Посмотрел два фильма в рамках ММКФ.
1.
Мишель Гондри "Пена дней". Как выяснилось, я попал на мировую премьеру кинофильма. Даже не помню, когда в последний раз получал удовольствие от картины с большим бюджетом. Фильм действительно неплохой, неординарно снятый, снимающий вопрос "как это вообще можно экранизировать?", разве что - несколько затягивающий Виана в сюрреалистические стереотипы, к которым он особо не имел отношения. А вообще - помимо ожидаемых отрезаний век, угрей в кранах и кувшинок в легких, сценаристы без всякого чувства меры (что прекрасно) переполнили действие прочими сумасшедшими деталями. Субтитры-перевод - не книжный Лапицкого, но вполне нормальный. Оказалось, что я очень хорошо помню сюжет романа, прочитанного лет пятнадцать назад и снова ловлю себя на мысли, что, кажется, нигде больше у Виана не заметен марксистский подтекст (хотя дело, понятно, не в нем). Повеселило, что перед началом фильма К.Разлогов всерьез рассказывал зрителям, кто такой Сартр (я так и не понял, правда, дало ли это что-нибудь, когда спустя полчаса французской речи кто-то из соседей совещался, испанское ли это кино). Возникло желание посмотреть "Сталинград" Ф.Бондарчука (нет, плохая шутка) экранизацию "Пены дней" 1968 года.
2.
Питер Гринуэй, Жан-Люк Годар, Эдгар Пера. "3x3d". Наконец-то появились фильмы в формате 3D, в которых не просто размахивают кулаками перед носом зрителя, а используют многослойный монтаж, параллельные субтитры и объемные кадры для выражения мысли и рефлексии над особенностями этого выражения. В рамках одного кинопроекта три режиссера представили разные варианты, которые я бы банально назвал "правый", "левый" и рыночно-либеральный "усредненный".
Гринуэй: постановочные кадры-картины, наслоения шрифтов, великолепная работа со звуком, но все эти виды португальского монастыря похожи на дорогие и помпезные кинооткрытки. А после "серии" Годара о Гринуэе хочется побыстрее забыть (и частично реабилитировать после просмотра части Пера).
Вообще-то до вчерашнего вечера мои эмоции в отношении Годара были очень сдержанны, но этот его фильм - абсолютно убийственный. Никакого заигрывания с эффектами, нарочитое презрение к достижениям техники (при несомненном умении их использовать) и абсолютный диктат текста над изображением. Настоящий авангард в 3D. При этом фильм Годара - единственный, кажется, никак не упоминающий португальский город Гимарайнш; похоже, режиссер даже это условие проигнорировал. Пожалуй, это даже нельзя назвать фильмом - философия в аудио-визуальной форме. Во всех трех лентах - внимание к теме письма (близкое к Деррида), но в фильме Годара - оно, пожалуй, на первом плане. При этом в русских субтитрах "écriture" фигурировало то как "рукопись", то еще как-то, совершенно урезая смысл. А аллитерации и игры слов Годара (nom, ombre, nombre) передать в переводе действительно сложно. Пересказывать бессмысленно: время, несчастье, искусство, политика, технологии, история. Кажется, "Социализм" был только затянутым наброском к этому шедевру. Очень захотелось почитать эссе и интервью Годара, но на русском, естественно, почти ничего нет... В декабре ему 83 года, немыслимо.
Часть Пера наименее интересна, в целом - адаптированная трансляция мыслей Барта и Бодрийяра применительно к 3D, в другом случае возможно и вызвавшая бы какие-то эмоции, но после опустошительной короткометражки Годара показавшаяся поп-шлягером. Но при этом только фильм Пера - преимущественно посвящен заявленному в аннотации разговору о влиянии 3D на восприятие кино (эх, был бы на месте Пера - Делез).