Война может интересовать многих детей, особенно если страна проживания в войне задействована. Здесь некоторые идеи про игры на тему войны.
В первую очередь стоит поговорить про личную безопасность; ребенок может это спрашивать и сам. Поговорить о разных явлениях войны, скажем, что связано с едой - о нарушении подвозок, панике. Придет ли война в наш город? Разрушат ли наш дом? А нас не убьют? Ребенку стоит ответить на вопросы честно и спокойно, с упором на те действия, которые можно предпринять для обеспечения безопасности.
Вопросы бывают и поинтересней - а почему война?
Сама не знаю. Пацифист. Держусь подальше. Историю вообще плохо знаю, читала в комиксах :-), ну изучала историю педагогики. Решила пособирать материалы. Спасибо огромное всем помогавшим! Получилось нечто вроде unti study. Дальше - для любителей анализа и разборок, предупреждаю :-))
Вспомнить мультики с войной: Antz, Mullan, A Bug's Life, Princess Mononoke. Поговорить о том, кто там воевал, спросить ребенка, почему и зачем.
Поискала на интернете - хорошее краткое введение в историю войн, вот здесь
http://www.au.af.mil/au/awc/awcgate/gabrmetz/gabr0002.htm.
Собрать песни, это спокойней, все-таки видео страшновато. Песни можно слушать в машине, после прослушивания разобрать слова и идеи, потом слушать опять. Удивительно, как много в привычных песнях может быть незнакомо ребенку - слова, понятия, идеи. Причем в песнях это в очень концентрированном виде. Метафоры. Вот по песням обсуждений кусочков несколько.
"Шар цвета хаки" Наутилуса. Цвет как символ "но кто-то решил, что война, и покрыл меня черным". Что такое цвет хаки, почему его выбирают для форм. Защитная окраска, как у зверей бывает. "Я не видел картины дурней, чем шар цвета хаки" - очень красивая метафорическая цепь (chain of signification): шар ->земля -> люди земли. Символы символов. "Марш, марш левой" - вот уж никогда бы не подумала, что детям может быть интересно маршировать, и что я это признаю - однако, идет на ура, пардон за каламбур. А то непонятно, что поют ;-) "Толпа цвета хаки" - почему страшно.
"Группа крови" Кино. Что такое группа крови. Можно рассказать о семейной истории, связанной с группой крови, с переливаниями - почему солдатам надо держать на рукаве (нет возможности делать анализ). "Твой порядковый номер на рукаве" - обезличивание, сравнение с роботами ("С3РО"). Эвфемизм, или поэтическое обозначение смерти - "не остаться в этой траве". Еще другие такие из песен: "А потом придет она, собирайся, скажет, пошли, отдай земле тело" или "первый шаг вперед - и в рай" и т.п. Кто вспомнит, подкидывайте еще :-) Детям могут быть интересны переносные выражения, как отдельная тема.
"По выжженной равнине" Высоцкого. Почему "за нами все горит" и что такое вообще Украина. Рассчет на первый-второй - а если в опасное место? Каким быть? Как солдаты мечтают о доме и невестах "веселые, не хмурые, вернемся по домам, невесты белокурые наградой будут нам" и как этим манипулируют - воюешь ЗА это. Что такое "герой" - особенно об относительности.
"Я не знаю кому и зачем это нужно" Вертинский, поет БГ. Вот, он тоже не понимает, зачем война. "Кто послал их на смерть недрожащей рукой" - образ - от волнения руки дрожат - не дрожат, не волнуется, не жалко. "Какая-то женщина с искаженным лицом... И швырнула в священника обручальным кольцом". Рассмотреть свое кольцо, что такое "искаженный" - все ребенку может быть интересно.
"Ты была одна" Агаты Кристи. "Не работал даже телефон" - вон, а сосед генератор повез на днях; связывать со своей жизнью. Электричество тоже обычно не работает, если что, вон как зимой в обледенение. "Мужа не было, не было отца" - воюют в основном мужчины. Бывают ли чисто женские армии? Амазонки. Израиль (смешанная). Почему воюют мужчины. "Я лишился сил и загнал коня" - что такое "загнать" и почему это делают. Насилие и общее разрушение устоев во время войны - там как раз крики на заднем плане... Остальные песни из этого концерта. Идея смешивания любви и смерти - для подростков, чтоб их проняло, почему это трогает.
"Ночевала тучка золотая" - грузит. Муж советует "Швейка".
Можно купить недорогой набор моделей с самолетами, вертолетами, танками и горой солдатиков. Можно разыгрывать сцены из чего-нибудь. Не знаю, как с этим играют.
<редактировано 11/2003>
из комментариев:
nishubina
2003-03-25 01:56 am UTC
К вопросу о солдатиках, нас в детском саду учили делать танк из 5 спичечных коробков, потом все в них играли, опять же можно про Курскую битву рассказать, фактически была битва танков, ну и какие бывают, помнится это всё было очень интересно. Я потом дома ещё поизучала военную энциклопедию, там воинские различия, погоны и всё такое было нарисовано, было занятно понять какие погоны у самого главного генерала могут быть.
Re:
maria_d
2003-03-25 03:12 pm UTC
Ага, надо показать про форму, старинная красивая. И мы символизмом одежды уже занимались, пойдет :-) Можно свою форму придумать. И на Барби надеть :-) Спасибо за идею. И модельки поделать тоже. Самолетики, скажем.
Кстати, обычный самолетик, который в школе все одинаково складывали - американцы складывать не умеют - он тут пользуется огромным спросом. У меня все знакомые мальчики так радуются, если им сделать "русский самолет" ;-)))