О пороке.

Nov 18, 2007 18:13

  Вопрос о моей всё возрастающей циничности неожиданно разрешился в разговоре с famistoklius. Всё очень просто - разумеется, я ненавижу в других то, чем страдаю по преимуществу сам: тщеславие ( Read more... )

philosophy

Leave a comment

mehsen November 20 2007, 03:06:13 UTC
Будем исходить из того, что по умолчанию ни одно действие не имеет предопределённого знака нравственности.
Это неверное утверждение.
Пара примеров:
1) уничтожение человечества.
2) аборт жизнеспособного плода, не угрожающего жизни матери.
Вот хоть режьте меня на части, но ни в какой ситуации я не вижу, когда это может быть хорошо. Или хотя бы нейтрально.

Представьте женщину, которая отдаётся "просто так", ради самого процесса.
[...] может быть и вполне в нормах нравственности."
В нормах нравственности, заданной достаточно узко, уже в норме не будет.

Reply

honestas November 20 2007, 06:06:46 UTC
По примерам:
1. Это потому, что нельзя придумать цели, которая бы была адекватна этому средству. Нету такой.
2. Опять же - не факт. В условиях жёсткого культурного и физического геноцида, ребёнок, зачатый при изнасиловании... К тому же, что скажешь про самоубийство беременной? Блаженный Августин вот не мог однозначно оценить самоубийство.

Про женщину:
Э-э... Я смотрю это в рамках восточной, православной, если хочешь, морали. Для католиков цель соития предопределена и не может быть иной. Но это, сам понимаешь, спорно.

Reply

mehsen November 20 2007, 22:00:58 UTC
1. Это потому, что нельзя придумать цели, которая бы была адекватна этому средству.
Можно. Национализм. В формулировке "надо, чтобы наша нация жила не хуже других".
А угроза ядерной войны была в истории. Я не думаю, что Гитлер бы удержался от применения ЯО.

2. Ребёнок не виноват. (Церковь, напоминаю, осуждает убийство ребёнка и в этом случае)
Хотя, конечно, законы это в таком случае дозволяют даже в Польше, и каких-либо социальных санкций к ней применять причин мало.
Вот самоубийство всё-таки самоубийству рознь. Хотя, самоубийство беременной женщины зло вдвойне Другой вопрос, что в обоих примерах вина за происходящее зло лежит не только на женщине, но и на тех, кто это сделать вынуждает; и в некоторых обстоятельствах - только на вынудивших.
Но назвать такое действие этически положительным можно, только рассмотрев его отдельно от всего, что неверно, если уж мы учитываем обстоятельства, а не только голый факт.

Для католиков цель соития предопределена и не может быть иной. Но это, сам понимаешь, спорно.А заповедь "не прелюбодействуй" ( ... )

Reply

honestas November 21 2007, 06:52:29 UTC
1. Ну и что, эта цель - адекватна? Стоит того, чтобы убивать? Это во-первых ( ... )

Reply

mehsen November 26 2007, 21:31:03 UTC
1. Некоторые считают, что адекватна. То есть цель-то найти можно...
Во-вторых - ты, вроде, говорил о ВСЁМ человечестве.
Есть те, кто готовы разнести ВСЁ человечество, чтобы своя нация существовала на несколько часов больше. При условии сущ-ния ядерного оружия это вполне реально... и именно поэтому я считаю, что Ирану и правда ЯО нельзя давать.

Ты привёл примеры, для которых, вообще говоря, трудно найти цель, которая бы была им равнозначна.
Ну, мне достаточно существования этих примеров. Можно поискать и другие, более сложные.
Вполне достаточно, чтобы утверждать, что "по умолчанию ни одно действие не имеет предопределённого знака нравственности" неверно в принципе. Следовательно, не верно и рассуждение (хотя я оставляю за рамками вопрос, верны ли выводы).

Reply

honestas November 27 2007, 04:04:53 UTC
1. Стой-стой! "Считать", что адекватна - это одно. А адекватность в русле а) общественной морали современного общества и б)христианской (в частности, ортодоксальной) морали - совсем-совсем другое. Оно ясен пень, что найдётся извращенец, в системе ценностей которого всё будет совсем по-другому, но я-то не о том ( ... )

Reply


Leave a comment

Up