Азербайджан - последняя республика бывшего СССР, после посещения которой в июне 2017 г., могу сказать, что побывал на Кавказе везде. Конечно, есть ещё несколько мест между Чёрным и Каспийским морями, куда не ступала моя нога, однако, в процентном соотношении, эта величина ничтожная. И продолжая вспоминать "Страну Огня", не могу не упомянуть про одного из моих любимых азербайджанцев - великого Муслима Магометовича Магомаева.
Гений этого творца, равно как и его музыкально-философское наследие, к сожалению, до сих пор не раскрыто полностью. Большое количество фактов биографии "бакинского орфея", неизвестно широкой публике, а с уничтожением Союза и то что было у всех на устах, кажется, кануло в Лету. В этом отношении стоит отметить, что будучи на стажировке 1964-65 гг. в итальянском театре Ла-Скала, а в 1966 г. выступая в составе концертной группы в парижской "Олимпии", 25-ти летний Магомаев настолько поразил западных импресарио своим талантом, что оказавшись в поле их зрения, практически с ходу получил предложение выступать на лучших концертных площадках Европы в компании с тогдашними "рок-звёздами". В то время, печально известный своими социальными экспериментами Тавистокский институт, пожиная плоды молодёжного инакомыслия в музыке и переориентировав силу протеста против капиталистической несправедливости, колониальных войн и социального неравенства в русло секс-революции и наркотиков, отчаянно нуждался в крупных дарованиях, способных сотворить очередной кульбит так называемой культуры "нью-эйдж" - музыкальной религии нового века.
Муслим идеально подходил на роль суперзвезды. Неповторимый баритон, высокий артистизм, оперная сила голоса, всё это стало отправной точкой для заманчивых предложений от западных воротил шоу-бизнеса. Однако, когда "по-хорошему" не вышло - Магомаев сослался на свою востребованность в СССР, на родине на него неожиданно завели уголовное дело о хищениях. Сфабрикованный процесс послужил толчком к настоятельным рекомендациям всесильного истеблишмента к Магомаеву незамедлительно просить политического убежища во Франции. К чести Муслима, все трудности с советским партаппаратом он преодолел с помощью силы своих способностей, даже не подумав о бегстве в страны заката.
К сожалению, в родном для певца Баку, не нашлось места ни для дома-музея, ни даже для памятника выдающемуся таланту земли азербайджанской. Тем не менее, немеркнущий голос Магомаева оказался сильнее смерти и, возможно, поэт Юрий Сапожков, размышляя о бренности бытия, выразил в своих стихах именно эту максиму, про "не зарастающую народную тропу":
Невзгоды ищут нас усердно
Покоен будь - не обойдут.
И вот, не вынося из сердца,
Нас на плечах уже несут.
Пусть всё кричит, что мы не вечны.
Но надо так стараться жить,
Чтобы никто не мог на плечи
Из сердца нас переложить.
П.С.
Два клипа на одну и ту же песню о чудном Баку с разницей почти в 50 лет, наглядно демонстрируют, что нет никакого "современного" искусства, есть лишь искусство настоящее - то бишь вечное...
You can watch this video on www.livejournal.com
You can watch this video on www.livejournal.com