Римские амфитеатры

Jul 01, 2019 10:47

Одними из самых крупных, впечатляющих, и в тоже время наиболее распространённых по всей территории бывшей Римской Империи, простиравшейся от Британии до Персидского залива и от северного причерноморья до Северной Африки, античных сооружений, наверное, следует считать амфитеатры.

Амфитеа́тр (от греч. άμφιθέατρον - «вокруг», «театр», заимствовано через немецкий или фр. amphithéâtre) - античная постройка для разнообразных массовых зрелищ (гладиаторских боёв, звериной травли и т. д.), представляющая собой круглый театр без крыши.

До настоящего времени в различных странах сохранилось множество этих построек - даже мне удалось повидать их штук шесть или семь.

Первым увиденным мной из достаточно прилично сохранившихся амфитеатров стал амфитеатр в Мирах Ликийских, что на территории современной Турции (Демре), в 2003 году.
Построен он был, как и подавляющее большинство римских амфитеатров, во II веке н.э.



Особенность строения в том, что оно использует рельеф местности - трибуны вырублены в скале, к которой примыкает строение.
Считается, что такой тип строений более присущ греческому влиянию, ибо римский тип амфитеатров подразумевал отдельно стоящие трибуны - впрочем, в дальнейшем мы увидим, что римляне не чурались эклектики ;)

Более подробно об этом строении пишет vladimirdar:
Его диаметр около 110 метров и вместить он мог до 10 тыс. человек (по некоторым данным и до 15 тыс. чел.). Всего в амфитеатре Миры 35 рядов - 29 нижних и 6 верхних, разделенных диазомой (полукруглым проходом между рядами античного театра).

Обычно этот амфитеатр в Мире называют греко-римским. Он полукруглой формы как греческие. В римских амфитеатрах архитекторы обычно делали дальние ряды немного выше, чтобы зрителям было хорошо видно сцену, здесь же, как и во всех подобных строениях Малой Азии римского периода этого не наблюдается. Также здесь нет принятого в римских амфитеатрах разделения зрительских мест «для богатых » и простых граждан. Таким образом, этот исторический памятник скорее греческий, чем римский по своей стилистике. Очевидно в Мире не приветствовалось кичиться своим богатством и властью, нежели, к примеру, в римской столице. Сцена и часть зрительских мест-ступеней высечены в скальном массиве. Этот театр был публичным центром древнего ликийского города Мира. Здесь проходили не только театральные постановки, но и жертвоприношения, публичные суды, казни. Есть некоторые сведения, что здесь проходили гладиаторские бои и даже подобие имитации морских сражений с наполнением сцены водой.

Однако Мироликийский амфитеатр не был первым, который мне удалось посетить - за пару лет до него я, конечно, не смог обойти своим вниманием единственный античный театр Крыма, нынешней России и всех стран бывшего СССР - древнегреческий театр в Херсонесе Таврическом, когда-то занимавшем часть территории современного Севастополя.

Поскольку до нашего времени этот театр дошел со значительными потерями, и потому мой список амфитеатров открыл не он ;)

Книга Е. Крикуна «Архитектурные памятники Крыма», выпущенная в 1977 г. симферопольским издательством «Таврия», несмотря на то, что это было единственное сооружение данного типа на территории страны, уделяет этому театру всего несколько строк:



Сохранилось от оригинального амфитеатра немного:

По склону балки в скале вырубили восемь секторов зрительских мест - театрона с рядами каменных скамеек.
Каждый сектор имел двенадцать рядов скамеек, между секторами проходили лестницы.
Несколько ступеней одной из лестниц центрального сектора театрона сохранились до настоящего времени.
Херсонесский театр неоднократно перестраивался; значительные изменения коснулись его в I в. н.э., когда в городе размещались римские войска. В это время в театре устраивались бои гладиаторов, травля диких зверей, что потребовало защиты зрителей. Орхестра расширилась, вместо первого ряда зрительских мест был сооружен высокий барьер с металлической решеткой. Таким образом, театр мог быть и местом для традиционных представлений, и цирком. На театральном участке были найдены фрагменты надписей в честь организаторов и победителей музыкально-литературных состязаний и алтари, посвященные Немезиде, - богине справедливости, покровительнице гладиаторов, актеров и атлетов.
Херсонесский театр просуществовал до IV в. н.э. Принятие христианства привело к разрушению языческих храмов, общественных зданий. Не избежал этой участи и античный театр. Его превратили в каменоломню, а затем в свалку.
В VI веке на его месте возвели крупный храм...

