Перевозка Александровской колонны

May 12, 2022 13:04

Александровскую колонну, один из символов Санкт-Петербурга,  старается увидеть собственными глазами любой, кому посчастливиться попасть во "вторую столицу".



Как и всякое другое грандиозное сооружение прошлого, не избежал этот самый крупный в мире вертикальный монолит и внимания разного рода альтернативщиков, из года в год таскающих по различным площадкам свои "откровения", построенные на тонком знании психологии толпы и применении всего арсенала демагогии.


При ближайшем же рассмотрении и непредвзятом анализе первоисточников, которые якобы "скрывают" от широких масс, вырисовывается совсем иная картина, чем та, которую рисуют нам альтернативщики и "срыватели покровов", ловко тасующие исторические свидетельства и собственные домыслы.



Одним из адептов теории "историки всё врут" не так давно в очередной раз вытащил на обозрение свой опус о невозможности доставки монолитной Александровской колонны из каменоломен.
Поскольку меня вопросы, касающиеся сооружения колонны, интересовали давно, то в рамках дискуссии с неким господином gorojanin_iz_b, утверждавшим, что "К западу от острова Tuuholmi максимальная глубина указана 4,6 м, но пролив упирается в отмель. К востоку от острова - 2,6 м. Не проходит баржа, увы. С неизбежностью садится на мель и, учитывая нагрузку, без шансов", я даже  нашел и показал ему навигационную карту XVIII века, которую "срыватель покровов" искать даже не пытался, как и лоции интересующего его залива.

Карта напрочь развенчивала утверждение о непроходимости баржей c осадкой 2.75 метра фарватера у острова Туухолми, но ведь альтернативщик не был бы альтернативщиком и срывателем покровов, если б не начал извиваться как уж и выдавать желаемое за действительное, начиная от перепутывания размерностей глубин и заканчивая смещением местоположения каменоломни в более выгодное для его теории место ;).

Впрочем, таковых теоретиков вообще ничем не пробьёшь, они умудряются в упор не видеть фактов и, даже будучи пойманными за руку в подтасовке, с маниакальным упорством продолжат вместо фактов и аргументов постить одни и те же свои картинки, как уже было пару лет назад, когда коллега artimage_su камня на камне не оставил от утверждения о невозможности съёмки пирамиды Хеопса с того же ракурса, с какого была сделана одна известная гравюра - но оппонент так и не признал очевидного.

Но, впрочем, оставим альтернативщину "немогликам" и "невозможникам", и попробуем на фактическом материале, с указанием конкретных источников информации, доказать неверность их утверждения о невозможности вывозки монолита Александровской колонны с каменоломни Пютерлахти морем из залива Виролахти.

Для начала обратимся к характеристикам судна, которое, согласно историческим свидетельствам, использовалось для вывоза заготовки колонны.

Чертеж бота "Святой Николай" для перевозки колонны. Pl.15. Лист из альбома Plans et détails du monument consacré a la mémoire de l'empereur Alexandre...par A.Ricard de Montferrand...:Paris 1836. Benitz A., О. Монферран. 1836г.:




Характеристики бота указаны справа внизу гравюры (увеличено):



Перевод с французского:

Длина между перпендикулярами - 147 футов
Ширина без покрытий - 40 футов
Глубина до киля - 13 футов 3 дюйма
Полностью снаряженного - 7 футов 3 дюйма

Единицы измерения - футы (pieds, ) и дюймы (pouces), что даёт в метрической системе следующие размеры судна:
Длина 44.8 м
Ширина - 12,19 м
Высота - 4,04 м
Осадка полностью загруженного - 2,21 м

Однако в описании перевозки колонны говорится, что максимальная осадка судна составляла 9 футов (2.74 м или 1.5 фатома, морской сажени):
По счастливом нагружении колонны на судно, Его Сиятельство Гр. Ю.П. Литта отправился 22-го Июня с Пютерлаксской каменоломни обратно в С.Петербург и судно в тот же день под вечер выведено из гавани посредством завозней на глубокий фарватер с версту от ломки, влево, противу Корпсари (Горелого острова), где начали устраивать окончательно боковые на палубе укрепления, для удержания колонны неподвижно во время ея путешествия, и обтесывать неоконченные места колонны. Судно находилось в воде: в средине 9, в корме 8,5 , а в носу 7,5 футов, на глубине морской около 25 футов.

