про тувинцев

Mar 27, 2013 15:55

Originally posted by perevodi_na at про тувинцев
в 2010-ом.
"Я не люблю тувинцев. Особенно средних. Средний тувинец - это выходец из деревни, какими бы «городами» не назывались наши села в угоду советской унификации, (для наделения статусом АССР территория должна была иметь несколько городов, но поскольку в Туве, окромя Кызыла городской инфраструктуры не было, разрешили проблему специальным указом о наделении поселков с населением свыше (не помню и лень проверять) сколько-то там тысяч, наименованием « ПГТ» или «город». Еще и потому средний тувинец бывший сельчанин, что город Кызыл был преимущественно зоной проживания русских. Как правило, наш современник, бывший сельчанин, перебравшийся в город в период студенчества в 80-е или после, в 90-е годы, когда с оттоком русского населения появилась возможность найти работу и жилье аборигенам. Поэтому так не любимый мной (не в силу происхождения, а по другим причинам) средний тувинец - это человек со всеми навыками сельчанина, но ставший владельцем личного теплого клозета, ванны и автомобиля с гаражом, что несомненно вынуждает его относиться к себе с бОльшим уважением.


У него избыточный вес, в силу малой подвижности и соблазнов городской пищи, которую легко купить и прожевать в любое время, он неохотно выходит из машины, способен подъехать к берегу Енисея и лицезреть своей неизжито сельской тягой к природе сход льда или просто задумчиво провожать взглядом течение Енисея, не вылезая при этом из салона. И эта амбивалентность его чувств (любовь к природе и в то же время полное пренебрежение тем. что он наносит ей ущерб) приводит иностранцев в изумление. Поглазев на «Великую и могучую Мать-реку» тувинец сплюнет на землю через опущенное стекло автомобиля ловко сщелкнет указательным пальцем окурок в сторону «Матери-реки» и высосав из горла хакасского «Хан-Куля» популярной псевдоминеральной воды с содой (после вчерашних возлияний организм требует гидробаланса), так же апатично выкинет пластиковую бутыль в сторону «нашей матери Эне-Сай»». Иногда это бывает и стеклянная тара от пива или водки.
Средние тувинки так же являясь сельчанками по крови, тоже любят «поклониться Матери». Это чаще всего тоже оплывшие из-за однообразной, грубой и недорогой мучной пищи женщины, не имеющие в городе возможности питаться так, как питались их родители, бедные горожанки без молочной и свежей мясной пищи, обеспечивавшей тувинцам упоминаемые во всех исторических хрониках белозубые улыбки - жертвы фастфуда для бедных: китайской лапши и русских вермишелей.
Корни ведут средних тувинок к реке, воде, к месту чистому и энергетическому. Но, поскольку женщины собираются чаще всего в виде групп бывших одноклассниц или однокурсников (после школы или вуза прошло лет 20-40) они так же приходят вооруженные пивом и водкой. Тот же набор громыхает у молодых тувинок, студенток, школьниц и молодых мам. Пиво, сигареты и чипсы. Все раскладывается и употребляется, чаще всего под хихиканье с матами. Более пожилые женщины не ругаются русскими вкраплениями, как молодежь с ее «бездесом», «йованой» и «нихуябооп турарлогой», а ведут свои бабьи разговоры, все равно в конце оставив груду мусора и уравнявшись с пьяными подростками. Впрочем, состоятельный слой встречается в кафе или дома, у реки пивом надуваются, конечно, не судьи, не депутатши, не доктора, а простые тетеньки, часто даже безработные.

Средний тувинец любит энергично жать руки и одобрительно похохатывать, даже если он не любит или опасается того, с кем так радостно встречается. Случаи избегания подачи руки в мужской среде крайне редки и выглядят очень вызывающе. Чаще всего этой тихой обструкции подвергаются иностранцы, и вообще чужаки. Но, как правило, настоящие битвы ведутся тайно, поэтому на уровне публичных встреч, всегда много простеньких шуток, смеха и радостных восклицаний. Что совсем, повторяю, не подразумевает истинного отношения, когда (я чаще всего наблюдала за политическим истеблишментом Тувы) так сказать, фиг в кармане не одна, а заготовлено больше десятка, но мужчины, даже топя друг друга, успевают энергично пожать руки, хотя с удовольствием в этот момент должны были бы вытереть с рук чужую кровь.