Сам амфитеатр был реконструирован археологами в конце XX века, однако выглядит он довольно новодельно, на мой взгляд, и потому я тогда даже не стал фотографироваться на его фоне, предпочтя проскений с сохранившейся колонной ;))



Следующим римским амфитеатром, который я посетил, стал Амфитеатр в бывшем древнеримском городе Тарракон (Tarraco) - нынешняя Таррагона, Испания



Процитирую одну из статей об этом амфитеатре:
Римский амфитеатр появился в Таррагоне в 1-2 в. н. э. и был расположен поблизости от форума этой провинциальной столицы. Амфитеатр размерами 130 на 102 м вмещал до 15 тыс. зрителей. Находился он почти у самого моря, и во 2 в. здесь проходили гладиаторские бои. До наших дней дошли остатки большой надписи, которая датируется периодом правления Элагабалуса (3 в. н. э.), расположенной на подиуме.



В 259 г., во время преследования христиан императором Валерианом, городской епископ Фруктуус и его деканы, Аугуриус и Эвлогиус, были сожжены заживо в этом амфитеатре.

Но после того, как христианство стало официальной религией в империи, театр потерял свои оригинальные функции.
В последующие годы часть камней, из которых он был сложен, была использована для того, чтобы построить базилику в память о трёх сожжённых мучениках. Их могилы в арене театра были раскопаны, а к церкви пристроили специальные погребальные мавзолеи, куда поместили останки.

Остатки этих могил и сейчас еще видны:



Как вы можете заметить, при постройке этого амфитеатра также был использован рельеф местности - часть зрительских мест была вырублена в склоне...



... другая же часть сложена из необработанного камня на растворе:



При строительстве использовалось несколько различных технологий - как обработка скального монолита, так и каменная кладка, причём как необработанным, так и обработанным камнем...



Использовался даже римский бетон - в одной из залитых бетоном ступеней для зрителей сохранился обломок деревянного опорного столба, использовавшегося, по-видимому, для установки навеса от солнца:



Не мог я не увидеть, конечно, и самый раскрученный из всех амфитеатров - Амфитеатр Флавиев в Риме (Италия).



Вряд ли найдётся человек, не слыхавший об этом самом крупном и знаменитом амфитеатре, известном больше под названием Колизей (от лат. colosseus - громадный, колоссальный).

Строительство самого большого амфитеатра всего античного мира, вместимостью свыше 50 тыс. человек, велось на протяжении восьми лет, как коллективное сооружение императоров династии Флавиев.
Его начали строить в 72 году н. э. при императоре Веспасиане, а в 80 году н. э. амфитеатр был освящён императором Титом.

Еще один римский амфитеатр мне довелось увидеть в Помпеях, в которых сохранилось аж 2 театра и один амфитеатр.



Я посетил самый старый из сохранившихся римских каменных театров - Большой театр (но не московский, а помпейский ;)):

В эпоху ранней республики для театральных представлений сооружались временные деревянные театры. Самым ранним сохранившимся каменным театром был Большой театр в Помпеях, примыкавший к Треугольному форуму. Построенный в III-II вв. до н. э., он был расширен и реконструирован в 75 г. до н. э. Эти две стадии строительства показывают процесс формирования театра римского типа.



