Эвереттика рассматривает реальный мир как совокупность реализаций возможных миров (альтерверс), при этом понятие времени усложняется, в разных концепциях оно приобретает разные свойства. Несмотря на парадоксальность концепции Эверетта (опубликована в 1957 г.), она не вызывает отторжения, возможно, потому что сознание к ее восприятию было еще ранее подготовлено художественной литературой. В качестве классического примера приводят «Сад расходящихся тропок» Х.Л. Борхеса (рассказ опубликован в 1944 г.), где персонаж говорит: «Он верил в бесчисленность временных рядов, в растущую, головокружительную сеть расходящихся, сходящихся и параллельных времен. И эта канва времен, которые сближаются, ветвятся, перекрещиваются или век за веком так и не соприкасаются, заключает в себе все мыслимые возможности». И таких примеров в литературе множество, даже если не рассматривать чистую фантастику. Мне показалось интересным поcмотреть с эвереттической точки зрения на текст песни М. Щербакова
"Быстров".
Если предположить, что лирический герой (ЛГ)+Быстров - это мультивидуум, действующий в параллельных реальностях, то все несообразности находят свой объяснение. В первой реальности ЛГ(одна из реализаций мультивидуума) даже и не помышляет о криминале, во второй - «решить-то он решил, но не ограбил же, учтем», в третьей пальбы не было, в четвертой была, в пятой Быстров ушел из супермаркета с кефиром, в шестой с кучей денег,…, в n-ой кассир его узнал, в n+1-ой не узнал (это уже «
Примечание к Быстрову»),…, в n+k-ой он стал лодочником на некотором водоеме …. При этом характер персонажа остается неизменным, ну или таким же точно.
Еще одна предлагаемая нам концепция - эвереттическая склейка, т.е. явление взаимодействия ветвей эвереттических реальностей. Автор этого термина Ю. Лебедев
находит примеры эвереттических склеек в творчестве В. Хлебникова. При желании явление эвереттической склейки можно увидеть и во многих других стихах. Яркий пример взаимодействия поэта с параллельной реальностью - стихотворение И. Бродского
«Любовь»:
Мы там женаты, венчаны, мы те
Двуспинные чудовища, и дети
Лишь оправданье нашей наготе.
Пример взаимодействия параллельных миров можно увидеть в тексте песни
«Сокольники» М. Щербакова:
Тогда же - хоть и похожею примнилась мне она,
но как бы десятью годами позже,
в пейзаже, не способном уцелеть при монтаже...
И я был тоже там и сам себе виднелся тоже -
пока не за морем, но на море уже.
Такой вот мультиверсум. Не по теме, но к слову - что-то там у них в квантовой физике, похоже опять
концы с концами не сходятся. Так что обычным людям пощупать параллельную реальность скоро не получится. Может, оно и к лучшему.