Из этого и будем исходить, оценивая возможность безопасного вывода судна с осадкой в 2.75м из залива Виролахти, в котором находится Пютерлакская каменоломня.
Карта морская окуратная части Карелии, содержащая в себе часть Балтийского моря, составленная капитаном Нагаевым и изданная в 1803 году, показывает нам глубины и фарватер залива Виролахти:



Глубины указаны - в саженях (Fathoms, морская сажень), за исключением тех опасностей, на которых явно указана глубина над ними в футах:Морская сажень - это единица длины в имперской и американской системах, равная 72 дюймам, используемая специально для измерения глубины воды.

Что бы не было разночтений, сошлюсь на условные знаки, испокон веков принятые для обозначения на морских картах:



Если для обозначения глубин используются цифры без указания единиц измерения (они обычно указаны в заголовке карты), то для показания глубин над опасностями (мели, подводные камни, отмели) на морских картах принято указывать единицы измерения:




Как видим, "Карта морская окуратная" капитана Нагаева полностью удовлетворяет принятым и сегодня условным обозначениям - размерность глубины (футы) указана только для опасностей, обозначение которых до сих пор такое же, как и в XVIII и XIX веках, что подтверждается Морским атласом всего Балтийскаго моря с Финским заливом и Категатом; заключающий в себе Генеральную меркаторскую и 12 частных карт с видами берегов, изданном в 1812 году на основе исправленных карт капитана Нагаева:



В предисловии сего атласа указывается, что эти карты изданы на основе исправления карт капитана Нагаева, первоначально изданных в 1789 году в Атласе под названием "Морския частные карты Корельских и Финландских берегов от СанктПетербурга до Стокгольма, изъявляющие входы в порты и форватеры между шхер и мелей":



На этих исправленных картах прямым текстом указано, что глубины на картах указываются в саженях, кроме мелей, отбитых сплошными точками, где показана глубина в футах:





Именно такую же картину мы наблюдаем и на карте капитана Нагаева (Карта морская окуратная части Карелии, содержащая в себе часть Балтийского моря), фрагмент которой с изображением залива Виролахти приведен выше. Еще один фрагмент той же карты подтверждает, что размерность в футах указана только для камней и мелей, отмеченных сплошными точками:



Следовательно, указанная на карте глубина в 2 фута в заливе Виролахти относится исключительно к глубине над песчаной отмелью, возле которой и стоит указание на футы.
В наше время эта часть залива, являющаяся устьем реки, впадающей в залив, заболотилась и постепенно стала сушей:



Более того - само слово "Пютерлахти" имеет интересное значение по-фински:

«Пютеря» - это слово на диалекте виролахти. Это значит непрозрачный и загроможденный. Одно из толкований утверждает, что название села означало залив, в котором была захламлена вода.

Вот именно в этом заливчике и было 2 фута, отмеченных на карте Нагаева.

Теперь перейдём непосредственно к местоположению каменоломни и определению точного места погрузки колонны на судно для перевозки.

План каменоломни и пирса, построенного для погрузки колонны, есть в альбоме Монферрана (Plans et détails du monument consacré a la mémoire de l'Empereur Alexandre), он снят достаточно точно и отлично привязывается к современному спутниковому снимку:



Тот же план каменоломни, сделанный полупрозрачным, будучи наложенным на современный спутниковый снимок, показывает отличное совпадение и точное место погрузки колонны на судно:



В этом месте на карте XVIII века глубина указана в 3 сажени, в 1948 году - 5.5 метров, грунт глинистый (речные наносы), а потому данные о глубинах за прошедшие почти две сотни лет изменились под воздействием природных факторов (Панченко, Ю.П. Адмиралтейская коллекция карт и книг : учебн. пособие / Ю.П. Панченко. - Владивосток : Мор. гос. ун-т. - 66 с. ).

Многие элементы местности, изображённые на морских навигационных картах и описанные в руководствах для плавания, не
остаются неизменными. Под воздействием природных факторов береговая линия и рельеф морского дна подвержены изменениям. Некоторые берега
часто размываются и разрушаются, изменяются глубины, заносятся устьевые участки рек и перемещаются дельты.