1 - Треугольный форум; 2 - Большой театр; 3 - Малый театр (Одеон); 4 - храм Изиды; 5 - портик театра, позже казарма гладиаторов

Первоначально Большой театр был еще близок к греческому типу, сохранившему связь с природой и изолированность отдельных элементов. Расположенные полукругом места для зрителей - театрон - были устроены на ступенях, врезанных в холм. Орхестра, в которую можно вписать круг, еще греческого типа, а сцена представляла собой отдельное здание. За сценой находился обширный четырехсторонний портик, служивший фойе (впоследствии преобразованный в перистиль казармы гладиаторов).



При реконструкции театра по его краям соорудили сводчатый коридор (крипту), ставший опорой для пяти дополнительных рядов мест. Концы полукружия облицованных камнем зрительских мест и сцена соединялись сводами, над которыми возникли места для почетных зрителей - трибуналия.

Тем самым разрозненные прежде части театра слились в единое целое - характернейшая черта римского театра.

Здесь же наметилась и другая его особенность - заполнение театра и освобождение его от зрителей через субструкции. Пять тысяч человек, заполнявшие Большой театр, могли проходить не только через главные входы у сцены, но и через крипту с ее тремя выходами.

Еще одной из архитектурных особенностей этого театра является отделка некоторых зрительских мест драгоценным мрамором:



Видимо, места первого класса ;))



Амфитеатр в набатейской Петре - один из самых загадочных в моей коллекции амфитеатров ;).
Даже сведения о количестве мест в нём противоречивы:



Греческая культура имела большое влияние на набатейцев, о чем свидетельствует амфитеатр на 8000 мест неподалеку от Эль-Хазне.
Есть театры и в окрестностях Петра, но меньшего размера.
Высеченные в скале широкие скамьи составляют обширный зрительный зал с очень хорошей акустикой.

Сведений о датах построек в Петре так и вовсе крохи. Есть мнение, что амфитеатр в Петре был построен римлянами во II веке (Бродский Б.И. 'Романтические ведуты' - Москва: Советский художник, 1966 - с.246 ):

Во II веке Петра становится центром римской провинции Аравия, заново отстраивается и даже воздвигает в честь императора Траяна великолепную триумфальную арку. Опять потянулись через Сик вереницы верблюдов, и опять наполнилась гортанными криками, клятвами и божбой котловина, окруженная скалами розового и красного цвета. И опять мимо высеченных в скалах гробниц потянулись колонны закованных в цепи рабов.

Римляне построили еще два рынка, и их стало в Петре три; в пологом склоне скалы они вырубили амфитеатр, и проезжие купцы могли любоваться спектаклем или гладиаторскими боями.

После разрушительного землетрясения в IV в. н.э. город был оставлен своими жителями.



И, наконец, амфитеатр в Памфилийском Сиде, Турция



Строение возведено во 2 веке н. э. на месте еще более древнего эллинского театра. Здесь выступали актеры и гладиаторы, сражавшиеся между собой или с дикими хищниками. За ними наблюдали 16 тыс. зрителей, но до наших дней дошел только первый этаж трибун, опирающихся на мощные арки, второй ярус не уцелел. Однако и в нынешнем виде сооружение производит весьма сильное впечатление.

22 сохранившихся ряда зрительских мест плавно спускаются к орхестре, круглой площадке в центре, огражденной крепкой стеной для защиты от диких зверей. Внутреннее пространство можно было заполнить водой и устраивать в бассейне морские сражения. Артисты выступали на подиуме перед трехэтажной скеной, аналогом современных кулис. Там находились комнаты, где переодевались актеры и гладиаторы, в подвале - клетки для животных.



В силу ряда обстоятельств внутрь это огромного амфитеатра, крупнейшего в Турции, я не пошел ;)

Говорит ли такое количество сохранившихся в разных странах амфитеатров за реальность античной истории, или все эти грандиозные строения могли быть подделаны какими-то мифическими реорганизаторами истории - судить вам, я так свой вывод уже давно сделал ;)

античные мегасооружения, забытая история, как это было, загадки истории, история

Previous post Next post
Up