Воинская плацкарта-скорость МПС СССР

Jul 01, 2020 10:22

Разбирая домашний архив, обнаружил интересный документ советской эпохи - комбинированную бланковую воинскую плацкарту-скорость МПС СССР, прокомпостированную 56 лет назад,  26.02.1964 года.

Не знаю, кого как - а меня при взгляде на этот документ просто завораживают стандартные советские канцелярские обороты - "безденежно", "для лежания в купейном вагоне" - есть в этом что-то нуне утерянное, романтическое, посконно-домотканое да не лыком шитое, со специфическим "железнодорожным" запахом смеси паровозного дыма, креозота и разогретого солнцем металла, с мелодичным звоном стаканов с чаем в подстаканниках и перестуком колёс на стыках рельс...

Лицевая сторона воинской плацкарты - скорость:




Для начала необходимо пояснить, что такое плацкарта.
В этом нам поможет «Энциклопедия железнодорожного транспорта» (научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1995 год):

Плацкарта (нем. Platzkarte, от Platz - место и Karte - карточка, билет) - проездной документ, дающий пассажиру право занимать нумерованное место для лежания в спальном вагоне конкретного поезда. В международном сообщении плацкарта выдаётся дополнительно к билету. Во внутреннем сообщении плацкарта отдельно не выдаётся, а её стоимость входит в стоимость билета или доплат.

При перевозках воинских пассажиров с пересадками выдаётся воинская плацкарта, включающая доплату за проезд в скорых поездах.

"Пособие механику-бригадиру проводников пассажирских вагонов" (Остряков К. И., Осейян А. Е., Семенов А. А. Изд-во «Транспорт», 1972) так описывает назначение и оформление воинских плацкарт-скорость:

Билеты для проезда военнослужащих.
При больших перевозках военнослужащих и членов их семей, которые имеют документы на право проезда в общем и плацкартном жестких вагонах, в пассажирских поездах выделяются отдельные вагоны в основном для перевозки таких пассажиров.

В обмен на требование (или на талон для получения плацкарты при проезде в беспересадочном сообщении) в билетных кассах выдают бесплатно воинский комбинированный билет (рис. 148) с сеткой голубого цвета и плацкарт-скорость с сеткой фиолетового цвета особой формы.

Воинский билет состоит из собственно билета (правая сторона), корешка (левая сторона белого цвета) и средней части, разделенной на семь граф. При выдаче этого билета кассир заполняет от руки левую и правую стороны, указывая номер вагона, количество и номера мест, род поезда (пассажирский, скорый), станцию и дорогу отправления и назначения, наименование передаточных пунктов, количество едущих (взрослых, детей), номер предъявленного требования и делает пометку о взыскании страхового сбора. Такой комбинированный билет, соответствующим образом разрезанный, можно выдать на проезд в любом вагоне поезда. Воинский билет разрезают снизу вверх, вдоль контрольного столбика цифр, указывающих количество едущих.
По одному воинскому билету можно оформить проезд не более десяти человек.

Воинская комбинированная плацкарта-скорость похожа на воинский билет.
Заполняют ее так же, как и билет, указывая номер воинского билета, к которому она выдана.

Оборотная сторона плацкарты-скорость:


Ныне, с приходом эпохи электронных билетов и он-лайн-касс, отходят в прошлое и старые советские процедуры оформления и компостирования билетов.
В этом нет ничего плохого, наоборот - всё становится быстрее, прозрачнее и удобнее - но при взгляде на эти разноцветные свидетельства давно минувшей эпохи, я с теплом вспоминаю детство и то время, что я провёл в скорых и пассажирских поездах дальнего следования, колесивших по просторам одной шестой части суши...

СССР, забытая история, как это было, сделано в СССР, история

Previous post Next post
Up