Таким образом, даже если в наше время глубина у берега составляет менее 3-х метров, это не доказывает невозможности прохода судна с осадкой в 2.75м 190 лет назад, поскольку глубина могла измениться за счет речных наносов, выносимых впадающей в залив рекой у пос. Сантаниеми (карты Генштаба ВС СССР):



Для карт ГШ ВС СССР масштаба 1:100000 (километровка) принято проводить изобаты через 2 и 5 м:
41. Рельеф дна морей, крупных озер, водохранилищ, а также важнейших судоходных рек (последнее только на картах масштабов 1:10000 - 1:100000) изображается изобатами и отметками глубин.
Изобаты проводятся:
- на картах масштабов 1:10000 - 1:100000 по шкале: 2, 5, 10, 20, 50 и 100 м;
...
- на карте масштаба 1:500000 по шкале: 10, 20, 50, 100, 150, 200, 300, 400, 500, 700, 1000 и далее через 1000 м;

Отметки глубин даются на 1 дм2 площади карт в следующем количестве:
- на картах масштабов 1:10000 - 1:100000 - 5 - 15 отметок, при глубине до 5 м подписываются с точностью, данной на морских картах, при большей глубине - до 1 м;
...
- на карте масштаба 1:500000 - в прибрежной полосе - 10 - 15 и на остальной площади акватории - 5 - 8 отметок;
Видно, что минимальное расстояние от места погрузки до современной изобаты 2м составляет около 125м, далее в наше время глубина.составляет 3м.

На месте, указанном на карте Монферрана, находятся и остатки каменоломен со следами вырубки монолитов для Исаакиевского собора и Александровской колонны:




Остатки насыпей погрузочных пирсов и каменоломен со следами отделения монолитов отлично различимы на космоснимках:




То же самое место, привязанное к "окуратной карте" Нагаева 1803 года:




Видно, что в XVIII веке на месте впадения речки в залив была песчаная бухта в устье безымянной речушки у Сантаниеми, занесенная песком - именно она обозначена на карте Нагаева как мель с глубиной 2 фута, а на финской карте начала XX века - как заболоченный участок суши.

Совмещение карты 1803 года и современной адмиралтейской лоции Gulf of Finland eastern part (Marine Chart : FI_FI29GOFE), глубины для простоты сравнения старой и новой карт настроены на показ в морских саженях - фатомах.
Видим некоторое изменение глубин на фарватере за прошедшие две сотни лет за счет речных наносов рек Виройоки и безымянной реки возле Сантаниеми (с 2 до 1 фатома, с 3 - до 2.2), но в общем и целом характер местности изменился незначительно, а до современного фарватера с глубиной не менее 3 метров до точки погрузки колонны - всего около 400 метров:


Навигационная морская карта Финского залива 1948 года (на финском) даёт возможность оценить проходимость бухты и оценить параметры фарватера, глубины показаны в метрах:



На финской карте обозначена проходимость фарватера - цифра в кружке на линии фарватера означает максимальную допустимую осадку судов для данного фарватера ("Условные знаки морских карт и карт внутренних водных путей", ГУНО при Минобороны СССР, 1985):



То есть - по фарватеру до самого Пютерлахти без проблем проходят суда с максимальной осадкой в 3 метра, что для "Св. Николая" с его расчетной осадкой в 7'3" и максимальной фактической осадкой в 9' (9 футов, 2.74 м) вообще не составило никаких проблем.

В обозначенную непроходимой часть бухты Пютерлахти с глубиной 2 фута "Св. Николаю" заходить не было никакой нужды, ибо пирс для погрузки колонны находился значительно восточнее:



Бухта Пютерлахти на картах разного времени




И фарватер в привязке к пирсу для погрузки колонны:




Лоция русского берега Балтийского моря, 1905 г. утверждает, что все глубины на российских морских картах показаны в морских саженях (6-футовой меры), а фарватером до Пютерлакса могут пользоваться суда с осадкой до 15 футов:









В описании Пютерлакской ломки на мысу Гевониэми (финское название мыса), изданном в 1833 году ("Монумент Александру благословенному, или Подробное описание колонны, воздвигнутой в память незабвенного монарха, 30 августа 1832 года."), читаем:







В общем - все потуги альтернативщиков обосновать "невозможность" доставки Александровской колонны из каменоломен Пютерлахти в Санкт-Петербург - чистой воды демагогия, основанная на сокрытии части доступных широкой аудитории фактов, замалчивании размерностей глубин на морских картах и выпячивании частного (глубина мели), распространяя его на общее (глубина фарватера и бухты).

Update от 13.05.2022:

Финская топографическая карта масштаба 1:50 000 (пятисотметровка) - отлично виден не только фарватер и глубины, но и даже карьеры отмечены. в том числе и самый большой, из которого вырубили заготовку для Александровской колонны (и как раз там, где отмечено у Монферрана):



Источники:

карты, забытая история, как это было, Санкт-Петербург, давайте разберемся, загадки истории, исторические памятники вчера и сегодня, изследования, заброшенные объекты, история

Previous post Next post
Up