По просьбе Бориса
agent_bari, по мотивам
имевшего место спора, написал статейку-рассуждение о том, чем мне не нравится РПЦ. Рассуждение сводится к довольно еретическому не озвученному выводу о том, что РПЦ не столько предлагает обществу Бога, сколько поклоняется тем же псевдорелигиозным богам, что и общество, или по крайней мере ничего против этих квазирелигиозных культов не делает. Кому интересно -- читаем.
Борис: можешь взять текст отсюда, если есть нужда в доработке/удалении и т.п. -- согласуй со мной.
Почему я (мы) и не РПЦ
Прелюдия: об авторе. Родился в 1987 г. Автор не может назвать себя 100% верующим, редко ходит в церковь, всё чаще как турист, не очень хорошо знаком с Библией, но достаточно религиозен душой, считает себя скорее православным и опирающимся на православную мораль. Многие предки были православными священниками, а прадед расстрелян в 37-м за то, что был настоятелем храма. На руинах того взорванного храма до сих пор можно встретить кем-то принесённые свежие цветы.
Почему я пишу так, а не по другому: когда пишешь много и подробно, люди цепляются за не самые важные мысли, и часто не обращают внимания на суть высказывания в целом, поэтому попробую свести к минимуму примеры и доводы, а структурировано написать лишь то, как я понимаю вопрос концептуально.
Принятые сокращения: РПЦ - Российская православная церковь.
О чём я:
Критика РПЦ повсеместна, это делаю не только я, это делают многие. В этой критике я вижу 2 основных течения:
1. Критика атеистов или людей, относящих себя к другой религии, изначально направленная против православия.
2. Критика РПЦ людьми, в целом не испытывающими отрицательных чувств к православию как таковому.
Первый пункт затрагивать не буду. Второй пункт я постараюсь раскрыть так, чтобы он оказался подведён под общий знаменатель.
В общестрановом контексте я рассматриваю именно православие (в лице РПЦ), а не ислам или другие религии, т.к. в рассматриваемом периоде эта религия имела наибольший потенциал по воздействию на российское общество.
Начали:
Обвинение: Любое общество нуждается в высоком градусе трансцендентности (религиозности в частности), чтобы не упасть в пропасть застоя, мракобесия и хаоса. Определение стремлений, целей, усилий, установок - всего того, что противостоит хаосу и создаёт гармонию - задача религии. (Как известно, хаос имеет свойство сам собой нарастать)
В СССР православие было оторвано от этой задачи, смена порядка дала РПЦ исторический шанс вернуть себе эту роль. Претензия моя состоит не в том, что РПЦ не смогла этим шансом воспользоваться, сделала это неправильно. Претензия моя в том, что РПЦ развивалась инерционно, куда все - туда и она. Т.е. не было сделано вообще ничего, чтобы противостоять натиску хаоса. Хотя, возможно, именно в этот момент общество более всего нуждалось в этом.
Какая церковь - такие смыслы.
Какие смыслы - такие мы.
Какие мы - такая жизнь.
Развитие событий. Начало: Нельзя сказать, что в СССР не было религии. Возможно она была не совсем типичной религией, или не совсем религией, но функцию выполняла примерно ту же. Как назвать эту религию не знаю. В общем, некая «советско-коммунистическая» религия, которая определяла для людей очень многое: во что верить, как жить, зачем жить, что ценно в жизни. Религия та многое унаследовала из христианства, при этом не была едина на всей территории страны, и в разных местах, в душах разных людей принимала причудливо отличающиеся формы.
Но, в целом, была и как-никак играла ту самую нужную для общества роль. И, в целом, была не такой уж и плохой. Пока не начала разлагаться по причинам, которые мы здесь не рассматриваем. А затем и катастрофически исчезать из жизни людей.
