В комментарии к предыдущей записи, не особенно задумываясь, я высказала предположение, что в живописи тема многомирия присутствует в творчестве Павла Филонова. Решила поискать ссылки, как-то подтверждающие это предположение. Вот что дал довольно поверхностный поиск.
На сайте эвереттического центра Филонов упомянут в
статье А.М. Костерина «Жить в многомирии». Вот цитата из этой слишком назидательной статьи: «Из творцов новейшего времени, проторивших путь в многомирие, мне хочется назвать Павла Филонова и Иосифа Бродского. Вдумайтесь: картины Филонова содержат 5 живописных слоев. Современникам это было непонятно, а для меня это очевидный признак многомирового восприятия автора». Вдуматься я попыталась, но понять связь количества живописных слоев с многомирием так и не смогла, возможно, кто-то более вдумчивый это постигнет.
Интересная фраза из воспоминаний ученика Филонова П. М. Кондратьева: «Филонов считал, что мир видимый или духовного порядка не может в живописи быть сведен только к отображению […] Учил чувствовать богатство явлений, видимых и невидимых, через комплексы разных пространств, а не только Евклидового. Филонов объяснял, что все открытия возникают на стыке двух пространств, где по линии соприкосновения «начинался бой» и возникало какое-то третье пространство».
Выставка П. Филонова в Русском музее в 2006 г. называлась «Очевидец незримого», так о художике писал Алексей Крученых.
Фраза из статьи Е.Ф. Ковтуна «П.Н. Филонов и его дневник»: «Недоступная часть - глубинная основа произведения, его иррациональный фундамент. Чем толще этот непознаваемый слой, тем глубже, богаче, содержательнее произведение. Иррациональная тьма излучает свет. Благодаря этому не только сознание воспринимает художественный образ, но, что особенно важно, он вырастает на почве зрительского подсознания и интуиции, а это придает ему особую мощь и глубину. У Филонова - глубину поистине гипнотическую».
Выводы можно делать самые разные, но все-таки у меня есть ощущение, что Филонов видел что-то недоступное всем остальным, и мучительно пытался донести свое знание до нас. Смотреть работы можно
здесь, тут же коротко изложена его биография. А знаменитой картины «Нарвские ворота» (1929) там нет, скопирую ее сюда. Вот история с сайта
http://petersburg-history.narod.ru/p1453.htm: «После революции 1917 года в Петербурге по неизвестным причинам возник миф о том, будто на вершине Триумфальных ворот поселился колдун. Временами он будто бы брал в руки вожжи и сам управлял шестеркой лошадей, которые мчались вместе со всем Петроградом в черную бездну …. Нашелся человек, который изобразил его на полотне. Им оказался ленинградский художник Павел Филонов».