Средний городской тувинец, это существо не знающее родного языка, выросшее при советской власти и обзывавшее все детство и юность коренных тувинцев, по примеру Старшего Брата «бесами». Тем самым он подчеркивал свою инакость, более высокого порядка, как он полагал. Тяга к русской культуре (детсад, двор и школа русскоязычные) формирует в нем не космополита, а странное существо, что называется «без родины и флага». Даже женившись на русских одноклассницах или соседках, обзаведясь детьми, эти тувинцы остаются с раздвоенным сознанием: с одной стороны сохраняется влияние родителей - до сих пор с ошибками и неистребимым тувинским акцентом использующих русский язык, в том падеже и склонении, как им заблагорассудится, упрямо придерживаясь обычаев сельчан заготавливать «чиш» мясо на зиму, использовать в современных автомобилях и дома, на креслах бараньи шкуры и войлочные коврики (теплее и полезнее для здоровья) и прочими бытовыми привычками они крепко держат детей и внуков метисов в поле тувинского менталитета, но с другой стороны, выросшие в советское время с сознанием, что «тувинское» - это второсортное и надо сепарироваться от «бесов», современные городские тувинцы - продукт «ни рыба, ни мясо». Среда не заложила в них той мощной мультикультурной подпитки, которая вычленяет истинного горожанина, потому что Кызыл не мегаполис. Поэтому городской тувинец далек от тех точек притяжения, как хуреш, горловое пение, конные скачки, которые цепко держат архаичное сознание коренного тувинца сельчанина, неосознанно тянущегося к земле, той самой «матери» и «кормилице», в которую он, тем не менее, легко сплевывает, став горожанином.
Я не люблю вот этих пузатеньких, на кредитных авто, с поддельными дипломами юристов и менеджеров, сидящих в каких-нибудь бесплодных конторах начальничками, тувинцев. Их много и в правительстве и среди депутатов. Они циничны, туповаты, могут убить (и наверняка если не убивали, то были свидетелями), их разборки копеечны (надо понимать, как ничтожен оборот денег в дотационной республике) . Это с их лоббирования, с их ленивых, геморройных задниц, отсиженных в б/ушных автомобилях парк, имеющий громкое наименование Национальный, превращен в автотрассу. Через парк отдыха с визгом проносятся самосвалы, джипы такси и маршрутки. Они проезжают через зону отдыха, напролом через волейбольную площадку, потому что так можно сэкономить 5 рублей на бензине, перемещаясь из центра города в район Востока. Для их удобства вырублен весь лес в хода в парк и проложена новая грунтовая дорога, но когда есть парк, зачем им дорога, трасса пролегает прямо через парк. Даешь дорогу пузанам за рулем!

Я не люблю тувинцев за молчание. За терпение. За то, что музыканты даже уйдя со сцены (от зарплаты в 6 тыс руб) оказавшись в каком-нибудь МЧС, продолжают молчать, когда обещанную квартиру для его семьи с тремя детьми, отдают сотруднику с одним ребенком. Потому что тот русский специалист. А тувинец продолжит помимо основных обязанностей бесплатно петь свой хоомей , бороться «защищать честь МЧС» на соревнованиях и фестивалях,он будет первым, когда надо вывезти «дорогих московских гостей» на природу, найти и зарезать барана, сделать шашлык, показать им «тувинское искусство и культуру», а потом вернуться в общежитие к трем детям. Дело не в русском мужике, перехватившем его жилье. Это может быть и тувинец, но родственник начальника и квартира так же ушла бы от отца троих детей, потому что он молчит, потому что он способен только спеть свою горечь, а потом запить ее.
Sayana Mongush
Previous post Next post
Up