Многие коренные самарцы слышали эту популярную в наших краях фразу, большинство из слышавших наверняка в курсе, откуда пошло это выражение, интересующиеся историей города точно знают об одной из архитектурных жемчужин Самары -
"Доме со слонами", или даче самарского купца, историка, краеведа, велосипедиста и художника, фотографа, автомобилиста и мецената
Константина Павловича Головкина.
Но я почти уверен, что далеко не все из перечисленных категорий самарцев "живьём" и вблизи видели этих слонов, потому как на протяжении десятилетий этот дом был ведомственным клубом куйбышевского Водоканала и находился на закрытой для большинства простых смертных огороженной территории.
Среди тех, кто о слонах только читал и видел их на фотографиях, долгое время был и я.
Точнее, слонов-то и саму дачу я видел до этого неоднократно - но всегда издалека, и лишь благодаря случайному стечению обстоятельств на днях мне удалось посмотреть на этот шедевр самарского модерна вблизи.
Увы и ах - с собой был только смартфон, а потому качество фотографий страдает - но, поскольку знаменитый и многострадальный
"Дом со слонами" наконец-то передаётся в федеральную собственность и в будущем, вероятно, даже будет отреставрирован и доступен широкой публике, тем не менее считаю необходимым зафиксировать его теперешнее состояние и поделиться оным с вами.
Этот вид доступен для обозрения всем желающим, не поленившимся спуститься по ул. Советской Армии практически до самой Волги.
Фото сделано через решетчатые въездные ворота дачи - таким этот замечательный особняк мне приходилось видеть неоднократно и ранее, но самое интересное находится на противоположной стороне здания, перед фасадом, выходящим на Волгу.
В принципе, и этот вид для меня не нов - еще в 1990-х, прогуливаясь вдоль берега Волги в районе НФС-1, мы с братьями поднимались сюда по крутому волжскому откосу посмотреть сквозь забор на слонов.
Таким же я видел особняк и позднее, в первом десятилетии XXI века - разве что заметных следов обветшания становилось всё больше, особенно если сравнивать с временами СССР...
Когда-то, в первые годы после окончания строительства "Дома со слонами" (закончен в 1909 году), слонов перед особняков можно было увидеть с проплывающих по реке пароходов - именно таким был замысел автора проекта и хозяина дачи:
Сегодня увидеть слонов с реки невозможно - на обрывистом волжском склоне вблизи забора дачи выросли крупные деревья, закрывающие своими густыми кронами не только слонов, но и практически весь особняк, и слонов в последние несколько десятилетий увидеть можно было только прямо от забора, огораживающего территорию особняка.
Если же удастся попасть за забор, то слоны, изготовленные из бетона и полые внутри, предстают перед посетителем во всей своей красе.
Безжалостное время не пощадило элефантов, оставив на их шкурах свои следы...
Говорят, что прототипами для этих скульптур послужили настоящие азиатские слоны - возможно, так оно и было, но лично меня поразило довольно плачевное физическое состояние головкинских слонов - видать, прототипы их имели нелёгкую судьбу и вряд ли питались досыта, ибо по сравнению с азиатскими слонами из слоновьего питомника в Шри Ланке, который я посещал в 2012 году, выглядят они гораздо более изможденными, несмотря на то, что в этом питомнике содержатся слоны-пенсионеры, детеныши и по какой-либо причине списанные на пенсию рабочие слоны:
И тем не менее - слоны выглядят вполне правдоподобно:
Объект культурного наследия федерального значения сегодня выглядит довольно заброшенным - вся территория заросла молодой порослью деревьев и прочим бурьяном, и потому выглядит диковато...
Явные следы обветшания заметны и на здании самого особняка:
Помимо двух скульптурных слонов у выходящего к Волге фасада, особняк украшает еще и женская скульптура, о прототипах которой и символическом значении до сих пор спорят самарские краеведы:
Неумолимое время нанесло скульптурам зияющие раны...
Судя по небольшому размеру бивней, скульптуры изображают еще относительно молодых слонов:
Во всяком случае, бивни вот этого 65-летнего слона-ветерана значительно крупнее тех, что изображены на скульптурах:
Но выражение морд головкинских слонов выдаёт не по годам богатое событиями прошлое, наложившее свою печать на морды этих благородных животных...
Деревянные части здания пострадали от времени более всего, вся краска с них давным-давно облупилась и слезла...
Одиноко взирает на это запустение каменная девушка:
Думается, потребуется немало времени и средств. что б привести здание в приличествующий объекту культурного наследия федерального значения вид...
Сегодня же слоны грустно смотрят друг на друга и царящее вокруг запустение...
Надеюсь, мы с вами застанем время, когда "Дом со слонами" вновь станет
выглядеть хотя бы как в середине 1950-х: