О сказочниках и Александрийском столпе

Jul 18, 2023 12:56


Один из альтернативно одаренных блогеров, давно и прочно подсевших на конёк "немогликов", в течение многих лет развивает тему "невозможности" создания Александровской колонны, пытаясь путём недомолвок, откровенной лжи и подмены понятий обосновать, в частности, невозможность вывоза заготовки Александрийского столпа из каменоломни Пютерлакс на мысе Гевониеми в заливе Виролакс.

По данной теме мы с ним спорим давно, благодаря моим аргументам тема таки развивается - в частности, изначально "не увиденная" альтернативщиком почтовая станция Пютерлакс наконец-то признана после того, как ткнул его носом в им же упоминавшийся "почтовый дорожник", аффтар стал наконец-то пользоваться картами - в частности, картой капитана Нагаева (о существовании которой, к слову, упомянутый блогер и не подозревал и которую опять-таки нашел я в ходе нашей с ним дискуссии)  - но увы и ах, это не помогло ;)

Товарищ чрезвычайно упорот в своих заблуждениях и с ловкостью опытного фокусника пытается замухлевать любые аргументы оппонентов, противоречащие его "теории" - в современной лоции он умудряется "не увидеть" глубины в 4 и более метров в заливе Виролакс (ловко подтирает? ;)), на карте капитана Нагаева XVIII века он видит только футы, хотя на ней все глубины без указанной явно единицы измерения обозначались в морских саженях (фатомах), как это было принято в те времена для обозначения глубин на адмиралтейских картах, и лишь мели, глубина которых менее сажени, обозначались точками и глубиной с указанием явно единицы измерения (фут).

Поскольку на карте капитана Нагаева ни в титуле, ни в легенде действительно не указаны единицы измерения глубины, этот факт оставлял широкое пространство для манипуляций, которым и воспользовался упомянутый манипулятор, в совершенстве овладевший искусством демагогии, один из известных приёмов которой - выдача частного (глубина мели в футах) за общее (глубины на карте в саженях) ;).



Ссылки на более поздние лоции и карты оппонентом ловко замалчивались, как будто их не существовало вовсе - но так поступают все прижатые к стенке аргументами альтернативщики ;)

Однако недавно мне удалось обнаружить в сети интереснейшую книжку автора упомянутой "Карты морской окуратной" - капитана Алексея Ивановича Нагаева, и книжека эта называется ЛОЦIЯ или МОРСКОЙ ПУТЕВОДИТЕЛЬ. ЧАСТЬ II, Содержащая вЪ себѣ описаніе входовЪ вЪ порты, и форватеровЪ между шхерами и мѣлями лежащихЪ при сѣверныхЪ берегахЪ Финскаго залива до Ледзунда; также обоихЪ БельтовЪ и Скагеррака. Печатана въ Типографiи Морскаго Шляхетнаго Кадетскаго Корпуса, 1789 года

В лоции, разумеется, в явном виде указаны единицы измерения глубин, а помимо этого - описаны безопасные для мореплавателя фарватеры.

Посмотрим?

Итак, открываем Лоцию Нагаева и читаем:

стр. 83

О заливѣ веролаксѣ, и о входѣ сЪ моря вЪ него.

§20. Входъ съ моря, вЪ заливЪ веролаксЪ начинается проливомЪ галсесеки называемымЪ, простирающимся кЪ N на одну немецкую милю, между шхером коркегеминкомЪ и островомЪ патіонЪ-саромЪ сЪ восточной, а пукiонЪ-саромЪ и ратификованнымЪ вЪ границу шведскую 1721 года мысомЪ гебомЪ или гурпомЪ неми cЪ западной стороны, до островковЪ туголма и ряншія. Сей проливЪ пространенЪ, глубокЪ и чистЪ, грунты имѣетЪ якорные иловатые добрые.

