Выписываю на память несколько цитат из "Доктора Фаустуса" Т. Манна, которые с чем-то недавно в интернете прочитанным перекликаются.
"...власть низшего класса кажется мне, немецкому бюргеру, чуть ли не идеальной в сравнении - в сравнении, ныне возможном - с властью подонков."
"...свобода сама себе внутренне противоречит, поскольку вынуждена, самоутверждаясь, ограничивать свободу своих противников, а стало быть, отменять самое себя."
"Искусство - это дух, а дух вовсе не должен чувствовать себя в долгу перед обществом или сообществом, на мой взгляд, он обязан этого избегать ради своей свободы, своего благородства."
И еще несколько сумбурных, и, наверное, банальных замечаний, возникших по ходу прочтения романа. Неоднократно в романе высказывается мысль о пародийности Сатаны (
см.); наверное, в силу столь часто упоминаемого пристрастия Леверкюна к пародийности, можно и в сюжетных перипетиях романа усмотреть какие-либо пародии. Так мне история Инесы Родде показалась пародирующей «Анну Каренину», неслучайно в беседе с Инесой Цейтблом произнес «Мне отмщение, и аз воздам», далее пристрастие к морфию и несколько переиначенный финал любовной связи. Наверняка люди более начитанные что либо еще заметят. Сам «Доктор Фаустус» если и не пародирует, то в какой-то степени отражает написанного непосредственно перед ним «Иосифа и его братьев». Если в «Иосифе» можно увидеть, как «живущий заботой о Боге» Иаков создает Бога по своему образу и подобию, то в «Докторе Фаустусе» гениальный музыкант своим воспаленным мозгом вызывает к жизни Дьявола. Вместо Леверкюна мы видим лишь его отражение, то есть воспринимаем его глазами Цейтблома, персонажа по-своему трагичного, но заурядного, из тех, кто «не свергал основ» и «мимо войн прошел не задет». Кажется, что Манн побоялся что-то слишком личное высказать, потому и спрятался за Цейтблома.
Портрет Томаса Манна работы Макса Оппенгеймера
Как-то художнику удалось передать, что перед нами гений.