Мнение, однако.
«Парагвай агрессивно напал на 3 страны».
(превосходящие его экономически и технологически).
В тысяча восемьсот шестьдесят лохматом году.
С хохлизма Верховного и населения, ага...
Тот самый Парагвай, который до данного решения - почему-то не бегал по соседям и несоседям с запросом «дайте грОшей».
Ровно наоборот - опирался на собственные силы.
Либо на взаимовыгодную торговлю.
«напал», не дождавшись заказанных проненосцев.
И начал как-то странно - с... посредничества на уругвайско-бразильских переговорах и протеста против ввода бразильских войск.
Если тут у кого хохлизм - то у уругвайской элиты.
У которой как раз «дайте грОшей» - в полный рост (притом, что именно у Уругвая -на тот момент лучше, чем у соседей, с доходом на душу населения) - но тем не менее, «дайте грОшей» то в адрес Аргентины, то в адрес Бразилии, то в адрес еще какого мимокрокодила.
И войска (то аргентинские, то бразильские) периодически вводились у Уругвай как к себе домой.
Аргентина с Бразилией - тоже жили немного не «на свои».
Не настолько чтобы долг стал проблемой кредитора - а именно что случай, когда долг - проблема должника.
В Уругвае на момент предложения парагвайского посредничества - формально главным был дон Атанасио Агирре.
Легитимность у него как у и.о. президента - была сомнительной.
Но на тот момент она в Уругвае у всех была сомнительной.
В принципе, если говорить о Парагвайской войне, то в фокусе внимания - «не мой регион» и «не мой период», но так случилось, что несколько лет назад мы на ФАИ (форуме альтернативной истории) разбирали с коллегой Парагвайскую войну.
И я пришла примерно к такому выводу:
дон Атанасио Агирре - сделал безответственные заявления со ссылками на позицию Парагвая (на что не имел никакого права).
Парагвайских Лопесов, их команду и их страну - погубила «хреновость» собственных дипломатических скиллов, а главное - превратно понятая верность.
Верность - ни в коем случае не личности, но - собственному слову.
Я уважаю принцип «держи слово - даже данное дэву»,
Но в данном случае - стоило вцепиться в детали.
И сказать примерно следующее:
«Мы не можем быть больше уругвайцами - чем сами уругвайцы. А сеньор Агирре - не вправе говорить от имени Парагвая».
Тогда события могли пойти по другому пути.
Впрочем, не первый случай, когда на Парагвай чужих собак и кошек вешают (хотя парагвайским гуарани - собственных баламов хватит).
Был один...нетоварищ, который обвинял парагвайских гуарани времен иезуитских редукций - в людоловстве, работорговле и всяческом членовредительстве.
Тогда как занимались этим...бандейрос с бразильской территории и на бразильские деньги.
Тогда как гуарани с территорий иезуитских редукций (частично совпадавших с более поздней территорией государства Парагвай) - становились именно что объектом охоты и товаром.
Причем в каком то смысле - данные экспедиции были продолжением еще доколумбовых межплеменных войн.
Но и иезуитские редукции, и государство Франсиа-Лопесов - были шагами в сторону «стать нормальным государством», а вовсе не наоборот, как некоторым хочется представить.
Жаль, что позиция «кто победил, тот и добро» - остается популярной.
Но - Великий Балам видел. Пусть Он воздаст.