1954 году прибывает на остров, где находится психбольница с особо опасными для общества пациентами. Причина - проста: он - следователь и его, вместе с напарником, послали разобраться с положением дел в психбольнице, из которой, похоже, кто-то сбежал.



Paramount Pictures
Следователь в исполнении великолепного Лео хмур, сосредоточен, полон недобрых предчувствий, но полностью контролирует ситуацию...

По прибытии на остров, следователь - Эдвард Дэниелз (Edward Daniels), или, по-русски, Эдуард Данилов - сразу чует неладное. Доктора - не очень-то рады приехавшим специалистам; некоторые больные ведут себя в высшей степени странно - вот эта, внизу, почему-то "узнаёт" Эдуарда, здоровается с ним и о чём-то пытается предупредить; да и с персоналом больнички что-то явно не так. "Наверняка, гады, многое скрывают!" - думает Эдуард и начинает КОПАТЬ.



Paramount Pictures
"AAAAAA!!! Она меня когбутта ЗНАЭ!"

Тем временем, выясняется, что сбежавши - некая Рэчел Соландо (Rachel Solando). Где может быть - неизвестно, но остров - в принципе, небольшой, хотя и со значительным количеством объектов, где беглец мог бы скрыться - леса, пещеры, и загадочная башня-маяк, вроде бы заброшенная, но "кто его знает." Эдуард вызывает поочередно на допросы врачей и пациентов, слегка запутывается в их ответах, но, по совокупности результатов бесед с начинающимися у него видениями и кошмарами, начинает ПОДОЗРЕВАТЬ.
А подозревать, прямо скажем - есть за что. Во-первых - в палате/камере, где сидела Рэчел Соландо, найдена записка с кодом, который содержит намёк на какие-то "4 имени" и, что более важно - на "пациента номер 67," тогда как главврач утверждает, что в больнице всего 66 пациентов. Во-вторых - лечащий врач самой сбежавшей внезапно отбыл в отпуск. В-третьих - на вечере у главврача Эдуард встречает другого главврача, у которого немецкий акцент и который напоминает Эдуарду нацистов (с которыми он воевал на Второй Мировой и видел, в частности, при освобождении Дахау). В-четвертых - в больнице, вроде бы, должен сидеть некий Эндрю Лэддис (Andrew Laeddis), который повинен в смерти жены и детей Эдуарда несколькими годами ранее, и из-за которого Эдуард и попросил быть назначенным на расследование; однако, никаких записей о Лэддисе в больнице им не обнаружено. В-пятых, в один из трех корпусов больницы главврач явно намерен не пускать Эдуарда во что бы то ни стало. В-шестых, Эдуарду на острове начала являться в видениях погибшая от рук Эндрю Лэддиса жена, намекающая - в деталях! - на разнообразные страшные дела, творящиеся тут. В-седьмых, Эдуард вспоминает, что встречал на материке бывшего пациента больницы, который смутно намекал на "психотропные эксперименты" проводимые на острове врачами, возможно, как часть секретной государственной программы, или как продолжение нацистских исследований на людях. Как на грех, на остров надвигается ураган и отрезает его полностью от материка. Ураган, обрушившись, вырубает генераторы электричества, создает всеобщую неразбериху, в течение которой Эдуард с напарником сбегают из-под присмотра персонала и исследуют кладбище и запретный корпус, который оказывается пустым. Вымокших и заблудившихся, их находит охранник; привезя в больницу у них забирают промокшие насквозь одежду и сигареты, выдав взамен униформу пациентов и новые, сухие папиросы. После новых папирос у Эдуарда усиливаются видения и кошмары, в которых он видит то Лэддиса, то свою жену, не прекращающую выдавать ему таинственные намёки про остров.



Paramount Pictures
"Таки похоже, шо кругом - враги!"

На следующий день происходят два главных события: Эдуард, пользуясь продолжающейся неразберихой, проводит дальнейшие поиски Лэддиса, вместо него, однако, найдя некоего Нойса, в котором узнаёт бывшего пациента, встретившегося Эдуарду на материке какое-то время назад; и, потеряв из виду напарника, пытается его (напарника) обнаружить, но взамен, исследуя прибрежные пещеры, натыкается на беглянку - Рэчел Соландо. Первый "найдёныш" - Нойс - выглядит сильно побитым и повторяет "Лэддис, Лэддис," очевидно намекая, что Лэддис до сих пор находится на острове; от него Эдуард получает неясные уверения, что напарник Эдуарда - возможно, не тот, за кого себя выдаёт. Вторая - Рэчел Соландо - рассказывает ужасную историю о том, что она, ранее, сама была врачом в этой больнице, но, обнаружив признаки секретных и незаконных исследований над пациентами и, пригрозив главврачу разоблачением, была сама объявлена сумасшедшей и брошена в камеру-палату. Она, далее, предупреждает Эдуарда о нависшей над ним опасности: его напарник - приставленный к нему федеральный агент, цель которого - мешать расследованию; главврач - заодно с напарником и с нацистским доктором, вместе они проводят психотропные эксперименты над людьми, в рамках нелегальной секретной государственной программы, а Эдуарда они - точно так же объявят сумасшедшим и посадят в камеру. Тут наступает ночь и, обессиленный тяжелым днём, Эдуард валится спать в пещере, решив наутро разгромить всю больницу, но выяснить правду.



