При обсуждении моего
поста об одной старинной самарской традиции возник
вопрос о местонахождении Постниковой рощи.
Всё началось с воспоминаний К.П. Головкина, в которых Постниковская роща упоминалась как одно из обычных мест отдыха некоторых самарцев:
Обыкновенно захватив с собою самовар, закуски и главным образом достаточное количество выпивки, обитатели едут на лодках на целый день куда-либо за город, на острова, на ту сторону по Волге и по Самарке, а некоторые в Постниковскую рощу
Материалы К.П. Головкина содержат описание этой рощи и её местоположения:
Поскольку до настоящего времени сама роща не сохранилась, исчезнув почти сто лет назад, а сам Постников овраг за минувшее столетие претерпел довольно значительные изменения, мне изначально показалось, что точно определить, где находилась Постникова роща в конце XIX - начале XX века, будет довольно затруднительно.
Определенную сложность представляет тот факт, что Постников овраг до революции находился далеко за пределами городской черты, а потому практически не попадал на многочисленные подробные карты и планы города.
Рассматривая
План Самарской городской дачи 1898 г., я предположил, что означенная роща находилась вот здесь:
www.etomesto.ru В пользу данной версии говорят следующие строки описания рощи, сделанного К.П. Головкиным:
Левый берег Постникова оврага начиная от дороги, идущей на Барбашину поляну и спускаясь по направлению к Волге, был покрыт густым, рослым и старым лесом, состоящим из дуба, липы, клена и вяза. Лес этот составлял собственность города и не был огорожен.
...
Лес с севера был ограничен Постниковым оврагом, а с юга, со стороны города, отрогом этого же оврага и дачами, прилегающими к лагерю. Вся площадь имела вид клина с острым концом к Волге.
На плане обозначена и подписана дорога на Барбошину поляну.
План Самары 1898 года также показывает нам некий безымянный треугольник леса:
На
Плане города Самары с посёлками 1910 года ни роща, ни лес, ни дорога на Барбошину поляну не обозначены, однако имеется треугольный выступ между Постниковым оврагом и одним из его отрогов, ограниченный дачами, упирающимися в лагери, мост через овраг, по всей видимости, на дороге к Барбошиной поляне, а также линия конной железной дороги (пунктир), что полностью соответствует описанию К.П. Головкина:
www.etomesto.ru Просмотрев еще несколько планов города и оценив точность их привязки и масштаб, я пришел к выводу, что наиболее адекватно отражает положение Постникова оврага, его отрогов и находившейся между ними Постниковой рощи именно
План города Самары с посёлками 1910 года , а потому именно на нём я нанёс предположительные контуры рощи:
Как и писал К.П. Головкин, лес этот исчез в самом начале 1920-х - соответственно, на его месте
Подробная карта ГК ВСНХ-СССР окрестностей Самары 1927 года показывает нам лишь "ровное гладкое и пустынное место" - но овраги и мост на дороге к Барбошиной поляне присутствуют:
Тем не менее, благодаря частично сохранившемуся до наших дней рельефу, сегодня мы с вами можем с достаточно высокой точностью указать на современном космическом снимке контуры бывшей Постниковской рощи - на месте старого леса из дуба, липы, клена и вяза сейчас находятся ул. Новомайская, а также часть ул. Часовой и Фрезерный переулок, а по самому краю бывшего леса стоят 4 высотки:
Место это было настолько популярно среди самарцев, что до Постниковой рощи в 1895 был проложен маршрут самарской конки (пунктиром).
www.etomesto.ru Конка в районе Оврага подпольщиков (Постникова оврага), примерно 1900 год. Фото - Д
ругой город:
Известно, что в 1925 году Постников овраг был переименован в овраг Подпольщиков по той причине, что его в своё время облюбовали для проведения маёвок самарские подпольщики - по всей вероятности, для своих акций они выбирали именно Постникову рощу, потому как трудно себе представить более удобное место для митингов, замаскированных под пикники - в те времена у маёвщиков с собой обязательно «были пиво, закуски, и все имело такой вид, будто бы собрались знакомые рабочие на гулянку» В литературе маевку иногда даже называли «политическим пикником».
Впрочем, сведения о маёвках самарских подпольщиков сохранились довольно скудные и местами даже противоречивые - самарская газета "Коммуна" за 14 марта 1923 года в статье об истории Самарской организации РКП(б) упомянула Постников овраг лишь однажды:
Тем не менее, в более поздних материалах я не раз встречал информацию о том, что
в 1905 году маевка в Постниковом овраге была разогнана полицией.
Впрочем,
места эти пользовались популярностью задолго до самарских подпольщиков:
В древнейшем позднепалеолитическом слое В.В.Гольмстен обнаружила кострище.
Там же найдены обломки бивней мамонта, фрагменты костяной иглы, кремневые резцы, скребки и другие орудия, принадлежавшие человеку, жившему от 40 до 14 тысяч лет назад.
В эпоху мезолита в устье оврага Подпольщиков возникло новое поселение. Об этом свидетельствуют находки ножевидных пластин и орудий, характерных для этой эпохи.
...
В V-VII веке здесь существовало селище именьковской культуры, т.к. найдено значительное количество фрагментов лепных горшковидных сосудов, венчики которых орнаментированы вдавлениями или насечками, а также нескольких пряслиц для веретен.
Позднейшими обитателями поселения были русские, пришедшие в XIV-XV вв. Об их пребывании свидетельствуют находки гончарных сосудов с линейным и волнистым орнаментом.
Вот и еще одна загадка старой Самары раскрыта...