Глубина вЪ немЪ, отЪ начала сЪ моря 12, 13, 15, 18, 10 и 8 поперемѣнно, до западнаго мыска острова патіонЪ сара, вествике неми называемаго; а отЪ того до островковЪ тугольма и рянтія 8, 7, 6 и 5 саженЪ.
Продолженіе залива отЪ островковЪ туголма и рянтiя кЪ N до конца его длиною на милю, называется веролаксЪ. На берегахЪ его есть деревни, вЪ западной уголЪ залива втекаетЪ отЪ NW рѣка вераіоки.

КЪ NW отЪ мыса гурпа или геба неми, а кЪ W отЪ туголма, надЪ мѣлководнымЪ и камышемЪ заростшимЪ изЪ залива веролакса вдавшемся вЪ берегЪ небольшимЪ заливцомЪ стоитЪ на берегу кирка веролаксЪ.

ОтЪ конця мыса гурпа или геба неми прямо на кирку, а отЪ кирки до рѣки вераіоки прорублены леса, около западнаго берега залива, разными линiями, а вЪ поляхЬ, на лежащихЪ вЪ тѣхЪ линіяхЪ большихЪ камняхЪ насѣчены, сЪ нашей стороны крестЪ, а со шведской корона, вЪ знакЪ утвержденной миромЪ, вЪ 1721 году, между Россию и Швецiею границы.

ВЪ заливЪ веролаксЪ изЪ пролива галсесеки есть два прохода: первой межЪ N W [углом] острова патіонЪ сара, каринго неми называемымЪ, и островкомЪ рянтіемЪ, глубиною 4 и 3 хЪ саженЪ; второй, западнѣе его, межЪ островками рянтiемЪ и туголмомЪ, глубиною 4 хЪ саженЪ. ОтЪ тѣхЪ островковЪ посреди залива кЪ N до островка варбосара глубина продолжается 4, 5, 6, 4 сажени; а отЪ вap6oсapa до сѣвернаго угла залива 3 и 2½ сажени, грунты вездѣ якорные. КЪ обоимЪ берегамЪ залива есть наружныя и подводныя каменные гряды.

ИзЪ пролива галесеки кЪ W, сѣвернѣе острововЪ пукіонЪ capa и коуванЪ capa, а южнѣе острововЪ паласара а мартиносара, есть проливѣцЪ узкой, глубиною 5, 4, 3, 2, а напослѣдокЪ, при выходѣ изЪ него кЪ W, противЪ S [угла] мартиносара, 1 сажень, и для протянувшагося отЪ S [угла] мартиносара рифа узокЪ и кромѣ мѣлкихЪ судовЪ нѣпроходенЪ. ПроливЪ же между вангосаромЪ и гурпомЪ неми мѣлокЪ и весь наполненЪ подводными и наружными каменьями.

О входѣ сЬ моря вЪ проливЪ галсесеки и вЪ заливЪ веролаксЪ, до устья рѣки вераіоки.

ВходЪ сЪ моря вЪ проливЪ галсесеки показанЪ вЪ § хЪ 11 и 12 мЪ; а какЪ по тѣмЪ знакамЪ плавателЬ войдетЪ сЪ моря вЪ средину межЪ пукимпя неми и островкомЪ коркегеминкомЪ, тогда можетЪ онЪ плыть прямо на S [угол] патіонЪ сара, питко неми называемый, прямо на N, оставя острова пукіонЪ сарЪ, сатама сарЪ, коуванЪ сарЪ и палла сарЪ влѣвѣ, а коркегеминкЪ и другой геминкЪ, потомЪ ниглялодЪ в питко неми, вправѣ. ПрошедЪ между питко неми и паласаромЪ, должно плыть на средній мысЪ патіонЪ сара, вествике неми называемый, на NNW; а обошедЪ его плыть кЪ островкамЪ гауголму или рянтію на NTW, в подшедЪ кЪ тѣмЪ островкамЪ, или прежде того вЪ проливЪ галсесекѣ, мсжетЪ лечь на якорь, гдѣ пожелаетЪ.

А ежели похочетЪ плыть далѣе кЪ N вЪ залйвЪ веролаксЪ, тогда долженЪ проходить между островками рянтіемЪ и туголмомЪ на NNW , оставя рантiо вправѣ, а туголмЪ влѣвѣ; а прошедЬ сквозь ихЪ, вкрутѣ поворотя плыть на NO, доколѣ SO [угол] мыса гаила неми будетЪ на W; тогда поворотясь плыть вЪ заливЪ веролаксЪ, близЪ гаила неми и сѣвернѣе его лежащихЪ одного за другимЪ большихЪ наружныхЪ камней, нa NTW, оставляя ихЪ одинЪ по другомЪ влѣвѣ, а восточнага берега мысЪ рауталу неми, сЪ лежащими при нёмЪ наружными каменнымн грядами, вправѣ, даже до острова варбосара.

ПришедЪ кЪ варбосару, в проплывЪ мимо западнаго его берега, поворотить, близЪ N [угла] его, кЪ NO, оставя варбосарЪ вправѣ, а вЪ NW недалеко лежащую отЪ него каменную гряду влЪвѣ, и лечь сѣвернѣе варбосара на якорь; или можетЪ eщe плыть на NWTN или NNW, кЪ островкамЪ и мысу предЪ устьемЪ рѣки вераіоки лежащимЪ, и тамЪ на глубинѣ 3½ и 4 хЪ саженЪ, на грунтѣ иловатомЪ, лечь на якорь.

А ежели плаватель похочетЪ пройти изЪ пролива галсесеки вЪ заливЪ веролаксЪ восточнѣе островка рянтія, тогда, подошедЪ кЪ нему отЪ S, должно между имЪ и NW [углом] патіонЬ сара карингою неми поворотясь плыть на O, потомЪ на NO и N, близко самаго островка рянтія, и сѣвернѣе его другаго островка галсголма, оставя ихЪ влѣвѣ; а вышедЪ сѣвернѣе ихЪ вЪ заливЪ веролаксЪ, можетЪ плыть восточнѣе мыса гаила неми, кЪ рѣкѣ вераіокѣ, по вышепоказаннымЪ румбамЪ и примѣтамЪ.
В общем, лоция подтверждает, что якорная стоянка восточнее мыса Гевониеми, на котором и расположена каменоломня, имеет глубины в 3½ и 4 хЪ сажени, а западнее - глубину в 2½ сажени, а вовсе не фута, как кому-то бы так хотелось.

Кроме того,  еще капитан Нагаев заметил, что как отдельные камни, так и многие мели в Финском заливе переменчивы, поскольку подвержены влиянию движения льдов, носимых ветрами и течениями:
стр. 99:

При описанія моря примѣчено, что морскіе шхерные низкіе берега, кабелтова на три отЪ моря, состоятЪ изЪ мѣлкихЪ камней или гладкаго каменнаго грунта, на которыхЪ изрѣдка лежатЪ большіе камни величиною сЪ избу, будто бы нарочно положенные, и подЪ некоторые изЪ нихЪ человеку пролѣзть свободно можно. Сіи большіе неуглубленные вЪ землю камни не отЪ чего инаго явились какЪ выдвинуты изЪ моря льдами.

ИзЪ сего легко заключить можно, что глубина на мѣляхЪ, по сей описи вымѣренная, чрезЪ одинЪ или несколько годовЪ не можетЪ быть тажЪ, но отЪ носимыхЪ льдовЪ могутЪ нѣкоторыя сдѣлаться глубже, я иныя мѣльче.

Ниже помещаю скриншоты из Лоции, распознанный текст с которых приведен выше:

Титульный лист:


стр. 83


стр. 84


стр. 85


стр. 86


Сравнивайте описание с картой, кому интересно:



Как видите, 2 фута - только глубина отмеченной точками мели, все остальные цифры - САЖЕНИ, как и положено обозначать глубины на адмиралтейских картах.

