Сегодня многие христиане в ответ на критику Церкви предлагают не обращать внимания: мол, всем не угодишь, красота в глазах смотрящего, всякий судит по себе, количество врагов зависит от принципиальности жизненной позиции и т. д.
Вот только этим словам апостола Павла из первого послания Тимофею уже скоро две тысячи лет:
Надлежит ему [епископу] также иметь доброе свидетельство от внешних, чтобы не впасть в нарекание и сеть диавольскую (1 Тим. 3:7).
Под внешними понимаются нехристиане (в новом переводе Библейского общества: Нужно, чтобы и вне церкви у него была добрая слава, не то пойдут пересуды и он угодит дьяволу в сети).
Есть толкования святых на это место, причём со временем они по сути не изменились: будь то
толкование св. Иоанна Златоуста из IV-го века, будь то
толкование св. Феофана Затворника из века XIX-го, когда четвёртая власть уже давно получила свой статус.
Упомянутое свидетельство относится к жизни человека во всём её многообразии (см. у св. Феофана выдержку из св. Амвросия).
И практические выводы, увы, до горечи строги: даже если окажется, что недоброе свидетельство - ошибка или клевета (чему, конечно, можно найти множество примеров), всё равно лучше в таком случае не ставить человека управлять Церковью. Потому что это будет отвращать людей от веры и налагать излишную тяжесть на душу самого иерарха.
Знаменательно, насколько твёрдо оба толкователя уверяют: по большому счёту, нехристиане не будут порицать по-настоящему праведную жизнь. Оба толкователя верят в то, что настоящее добро вдохновляет и восхищает человека, независимо от его верований.
Есть о чём задуматься и от чего вздохнуть.