Ища информацию о аукционах, наткнулся на список Forbs Российских миллиардеров-коллекционерах и их коллекциях. Понятно, что простому коллекционеру нельзя равняться на их коллекции, но они формируют ценообразование и направление в коллекционировании. Можно заметить, что основным направлением собирательства российского топа является живопись. И это характерно не только Российским миллиардерам. Это общемировая тенденция, со своими региональными нюансами. Причем живопись, большей частью современная.
8 февраля, 2012. Лондон. Натурщица Сью Тилли позирует перед фотографами на фоне картины «Спящая соцработница» для которой она позировала художнику. «Спящая соцработница» в 2008 году «ушла с молотка» на аукционе «Кристис» за 33,6 млн долларов, на тот момент установив рекорд стоимости за полотно живущего мастера. Портрет пышнотелой натурщицы Сью Тилли был передан в Национальную портретную галерею из частной коллекции Романа Абрамовича на время выставки.
После, ошеломительных продаж предметов связанных с знаменитыми личностями как Император Франции, возникает вопрос, почему живопись стоит еще больших денег? Причем, если продажа сабли или
шляпы Наполеона объявляется событием экстраординарным, то продажа живописи за фантастические суммы стало обыденным делом. Там историческая личность, пусть не произведение искусства, но редкий предмет, а тут что ни продажа то цифры от шести нолей. Картиной стоимостью за миллион долларов уже никого не удивишь. И наверное, еще больший вопрос, почему современная живопись, зачастую не совсем понятная обывателю стоит не просто миллионы, а десятки и сотни миллионов. При этом работы мастеров классической школы, стоят дешевле.
Франциско де Гойя, "Портрет донны Исабель де Порсель"
Получается, что "Черный квадрат" более гениальный чем "Джоконда", или "Герниника" круче чем "Сад наслаждений". Но при всем парадоксе, ответ на мой взгляд прост.
Собирать старую качественную живопись, известных мастеров в настоящий момент практически не возможно. Большинство таких работ находятся в национальных музеях, откуда их легально продать нельзя. Да и круг, таких мастеров достаточно ограничен. Картина ученика Леонардо, никогда не будет в одну цену с работой да Винчи. Если первый раскручен, его имя стало неотъемлемой частью современной поп-культуры, впрочем как и ряд других имен. То раскруткой не менее талантливых и доступных старых авторов современные дилеры не занимаются. У них нет времени и свободных средств на альтруизм. Если раньше по старым мастерам, такую раскрутку делали искусствоведы, то теперь дилер раскручивает, то, что он может продать. А продавать лучше всего то, что у него есть в количестве. И современные нувориши, поднимают свой статус создавая коллекции. Причем покупка, одного предмета, пусть и уникального, не создаст имидж. Поэтому особого торга за Рембрантом, как за Шагалом не будет. Покупка одной картины Тициана, хороша для благотворительности-передачи в музей. Но не сможет создать восхищенный взгляд и заполнить передовицы газет. Это разовая акция. А приобрести много картин Тициана, даже миллиардер физически не сможет. Тем более для покупки работ старых мастеров, необходимы эксперт экстра-класса и желательно не один. Ведь всем нам свойственно ошибаться. А их услуги в независимости от результата-купил/не купил и оригинал/не оригинал, должны быть достойно оплачены.
Классический пример яйца Фаберже,из коллекции Вексельберга. Покупка такого антиквариата, стала возможна только из за решения о продажи коллекции Фаберже, принадлежавшей семье американских миллиардеров Форбс. И наличия в ней 9 яиц, со 100% провенансом! Покупка Вексельбергом одного яйца никогда не создало нужного общественного резонанса. После первой покупки, все остальные яйца которые докупал Вексельберг, были довеском к основной коллекции. Опять же яйца Фаберже-удачно раскрученный бренд. Среди Русских ювелиров, есть множество выдающихся фабрик-Овчинников, Постников, Болин и другие. Но только Фаберже, раскручен всеми, начиная от искусствоведов и заканчивая масс-медиа (Голливудом и прессой).
Другое дело, современное искусство. Оно есть в наличии, многие картины можно приобретать непосредственно у художников или их наследников, что снижает риск подделки. А так же, огромное количество экспертов, искусствоведов и ценителей. Ведь в культурной жизни любого мегаполиса пусть в Европе, пусть в Америке огромную долю составляют частные галереи и так популярные сейчас Музеи Современного Искусства. В которых представлены работы мастеров последних ста лет, причем основной материал это период за 50-60 лет. И вот тут вступает основной фактор который поднимает цену-конкуренция. Ведь при большом выборе, за более раскрученными именами идет большая охота, каждый из желающих создать себе имя на искусстве сам подогревает этот рынок. Да и каждая последующая продажа, ставит планку, ниже которой опустить последующую работу уже не получается.
Поэтому и получается, что современное искусство одновременно является и самым дорогим и самым доступным. А вот классическое искусство это такая средняя ниша, где есть дорогостоящие предметы, но для их коллекционирования необходимы не только деньги но и достаточно хорошая подготовка для определения оригинальности предметов. Ведь, эти вещи проще всего подделать с меньшим риском быть разоблаченным и меньшей степенью ответственности.