И в заключение - современная карта залива Виролакс, составленная по данным сонарных наблюдений, с нанесенными изобатами (линиями равных глубин).

Глубина - в метрах, навигационные знаки обозначают современный фарватер с гарантированным проходом судов с осадкой до 3 метров.



Наложение карты Монферрана на современный космический снимок позволяет достоверно определить место погрузки колонны с сохранившимися до наших дней остатками погрузочного пирса:



Близ восточной оконечности мыса Гево (Гевониеми) изобаты показывают нам и остатки канала, прорытого от погрузочного пирса к глубоководной части залива - как видите, для проводки судна "Святой Николай" с осадкой в 9 футов требовалось углубить дно на отрезке всего лишь чуть более 200 метров:



Uodate от 20.07.2023:

Еще одна лоция - Sailing Directions for the Baltic: the Gulf of Finland, the Åland Islands and the Gulf of Bothnia, Том 3 United States. Hydrographic Office, U.S. Government Printing Office, 1935

стр. 124:



Перевод:
Kavonselkä Standart Road и Viro Lahti в 10 милях к востоку от Куорсало образуют обширную бухту, которая простирается на 8 миль к северу Kavonselkä внешняя часть защищена с юго-западной стороны цепочкой островов, соединенных друг с другом и с материком рифами северо-западная часть эти рифы пересекает 11-футовый канал.

Внешний путь в 1½ милях к северу от южной оконечности Пуккио имеет глубину от 9 до 13 саженей у якорной стоянки, и подход к ней безопасен для судов с осадкой 24 фута.

Внутренний путь проходит в 1,75 милях дальше в имеет глубины от 4½ до 9 саженей.
К местам погрузки Хурппу и Туухольма с западной стороны входа в Виро Лахт безопасен подход судов с осадкой 18 футов в Хурппу есть две пары дальномеров.

Суда с осадкой 16 футов могут ходить до якорной стоянки Пютерлакского места погрузки в 2½ милях к северу от Туухольмы.

Суда с осадкой 10 футов могут пройти на 1,25 мили дальше.

Адмиралтейская лоция NP20 - NP 020 Baltic Pilot Volume III, Edition 10, 2006:
стр. 207 (226 в pdf)

Виролахти
5.183
1 Описание. Виролахти (60°33′N 27°45′E), через который проходит российско-финляндская граница, вход на финской стороне залива, З от Сантио (60°28′ с.ш. 27°43′ в.д.);
Рейд Штандарт (5.184), Ю вход в Виролахти, закрыт для навигации.

2 Якорная стоянка расположена в 2,5 милях к северу от Туухольми (60°30′.4N 27°45′.3E), острова у входа в Виролахти, глубины от 4.0 до 5.0 м, глина, 1¼ мили дальше на С, у входа в устье.

Канал разрешен на осадку 2.8 м к наружной якорной стоянке, затем на осадку 2.4 м.

3 Направления. С позиции CCВ от Пиени-Пизи (60°27′.3N 27°38′.4E), маршрут, отмеченный буями, ведет 1½ мили к ВСВ по трассе (264°), астры, Пультери
Ведущие огни (5,175), затем 2¼ мили к северо-востоку от Паррио (60°27′.5 с.ш. 27°42′.5 в.д.) и Каухольми (7 кабельтовых СЗ).
Узкая северо-восточная часть этого канала ведет между материком и Ванхасаари (4½ кабельтовых к юго-востоку), затем 1½ мили к северу от Туухолми и вход в Виролахти.



В общем, не ведитесь на россказни и подтасовки, пользуйтесь первоисточниками и достижениями современной цивилизации ;)

Другие мои посты на тему Александровской колонны:


Источники:

карты, забытая история, как это было, Санкт-Петербург, давайте разберемся, загадки истории, исторические памятники вчера и сегодня, изследования, заброшенные объекты, история

Previous post Next post
Up