Пурпур с глубокой древности считался одним из самых дорогих красителей, пурпурные ткани всегда оставались предметами роскоши и признаком особого статуса его носителей.
Посему пурпурный цвет получил особое значение в византийской культуре, представляя собой цвет царя, владыки - Бога на небесах или императора на земле.
Вполне логично, что этот цвет закрепился и в иконографии.
Сошествие Святого Духа на апостолов - мозаика в малой северной апсиде собора Воскресения Христова в Санкт-Петербурге (создана по эскизу художника Василия Беляева).
В центре круга апостолов - Богородица в традиционном облачении, мафории - длинном покрывале пурпурного цвета, закрывающем голову и плечи.
Однако, несмотря на одинаковое название и дороговизну, существовало несколько разновидностей пурпура, имевших разные цвета, от тёмно-бордового, фиолетового разных оттенков и до почти синего индиго - посему довольно сложно определить, какой же он по цвету - настоящий пурпур.
В № 49 журнала "Мануфактурные и горнозаводские известия" за 1855 год была опубликована статья "Историческій очеркъ о краскѣ извѣстной подъ названіемъ пурпура", текст которой я и привожу ниже.
Употребленіе пурпура для окрашиванія тканей началось въ глубокой древности. Въ-теченіе нѣсколькихъ вѣковъ эта превосходная краска употреблялась преимущественно для крашенія шерстяныхъ тканей, которыя, по дороговизнѣ пурпура, шли только на одежды царей, высшихъ духовныхъ особъ и сановниковъ, потомъ онѣ сдѣлались довольно обыкновенными, и наконецъ, съ завоеваніемъ греческой Имперіи Турками, совершенію вышли изъ употребленія.
Это красильное вещество содержится въ видѣ зеленовато-желтой жидкости въ особомъ сосудѣ у нѣкоторыхъ одностворчатыхъ раковинъ. Этотъ сосудъ, величина котораго не больше орѣха, находится у нихъ на брюшной полости.
- Изъ породы одностворчатыхъ раковинъ, эту матерію содержатъ преимущественно такъ называемые трубороги или трубянки (*) и багрянки (**).
Эти раковины въ настоящее время живутъ между прочимъ около береговъ Индіи , Исландіи , Швеціи и Франціи.
Означенная матерія, доставляемая этими раковинами, въ Индіи теперь употребляется для окрашиванія хлопчатой бумаги, а въ Исландіи, Швеціи и Франціи для мѣтки бѣлья.
Эта красильная матерія имѣетъ видъ густой и вязкой жидкости , которая весьма хорошо вбирается кисточкой.
Вѣроятно, что жидкость эта есть ни что иное, какъ моча, потому-что сосудъ или органъ, въ которомъ она содержится, открывается наружу, а не внутрь. Въ доказательство того можно еще привести и то, что моча китовъ краситъ шерсть и ленъ также въ превосходный пурпуровый цвѣтъ.
Красильная жидкость, о которой идетъ рѣчь, тогда только даетъ на тканяхъ прочный пурпуровый цвѣтъ, когда ткань, напитанная красильной матерію, выносится на солнце при чемъ зеленоватожелтый линючій цвѣтъ красильной матеріи мало-по-малу превращается въ пурпуровый и очень постоянный.
Окрашиваніе тканей пурпуромъ преимущественно производилось въ Тирѣ и Константинополѣ. Издѣлія тирскія, цвѣтъ которыхъ походилъ на цвѣтъ свернувшейся крови, славились больше константинопольскихъ; цвѣтъ этихъ послѣднихъ имѣлъ фіолетовый оттѣнокъ.
- Въ Тирѣ окрашиваніе шерстяныхъ тканей производилось слѣдующимъ образомъ: ткани клали сначала въ сокъ изъ обыкновенныхъ раковинъ, а потомъ въ красильную матерію изъ трубороговъ, которую передъ тѣмъ разбавляли морской водой, оставляли сутокъ на трое въ открытыхъ сосудахъ, варили ткани въ получаемой жидкости и наконецъ выносили ихъ на солнце, при чемъ цвѣтъ на тканяхъ, сначала незавидный становился пурпуровымъ и нелинючимъ.