Paramount Pictures
Главврач? Или, все же - главВРАГ?! Смотрите, как глазки забегали - явный гадёныш!

Решимость исполнить свой план Эдуарду придают видения, в которых уже совсем "как живая" жена ему подсказывает, что делать; и главврач, встретив которого, Эдуард окончательно верит словам Рэчел Соландо - на вопрос Эдуарда "не видели ли они в больнице внезапно пропавшего напарника?", главврач делает удивленное лицо и отвечает, что Эдуард-де прибыл на остров один.

Далее следуют быстроразворачивающиеся сцены, в которых Эдуард использует армейскую сноровку и знания, а, также, навыки работы в полиции - и пробивает себе путь в последний неисследованный уголок острова, башню-маяк. Там происходят несколько странных явлений - например, главврач одновременно умирает от выстрела из револьвера в голову (когда Эдуард его находит и стреляет в него), и - в следующую секунду остается живым. Мир начинает бешено вращаться перед глазами Эдуарда, он перестает отличать реальность от галлюцинаций; в комнату входит напарник....только это уже не напарник, а - врач, тот самый, который уехал, якобы, в отпуск. Главврач начинает говорить...и Эдуард - ВСПОМИНАЕТ. Кто он. Где он. И ПОЧЕМУ.



Paramount Pictures
Вспоминать прошлое - тяжело. Смешного ничего нет.

Эдуард - и есть пациент номер 67. Его настоящее имя - Эндрю Лэддис. Edward Daniels - анаграмма имени Andrew Laeddis. Rachel Solando - анаграмма имени Dolores Chanal, которая была его женой в реальности. Эти четыре имени - два реальных и два выдуманных Эндрю - и были тайной "4 имен." Эндрю действительно воевал (на почве увиденных в Дахау ужасов стал крепко пить), а, затем, служил как US Marshal (служба розыска сбежавших преступников). У него были жена и трое детей. Жена была "со странностями," которые Эндрю "не замечал," потому что был постоянно в разъездах, а дома - пил. Самый вероятный диагноз жены - маниакально-депрессивный психоз. Однажды, вернувшись домой из командировки, Эндрю обнаружил дома задумчивую и улыбающуся жену, но не нашёл, сперва, детей. Далее - следует сцена полного прозрения Эндрю, которую нельзя смотреть без содрогания: он вспомнил, что, побежав к пруду возле дома, обнаруживает детей, утопленных матерью, которая, очевидно, совсем лишилась рассудка в последний припадок. Эндрю, постепенно теряя рассудок сам, обнимает жену, затем слышит выстрел и, с удивлением, смотрит на расплывающееся кровавое пятно на животе жены. Когда Эндрю судят за её убийство, он уже невменяем, его мозг отказывается признавать реальность и он плотно входит в роль таинственного следователя Эдварда Дэниелса, который ДОЛЖЕН найти убийцу его жены и детей, некоего сумасшедшего Эндрю Лэддиса.

Секретные исследования, доктор-нацист, заговор врачей, беглянка Рэчел Соландо с её разоблачениями, психотропные эксперименты, государственная программа контроля разума - это всё изобретения Эндрю, искусно вырабатываемые его мозгом для сокрытия от его сознания страшнейшей правды, которую мозг просто не может переварить. Вся история с "напарником" и "расследованием" - применение нового, гуманного метода лечения таких заболеваний, когда пациента снимают с успокоительных наркотиков, разрешают им полностью погрузиться и пережить до конца свои фантазии, и позволяют им самим прийти к правде и посмотреть ей в лицо. Видения, кошмары - побочные явления "спрыгивания" с успокоительных. Это - вторая попытка главврача. Первая - после которой Эндрю тоже всё вспомнил - закончилась регрессом и буйным поведением, в результате которого Эндрю избил другого пациента, Нойса. Если эта попытка закончится неудачно - у врачей будет лишь один выход, ввиду вспышек буйства у Эндрю и опасности от него другим: лоботомия. В результате которой Эндрю останется наедине со своим выдуманным миром, без шанса на выздоровление и с общей заторможенностью мозговой и физической деятельности.

