Знакомого в кулинарии неадекватно обслужили. Не взвесили нужное количество товара, настаивая забрать весь, что в два с хвостиком раза больше, чем ему нужно в его конкретной ситуации. Речь о сотне граммов, десятке рублей, но дело принципа и целесообразности. Может, например, у человека диетическое питание, рацион просчитан до грамма, до пары калорий, зачем ему целая лишняя порция? Адекватный покупатель вежливо просит, адекватный продавец спокойно продаёт нужное количество. В норме. В данной ситуации знакомый скандалить не стал, ушёл без покупки.
Я комментирую, что, мол, да, нормально ожидать адекватного обслуживания. Без хамства, без "превышения полномочий". В беседу вступает мужчина, очень сочувствующий продавцам. Все на них орут, срываются, а они ничего никому не моги (тут, думаю, он прав, это тяжело). Тема развилась до того, что "за четыре года [походов в эту кулинарию] можно бы уже было наладить отношения", что "приятно же, когда тебя узнают, искренне улыбаются при встрече, знают твои предпочтения". Тогда, мол, и результат взаимодействия будет лучше. Короче, чтобы тебя обслужили адекватно, ты должен быть "своим".
Вот этот вывод меня, во-первых, возмущает (любой человек с улицы имеет право на вежливое (без придыхания, без обнимашек-целовашек) и адекватное обслуживание), во-вторых, приводит к пониманию, что лично мне, наоборот, даже неприятно, когда меня встречают радостной улыбкой, знают мои предпочтения, заводят беседы. Я ничего не имею против профессии продавца. Моя подруга работала продавцом, и по её рассказам я знаю, что они находятся между молотом и наковальней: сверху давит начальство, снизу раздражённые покупатели, плюс условия труда оставляют желать лучшего. Я знаю, что часто эти люди без образования, которым трудно найти работу с более человеческими условиями. Что я могу сделать для этих людей (и не только продавцов, но и других работников, например, сантехника, монтажника проводов для интернета, кассира на вокзале, администратора в салоне, парикмахера)? - Быть вежливой и не усложнять их работу. Всё. Я ещё стараюсь набрать сумму без сдачи (правда, не для облегчения работы, хотя это приятный бонус, а потому что мне доставляет удовольствие "побить все карты" ). ))То же самое мне нужно от них: быть вежливыми и делать свою работу. Всё. Я не готова вступать с ними в какие-то более тёплые отношения. Меня тяготят разговоры, повышенное внимание. У меня люди не становятся "своими" автоматически только потому, что я часто с ними контактирую с ними в салоне или в магазине. Меня очень напрягают вот эти все "я вам выберу получше" - блин, вы всем должны давать нормальный, качественный товар, а не выбирать мне получше, другому кидать гниль. Я не хочу общаться в магазине с человеком, я хочу общаться с продавцом. Я не хочу обслуживаться как человек, я хочу обслуживаться как покупатель. Если я выполняю свою сторону договора "покупатель обязуется не курить, не сорить, быть вежливым", не вижу, что могло бы мешать продавцу вести себя так же.
С детства я мечтала о таких магазинах, где все товары буду стоять на полках, а ты бери, рассматривай, покупай, что сам выберешь, без необходимости общаться с продавцом. Мечта сбылась: появились супермаркеты. Я была невозможно рада! Набрал, на кассе ты один из такой тучи, что никто на тебя даже смотреть не будет. Здравствуйте - добрый день, с вас сто рублей - вот, пожалуйста, спасибо за покупку - спасибо. Всё! Это счастье.
У нас на рынке есть женщина, в киоске которой я часто покупала овощи. Сначала всё было просто вежливо, потом началось "узнавание" и "я вам получше выберу" и желание поговорить. Я не могу ничего дать взамен. Я не ощущаю желания переходить в "человеческую" плоскость отношений. Это же как влюблённость: либо повеяло родным, ты ощущаешь, что тянет, - либо нет. Как моё дитятко, когда пробует что-то, чем её настойчиво угощают: "Да, вкусно. Но я не хочу." Короче, женщина дивная, приятная, но я не чувствую отклика, потребности общаться, и, увы, я захожу к ней уже не так часто. Я очень благодарна двум другим женщинам на рынке, у которых я тоже часто и не первый год обслуживаюсь, которые определённо меня знают, но никак это не обнаруживают, не делают мне преференций, не завязывают бесед. Одна продаёт соленья и одинаково ровно, без лишней сердечности обслуживает всех, максимум, как она проявляет это "узнавание" - это изредка может сказать на мою просьбу что-то типа: "А, ну да, это как вы вчера брали." Вторая женщина ещё более чудесна: она похожа на Мышь из "Дюймовочки", такая серьёзная и деловитая дама, которая никогда не улыбается. Она вежлива, но без вот этой свойской сердечности, у неё знаешь точно, что всё будет чётко взвешено, а товар будет хорошего качества для всех. Была (и есть, наверное) одна интересная дама, которая ОЧЕНЬ любила поболтать, любезничала и со мной, и с ребёнком, всё с шутками и прибаутками, с традиционными "я выберу вам получше", в результате в пакете частенько попадались откровенно гнилые фрукты, овощи с плесенью. Все супер-пупер, и парочка некондиционных. Вот что это вообще было?..
Магазины ладно, там хотя бы быстро. Если кто-то вдруг воспылает желанием проявить свою человеческую сторону, я вежливо внимаю и не осаживаю человека, зачем обижать. Но вот если вдруг мастер в салоне во время стрижки захочет пообщаться - оооооооооооо!.. Это при том, что мне нравится видеть людей, наблюдать их. Люди очень красивы. Мне нравится смотреть, как человек двигается, например. В салоне рядом с домом есть безумно красивая женщина, на неё приятно посмотреть, когда она меня стрижёт, я вижу её движения. Но это всё, что мне нужно о ней знать. Я не хочу, чтобы она вела со мной беседы, мне не нужен обмен вербальной информацией, я даже не запомню её имя. И когда мне надо будет освежить стрижку, я не буду вылавливать именно её, потому что обычное классическое каре умеют стричь все парикмахеры. Если уж я, не парикмахер, умею...
Когда ко мне приходят люди, а приходят они, по роду деятельности, регулярно и на гораздо более продолжительное время, чем в магазин, кому-то может захотеться перейти со мной на менее формальный уровень отношений, кому-то нет. Так же и мне. Бывает, что переход в человеческую плоскость происходит как-то сам, ощущается как что-то естественное. Но в подавляющем большинстве случаев мне уютнее вести общение в чисто деловом русле, без перехода на личности.
Мораль... Все мы разные, и далеко не всем нам приятно "кумовство", "свойскость" и всякое такое. Спасибо всем тем корректным продавцам, парикмахерам, врачам, таксистам и т.п., которые чувствуют собеседника и насильно не сверлят дырки в его личных границах, или которые просто сами такие необщительные, которые хорошо делают своё дело, не разделяя людей на "своих" и "чужих", которые умеют отделить себя-человека от себя-профессионала, которые ведут себя на работе адекватно ситуации, а не под влиянием своего настроения, гормональных взрывов, солнечных затмений и т.п.