Масяня : Хрюндель
Серпентина : ?
Чем младше ребенок, тем конкретнее должны быть образы и тем более определенным отношение-аналогия. Самые первые игры, безусловно, подбор пар "детеныш-взрослый": на картинках или в компьютерной анимации, и в большом количестве. Ребенок приводит "потерявшихся" котенка к кошке, щенка к собаке, поросенка к свинке... Можно решить и задачку, когда искомое НЕ видимо: К корове пришел теленок, а вот кто должен прийти тогда к лошадке? Рассортировать игрушки и картинки дети могут и в полтора года, а второго типа задачки, где искомое НЕ присутствует перед ними, начинают решать позднее, это следующая стадия. Вот такая
компьютерная про детенышей и взрослых.
Еще важно: чем младше ребенок, тем больше пар для него нужно, чтоб установить отношение. Со временем и ОДНОЙ пары начинает хватать, чтоб найти недостающий элемент другой, как в примере в начале письма. Но для этого отношение уже должно быть установлено, усвоено ребенком. Играть в такие штуки можно устно с более старшим ребенком. Если ребенок затрудняется найти недостающее, дать еще один пример такого же отношения. Лучше загадывать такие загадочки по-очереди, чтоб ребенок придумывал свое. Но придумать сложнее, и есть очень смешная стадия, когда ребенок уже неплохо отгадывает чужие аналогии, а свои строит по критериям, только ему понятным. Критерии всегда, кстати, есть, только они бывают у малышей внутренние (для личного пользования, другим людям непонятные) и непостоянные (меняются от пары к паре). К аналогиям малыша, даже на этой стадии, стоит относится внимательно: если построить на них все же что-то удастся, понятия быстро развиваются. Если их отмести как "неправильные", развитие понятий может затормозиться...
Примеры отношений для игр. Это мы как раз сегодня поиграли.
Красный:розовый
Синий:? (голубой)
Зеленый:? (салатовый) С маленькими можно смешать краски с белой - вот какое это, собственно, отношение (цвет - смешанный с белым цвет). Хотя, конечно, про голубой и синий это не так чтобы совсем то :-) Но называют люди светло-синий "голубым".
Собака:шерсть,
Курица:? (перья)
Рыба:? (чешуя)
Человек:?(волосы)
Мышка:норка
Птица:гнездо(вариант "дерево" идет, потому что взрослые птицы в гнездах живут редко)
Рыба:море (варианты - аквариум, река...)
Толстая:тонкая
Длинная:короткая
Большая:маленькая...
1:2
3:? (4)
4:? (5)
... Обратить внимание: отношение здесь вовсе не деление. Но некоторые все же называют такие отношения "пропорциями" и какой-то смысл это имеет. По аналогии ;-) Говоришь первую пару, можно с разными интонациями каждое слово (эти детали важны для распознавания!), между словами - паузу. Потом говоришь первый элемент из следующей пары и ждешь, не скажет ли ребенок второй элемент. Если нет, говоришь сам и то же делаешь со следующей парой и т.д.
Ну и, собственно, пропорция в обычном смысле слова..
2:4
3:6
5:10...
Как только видишь в быту или там литературе какое-нибудь интересное отношение, можно затевать с ребенком игру. Говорят (исследователи), что понимание ребенком пропорциональности - один из основных предсказателей его успеха в "математике дальше арифметики", особенно в алгебре.
из комментариев:
(phisteshka) А еще мы делали "найди лишнее". Очень забавная штука. У меня старший находил такие скрытые закономерности в группе предметов, что я просто боялась, что на экзамене завалит этот тест, так как психологиня будет сидеть позакостенелее него и ей не объяснишь, что ребенок нашел другой признак, объединяющий группу в группу, не тот, что у нее в тетрадке записан. (пример: хищники и домашний зверь, но все начинаются на одну букву кроме одного хищника, что на другую, плюс еще по окраске можно и т.д..)
(maria_d) Книжечек тут тоже много :-) И игр с карточками на аналогии. У нас есть и на подбор парочек (мамы-детеныши, работники-их машины), и на нахождение недостающего во второй паре по первой. Вот к пропорциям эти штуки не привязывают часто, к сожалению. В аналогии играют в 5-6 лет, потом абстрактно-формально вводят пропорции в 8-10, у ребенка они не "подпитываются" иногда такими вот корнями толстыми в образах сильных и ранних :-)), а стоят на тоненькой ножке "деление-обратно умножению-как повторное сложение".
Here lies a toppled god,
His fall was not a small one.
We did but built his pedestal,
A narrow and tall one.
(blu_caterpillar ) у нас сейчас набор карточек в ходу с отношением целое-часть(торт - кусок торта, виноградная гроздь - виноградина, автомобиль - колесо, ну и прочая),
Одно время дочка долго играла, сейчас - как отрезало.
(maria_d) Все, сформулировалось, значит ;-) Потом, когда следующий виток идет - можно достать секунд на тридцать и эдак сослаться... Про целое-часть: "у лошадей это будет табун, у рыб это будет косяк" а еще прайд, стадо, толпа, колония, конгломерат...
-------
(nataliali ) Маш, приведи пример внутренних критериев и как ты выходила из ситуации "неправильных" критериев.
(maria_d) Масяня-Хрюндель
Джесси-? дочкин ответ "Мисти". На всяких случай, Масяня - современный, гм, "сильный женский образ" а Хрюндель - ее бойфренд. Джесси - персонаж из Покемонов, ее бойфренд Джеймс, они там в "банде" Team Rocket, а главные не-бандитские ("хорошие", хотя Покемоны на западном хорошие-плохие не строятся, так что очень приблизительно) персонажи: мальчик Аш лет и девочка Мисти лет 12-13. Так что дочка переменила ассоциацию с "девушка-бойфренд" на "женский персонаж - женский антагонист". По ее логике была бы Серпентина-Вера. И в это мы сегодня поиграем тоже :-) Я сделала так: повторила несколько пар, которые приводила раньше, с НАЗЫВАНИЕМ ВСЛУХ отношения: Масяня любит Хрюнделя... ну и далее по списку.
Пожалуй, это не внутренний критерий, а "новый общепонятный критерий в новой паре". Вот внутренний вчера был тоже, понятно, я его не поняла :-) без долгих об'яснений, но и не запомнила, к сожалению. Понаблюдаю и напишу еще. Может, кто-нибудь тут напишет?
Если с числами, это звучало бы так:
Два умножить на два будет четыре
Три умножить на два будет шесть
Пять умножить на два будет...
Конечно, это сильно упрощает задачу. Фишка именно в том, что для нахождения неизвестного члена аналогии нужно найти сначала неизвестное отношение. Это двух-шаговая задача, что и говорить - к такому ведет долгий путь развитие... Поэтому:
1 - для маленьких игры с аналогиями строятся на уже известном ребенку отношении (детеныш-взрослый, скажем), что упрощает задачу
2 - для начинающих дается много пар, уже подобранных, что упрощает им поиск отношения
3 - в любом случае новые отношения (например, умножение) задаются после нескольких сеансов игры в известные отношения - чтоб ребенок связал новую задачу с уже решенными. Это мой дисер, метафора - связывание нового со старым.