Развитие событий. Продолжение: Свято место пусто не бывает. Сколько я знаю людей, не бывает обществ без религии или чего-то наподобие религии. Отдельный человек бывает живёт без веры и религии, но целое общество - никогда. Крах «советско-коммунистической» религии мог привести к возврату русских к православию, на деле же он привёл к расцвету примитивных псевдорелигиозных культов. //Интересно, о чём в данный момент подумал читатель?//
Первый культ - «парашецентризм», как его называет
Павел Крупкин (
http://kroopkin.livejournal.com/), пришёл к нам из криминального мира. Суть парашецентризма предельно проста: в центре мира находится параша; у параши сидит лох; чем дальше ты от того, чтобы быть лохом, тем лучше; лоху ничего не противопоставлено, то есть нет ему антонима, можно быть очень далеко от лоха, но расстояние это всегда измеряемо, а надо бы быть очень далеко, так чтобы не было никаких шансов стать лохом, но шанс-то этот есть всё равно, поэтому надо работать над тем, чтобы быть как можно дальше от параши. Вся жизнь представителя культа парашецентризма превращается в вечное стремление быть как можно дальше от ужасного центра мира - параши.
Второй культ, разновидность
карго-культа (
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%B3%D0%BE-%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82) - культ денег (ещё более примитивная разновидность - культ колбасы), возник в поздней Советской России на фоне впечатления от разницы того, как живут люди в СССР и на Западе. В тяжёлые 90-е годы культ денег занял особое место в жизни многих людей. Деньги не играли роли средства, на которые можно что-то купить, обменяв свой труд на товар. Деньги оказались религиозной ценностью, за которую можно купить всё - то есть стали величайшей ценностью, практически гарантией бессмертия.
В соединении с культом парашецентризма культ денег породил следующую модель: деньги стали величайшей ценностью, которая позволяла оторваться человеку от ужасной «параши» бытия. При этом, как религиозная субстанция, деньги были очень ценны, так как давались Богом не всем и лишь один раз, как дар - ни в коем случае нельзя было их потерять, бездумно потратить - это стало страшным грехом. Напротив, деньги надо было всячески беречь и преумножать, беречь и преумножать - и так до бесконечности, ибо чем больше денег, тем дальше ты от параши, но совсем избавиться от угрозы оказаться около этого ужасного центра мира - нельзя.
Всё бы ещё ничего для России, но адептами этих культов и их комбинаций стали в первую очередь представители отечественной элиты, которые стали транслировать их на всё население.
Развитие событий. Место РПЦ: Тут я задаю вопрос, где была РПЦ всё это время? И где она сейчас? Поясняю, я не спрашиваю, что было сделано РПЦ хорошего за всё это время, я верю, что много было сделано хорошего, что есть много хороших людей в РПЦ, особенно на местах, и много сделано малых дел. Но вот большого дела сделано не было. Не было никакого усилия, чтобы выйти за рамки инерции и что-то изменить в рушащемся обществе. Чтобы поддержать людей, потерянных после краха «советско-коммунистической» религии и с недоумением и страхом взирающих на транслируемые элитой культы денег и параши. Более того, РПЦ вела себя часто так, как будто оказалось по одну сторону баррикад с этой элитой не только формально, но и по существу.
Я видел как в нищей стране, помешенной на деньгах, строились огромные храмы с золотыми куполами; как выполнялись странные ритуалы на непонятном языке; как не было дано ответа на вопрос общества о калининградской водке и смоленском табаке; как велась борьба с протестантскими церквями, но не культом денег; как патриарх пользовался «мигалкой»; как делила РПЦ с Третьяковкой - Рублёва, а с МГУ - студенческий театр.
Вы спросите, что в этом такого? Отвечу - культ денег сегодня триедин: деньги, власть, слава. И это всё я вижу в том, как вела себя РПЦ последние 20 лет. Я видел со стороны РПЦ борьбу за деньги, борьбу за власть, тщеславие.
Алексей Сахаров
08.02.2011