Одно из самых старинных и узнаваемых зданий во Флоренции - кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре (Святой Марии в цветах), более семи столетий поражающий своим изяществом и величием.
Собор был возведен на месте церкви Санта-Репарата, которая, в свою очередь, стояла на руинах древнеримского языческого храма.
Строительство собора начали 1296 году, тогда работы вели вокруг еще действующей церкви, руководил ими Арнольфо ди Камбио.
В 1375 году старую церковь снесли, а основные работы по строительству Санта-Мария-дель-Фьоре были окончены, хотя и не завершены полностью - в частности, фасад здания был создан только в XIX веке.
Возведение грандиозного купола заняло почти пятнадцать лет, c 1420 по 1434, работы велись по уникальным, разработанным лично Филиппо Брунеллески технологиям, которые не предусматривали наличие лесов.
В результате был построен уникальный восьмигранный купол, парящий над стенами собора и увенчанный оригинальным фонарем.
Санте Мария дель Фьоре стал на момент завершения постройки в 1434 году самым большим во всей Европе: в нём может разместиться 30 000 человек.
Внешний фасад здания, выполненный из разноцветных мраморных плит, с разнообразными скульптурными композициями.
Его дополняет прямоугольная колокольня Джотто (Кампанилла Джотто), декорированная многочисленными нишами, заполненными статуями и медальонами-шестигранниками, - в них изображены различные библейские сюжеты.
Высота башни колокольни, начатой Джотто и достроенной затем Андреа Пизано и Франческо Таленти, составляет 84.7 метра
Однако подлинным украшением собора является его купол.
В 1418 году правительство Флоренции было вынуждено посмотреть правде в глаза. Пришла пора решать проблему, которая назревала уже не один десяток лет: на месте купола кафедрального собора зияла огромная дыра.
Год за годом потоки ливней и лучи солнца заливали главный алтарь - точнее, пустоту на его месте.
Обеспокоенные отцы города объявили конкурс на проект идеального купола. Победителя ждала щедрая награда: 200 золотых флоринов и вечная слава в придачу.
Если верить летописцам, один из участников конкурса предложил подпереть купол огромной колонной в центре храма. Другой умелец вознамерился соорудить купол из «губчатого камня» (по всей видимости, пористой вулканической породы), чтобы уменьшить его давление на стены. Героем одной из ранних легенд стал некий выдумщик, который деревянные кружала замыслил заменить на земляную насыпь. Если подмешать в землю монет, утверждал он, можно сэкономить на демонтажных работах - как только купол будет завершен, жадные до денег горожане в два счета счистят земляной каркас. Доподлинно известно одно: в конкурсе участвовал низкорослый, невзрачный, запальчивый ювелир по имени Филиппо Брунеллески. Этот чудак взялся выстроить целых два купола, спрятав один внутри другого. Более того, он утверждал, что сможет обойтись без замысловатой и весьма дорогостоящей конструкции - лесов.
На протяжении следующего, 1419, года попечители собора встречались с Брунеллески несколько раз, выведывая все новые детали его плана. Мало-помалу они начали осознавать, насколько блестящей (и рискованной!) была его затея. Купол Брунеллески должен был состоять из двух концентрических оболочек: внутреннюю, видимую изнутри собора, покрывала внешняя, более широкая и высокая. Чтобы справиться с распором - давлением, действующим на купол в горизонтальном направлении под влиянием его веса, отчего он мог дать трещину или обрушиться, - Брунеллески придумал скрепить стены натяжными кольцами из камня, железа и древесины, вроде обручей на бочке. Первые 17 метров купола он собирался возвести из камня, а затем использовать другие, более легкие материалы - пористую вулканическую породу или кирпич.
В 1420 году попечители собора согласились сделать Филиппо Брунеллески руководителем строительных работ.
Началось возведение «Куполоне» («куполища», или Большого купола). Это была колоссальная стройка, вокруг которой в течение последующих 16 лет вращалась жизнь всего города. Купол стал главной точкой отсчета в местной системе координат. Предсказывая какое-нибудь событие или давая обещание, горожане ставили предельный срок: «когда достроят купол». Его округлый силуэт, столь непохожий на готические изломы, поднимался высоко над городом.
Первым делом предстояло решить чисто техническую проблему. Ни одно из известных в ту пору устройств не могло поднимать и перемещать неимоверно тяжелые строительные материалы так высоко над землей. Тут Брунеллески превзошел сам себя. Он изобрел трехскоростную лебедку со сложной системой шестеренок, шкивов, винтов и карданных валов, приводимую в движение парой быков, которые вращали деревянный рычаг. Груз поднимался на особо прочном канате длиной 183 метра и весом почти полтонны, изготовленном по заказу Брунеллески на судоверфях в Пизе. Революционной технологией стала система переключения привода, с помощью которой можно было переходить от подъема к спуску, не разворачивая быков. Подъемные механизмы Брунеллески настолько опередили свое время, что им не было равных до самой Промышленной революции, хотя они неизменно приводили в восторг все новые поколения художников и изобретателей.
Пустотелый купол из двух оболочек получился гораздо более легким и высоким, чем если бы он был цельным внутри. Чем дальше продвигались работы, тем больше времени проводил Филиппо Брунеллески на месте строительства. Под его бдительным надзором изготовлялись кирпичи разных размеров и шли поставки отборного камня и мрамора с каменоломен. Он был предводителем целой армии каменотесов и каменщиков, плотников, кузнецов и других мастеров. Как повествует один из биографов Брунеллески, когда строителей ставила в тупик какая-нибудь мудреная деталь, он лепил макет из воска или глины или вырезал его из репы, чтобы лучше объяснить свою задумку.
Купол получился настолько грандиозным и в то же время визуально лёгким, что его до сих пор видно практически из любой точки Флоренции - будь это холм на противоположном берегу реки Арно, балкон Галереи Уффици или узенькая улочка средневековой Флоренции...
Внутреннее пространство собора тоже поражает:
- ширина в трансепте - 90 метров
- высота сводов - 45 метров
- высота купола изнутри - 90 метров
- ширина нефов - 38 метров
- диаметр купола - 42 метра
- общая высота с крестом - 114 метров
Сравните высоту сводов с размерами посетителей - впрочем, это неудивительно при общей площади собора 8300 кв. метров (83 сотки, почти 14 дачных участков ;)):
Грандиозного размера внутренний купол, покрытый росписями, возносится внутри собора на 90 метров ввысь.
По задумке Брунеллески, купол был сам по себе украшением собора, поэтому не требовал дополнительного декора, но более чем через сто лет его украсили фресками.:
Внутренний диаметр купола даже примерно на полметра больше, чем у купола Собора Святого Петра в Риме, однако несколько проигрывает тому в высоте.
Источники:
Купол Брунеллески на www.nat-geo.ru
Санта-Мария-дель-Фьоре на tonkosti.ru
Все фотографии - как обычно, мои собственные.