Въ 1683 году нѣкто Виніаминъ Коле, въ Бристолѣ, пріобрѣлъ извѣстность за изслѣдованіе раковинъ, которыя одинъ красильщикъ, нажившій значительныя суммы, употреблялъ для окраски тканей въ пурпуровый цвѣтъ. По изслѣдованію Коле тоже оказалось, что жидкость изъ мочеваго пузыря открытыхъ имъ раковинъ сообщала шерсти пурпуровый цвѣтъ при непосредственномъ дѣйствіи солнечныхъ лучей.
Въ 1709 году Бернаръ Жюсьо повторилъ опыты Коле надъ багрянками, живущими въ Средиземномъ морѣ, а Реомюръ въ 1710 году подвергъ тѣмъ же изслѣдованіямъ трубороговъ, обитающихъ близь Пуату. Опыты того и другаго подтвердили показанія древнихъ и Виніамина Коле.
Около половины прошлаго столѣтія Дюгамель открылъ присутствіе той же красильной матеріи въ раковинахъ около Прованса. Въ началѣ текущаго столѣтія тѣмъ же предметомъ занимался Банкрофтъ и удостовѣрился, что на пурпуръ не дѣйствуютъ окисляющія вещества и даже хлоръ.
Гонфревиль, посѣтивъ Восточную Индію въ 40-хъ годахъ, описалъ тамошнее собираніе багрянокъ, способъ храненія и употребленія ихъ. Багрянки, собираемыя мало-по-малу, хранятся въ морской водѣ. Когда ихъ накопится такимъ образомъ значительное количество, тогда каждую раковину, т. е. самое животное бросаютъ въ выложенный свинцомъ чанъ съ морскою водою, растираютъ, оставляютъ массу на нѣсколько дней и наконецъ красятъ въ ней шерсть, хлупчатую бумагу и проч. На окраску 2 или 3 фунтовъ шерсти нужно отъ 4 до 5 тысячъ раковинъ, что обходится около 15 руб. сер.
Въ 1776 году шведскій химикъ Шееле открылъ, что растворъ мочевой кислоты въ азотной (селитряной) кислотѣ окрашиваетъ кожу въ весьма постоянный красный цвѣтъ.
Если этотъ растворъ выпарить, то онъ даетъ темно-красный остатокъ, въ которомъ Прутъ предполагалъ присутствіе такъ называемой пурпуровой кислоты, а Либихъ и Вёлеръ разсматривали его за мурексанъ.
Коппъ и Либихъ пытались примѣнить это красное вещество къ окрашиванію шелка, но попытки ихъ не увѣнчались успѣхомъ. Въ новѣйшее время, Саккъ, Шлумберже и Дольфусъ достигли весьма удовлетворительныхъ результатовъ относительно окрашиванія шелка и шерсти этимъ веществомъ, которое весьма похоже на пурпуръ древнихъ, такъ-что быстрому распространенію этого новаго красильнаго матеріала мѣшаетъ только дороговизна приготовленія мочевой кислоты.
(*) Труборогъ (Purpura hémàstoma) описанъ Плиніемъ подъ названіемъ Bucciuum lapillus.
(**) Багрянки (Murex brandaris) у того же писателя извѣстны подъ названіемъ Purpura. Остатки этихъ обоихъ видовъ раковинъ найдены въ значительномъ количествѣ въ Аѳинахъ близь древнихъ красильныхъ заведеній.
Одной из разновидностей пурпура окрашены и одеяния Христа на многих иконописных изображениях:
Вознесение Христа. По оригиналу Т. А. Неффа. Вторая половина 1800-х. Мозаика. Исполнили М. Зощенко, В. С. Болотнов, И. Вершинин.
Исаакиевский собор, Санкт-Петербург.
"Христос Пантократор" в пурпурной тоге - мозаика Н. Н. Харламова на куполе Храма Воскресения Христова (Спас на Крови) в Санкт-Петербурге.
Эта мозаика знаменита еще и тем, что именно в ней то ли 18, то ли целых 20 лет торчал застрявший в куполе собора неразорвавшийся немецкий фугасный снаряд калибром 240мм и весом в 160 кг - о
подробностях его обнаружения и обезвреживания я уже писал.
Источники:
- Мануфактурные и горнозаводские известия. 1855. № 49.
- Фотографии мозаичных росписей - мои собственные