-------------------------------------------------------- *--------------------------------------------------------

Возвращаясь теперь к изначальному вопросу, изложу параллели, возникшие в моём воображении.

Эндрю (Андрюха) Лэддис (Пациент 67) = Русский народ, он же - советский народ, он же - россияне.
Долорес Шанал (Андрюхина жена с маниакально-депрессивным психозом) = Советская власть, она же - большевики, она же - революционеры, она же - КПСС, она же - СССР.
Дети Андрюхи = Царская Россия, они же - дом Романовых, они же - Николай II, они же - дворянство, они же - устройство и институты Российской Империи, они же - будущее России.
Шаттер Айленд (Остров Проклятых) = ....ну, думаю, тут всё ясно и без объяснений.



Paramount Pictures
Этого будущего - уже не будет. Надо принимать решение каким будет другое будущее.

В жизни Андрюхи произошло СТРАШНОЕ, непостижимое мозгом событие. Тот, с кем он жил бок о бок - убил, уничтожил его будущее. Осознать, что - всё, уже не будет ничего, ничего, что могло бы быть, и что Андрюха воспринимал как свою жизнь, свое грядущее продолжение - это осознать тяжело. Невозможно. Можно смотреть на трупы, вспоминать как было. Но будущего уже - НЕТ. Случилось это - не в лесу, не медведь задрал. Случилось это - дома у Андрюхи. Пока Андрюха воевал, пил, уезжал по делам. И уже ничего нельзя сделать. Осталась только жена Долорес - "со странностями." Такими, что, в момент истины, Андрюха, наконец понимает: ТАК жить нельзя. Это - противоестественно. Долорес Шанал - это нелюдь. Это её вина, беда, болезнь, суть, жизнь. Как она погибнет - Андрюхин ли револьвер сделает последний выстрел? или это она сама вытащила револьвер из его кобуры и нажала курок? или они вместе свершили то, что не могло не произойти - потому что так жить нельзя? Это уже никому не узнать, да и не важно знать. Итог - Андрюха остался один, среди трупов, с кровью на руках и рубахе, без будущего, без настоящего, и с таким прошлым, что лишь сводит с ума.

Выбор теперь у Андрюхи - таков: усилием мозга удержать правду - которую мозг отторгает, и которая жжёт как напалм; либо - лоботомия, и остаток существования провести в иллюзиях, фантазиях и поиске убийцы-Лэддиса в полуночном бреду.

Выбирающие внутреннюю эмиграцию в СССР вчера и в России сегодня - это Андрюха, живущий с корёжащей мозг правдой, ежедневно вспоминая в деталях как было - и отдавая себе отчет, что уже так не будет. У них нет того будущего, которое было вначале, но есть твёрдый хват прошлого и, оттого, ясное осознание настоящего. Им тяжело, но есть и надежда - чем больше таких выздоравливающих пациентов, тем меньше резонов держать на острове больницу-тюрьму. Каким станет будущее после тюрьмы на Острове - неизвестно, да и вряд ли они действительно до него доживут как участники; может быть - как зрители. Но они - сильны духом, и как ни берет их отчаянье временами, любовь к правде им дороже.

Выбирающие регресс и конспиративные теории - это Андрюха, соглашающийся на лоботомию. Одну из причин озвучил герой фильма в конце: "Which would be worse? To live as a monster, or die as a good man?" ("Что хуже? Жить монстром, или умереть как человек?"). Если сил не хватает объять мозгом и принять правду, если подспудное чувство вины - за недосмотр, за своё отсутствие дома, за непредотвращение трагедии - слишком сильно, то, быть может, и впрямь лучше нафантазировать себе мир иллюзий, где ты - исполин, окруженный врагами, плетущими интриги и заговоры...где твоя жена и дети - были злодейски убиты кем-то другим, вечно неуловимым, страшным и таинственным, непостижимым и злым. Тогда можно навек остаться сумрачным маршалом Даниловым, у которого враги украли будущее, прошлое и настоящее, и свято верить, что наступит, однако, миг расплаты, и заговор раскроется, а убийца - будет наказан. И, вот, тогда-а-а....

У Андрюхи из фильма этим набор вариантов и исчерпывается. Однако, реальная жизнь дарит нам возможности помимо киношных. Выбрав, например, эмиграцию внешнюю - то есть покинув Остров насовсем, душой и телом - можно научиться взирать на правду без боязни; и жить с ней, но без острой боли. Поняв, что той жизни уже не будет, но, возможно, будет жизнь другая. Никого не виня, ни о чём не жалея. Если получится, конечно.

Потому что - да, бывает. В жизни - и не то еще бывает. В жизни - случается всякое. Не получилось с первого раза? Значит - надо попробовать родиться еще раз.

Россия, СССР, кино

Previous post Next post
Up