Мне тут довелось сходить на немецкие однодневные курсы скорой помощи. Ок, думаю, схожу, посплю 6 часов в кресле, иногда буду просыпаться, чтобы посмотреть на современные материалы для остановки кровотечения. Когда на эти курсы ходил Саша (да и большинство иностранцев, наверное), он на немецком ничего не понял, т.к. говорила девочка-лектор быстро, а у него был языковой уровень А1. И он часть лекции проспал, поскольку, когда ты уже проехал 250 тысяч км, то как бы уже ориентируешься в том, что должно быть в машине и как выходить из нее в случае происшествия на дороге.
Я намеревалась проспать больше него, т.к. накануне у меня было 4 часа сна, медсестринское образование (2 года на УПК, аттестационная комиссия, удостоверение) у меня уже есть, курсы посещения гражданской обороны (в количестве 1 неделя), день прослушивания медицинского курса от московского сотрудника скорой помощи (его пригласили на вебинар, это было полезно, но остальные дни он рассказывал про помощь именно детям, мне было не интересно и я отвалилась), у меня уже есть, ветеринарный и прочий медицинский домашний опыт тоже есть. Еще есть опыт зачитывания до дыр советских инструкций "Что делать во время и после ядерного удара", когда по картинкам запоминаешь как сидеть, лежать, переворачивать, транспортировать людей. Кстати, курсы по гражданской обороне в Москве в этом плане были тоже очень полезные. Это были действительно грамотные курсы, не что-то проведенное чисто формально. Еще я в течение 5 лет каждый месяц читаю немецкие медицинские журналы, которые бесплатно предлагаются во многих аптеках.
В воскресной утренней группе нас было 25 человек, треть из них - подростки 16 лет. Все пришли ради получения водительских прав и только 2 тренера - ради повторения курса первой помощи, который работники спорта должны проходить раз в 3 года. Я не совсем поняла, зачем, потому что если брать российских тренеров, то там нужно высшее спортивное образование, а в институте уже дают несколько дисциплин, связанных со здоровьем, медицинской помощью, спортивным питанием, реабилитацией. У меня закралось сомнение, что в Германии спортивные тренеры, равно как и воспитатели в детских садах, не должны иметь высшее профильное образование. Мне стало немного жутко.
Преподавателем сестринского дела в Москве у нас была медсестра с бывшей практикой около 15 лет, московский вебинар по оказанию скорой помощи вел сам представитель скорой помощи, в Германии этот курс вела девочка 22 лет. Возможно, она успела получить среднее специальное медицинское, но она была исключительно теоретик.
Вначале она решила познакомиться со всеми нами, называя имя, возраст, профессию, мотивацию присутствия на курсах, уровень медицинских познаний. Я была самым старшим динозавром в группе, медицинское образование было так же только у меня. Затем она попросила зачем-то каждому написать на листочке и прикрепить к своей одежде имя. Я удивилась этому, т.к. поименно знакомятся только в группах, которые будут совместно работать, например, неделю. Да они сами все перезнакомятся, без руководителя. Конечно, за всё время лекции она ни разу не обращалась к нам по имени.
Кстати это была не лекция. Девочка не собиралась давать материал. Она задавала вопросы и долго-долго ждала, когда соберет много неправильных ответов. Думаю, она специально тянула время. А мы, слушатели, вместо подачи легко воспринимаемой конкретной информации зачем-то слушали весь ворох неправильных решений. Она разделила нас на команды, устроила состязание, какая команда быстрее придумает ответы на вопросы, которые слышит впервые в жизни. Награда в конце была - мини-упаковка с желатиновыми мишками. Я посмотрела на весь этот процесс подачи информации со стороны и поняла, что если это скопировано с преподавания в средней школе, то я понимаю, почему у Германии такие оценки по международному школьному исследованию PISA. Ладно, мне нужно было просто пережить эти несколько часов.
Как потом оказалось, в качестве преподавателей на курсах берут студентов и готовят их к выступлениям
всего за 9 дней.
Кстати, из всех присутствующих в юбке была только турчанка, в кожаной обуви - только я. Все остальные - в джинсах и кроссовках. Мне иногда кажется, что в гардеробе людей больше ничего нет.
С термосом с сырниками была тоже только я, как женщина-мать. Потому что по воскресеньям ничего из кафе не работает. Да и район там был жилой, не туристический. Хотя остальные питались чипсами, батончиками и кофе из автомата.
Первым делом нас огорошили штрафом за неоказание медицинской помощи. Видимо это должно было нас мотивировать прослушать всю лекцию до конца. К слову, угроза штрафа - это реальный инструмент воздействия на немца. На письмо с требованием выполнить что-то немец не ответит, да просто выбросит его. А вот если в письме прописана сума штрафа и срок, когда он будет выставлен, вот тогда человек под давлением неотвратимости начнет выполнять предписанное.
Я подумала, на чей адрес, на чью фамилию придет штраф, если в Германии очень мало городских видеокамер, почти нет загородных, тем более их нет с распознаванием лиц. Но кажется, из всех присутствующих, этот вопрос пришел в голову только мне. Я не стала его задавать.
В Германии, как и в России, действует юридическое правило - если вы увидели, что кому-то плохо и позвонили по телефону 112 - вы уже оказали достаточную медицинскую помощь. Никто не сможет обвинить вас в том, что вы ее не оказали.
Важный момент в Германии, которых хорошо бы использовать и в России - в салоне автомобиля должны быть жилеты безопасности в расчете на всех пассажиров и водителя. Если нужно выйти из машины посреди дороги, необходимо сначала надеть жилет, затем выходить. Это правило, как и остальные, написано кровью.
Нам еще раз напомнили про важность выставления треугольного дорожного знака метров за 100-200 от машины (зависит от скоростного режима на участке и видимости). Показали, с каким трудом эта конструкция раскладывается и складывается обратно. Нередко эти предупреждающие красные треугольники водители забывают потом на дорогах.
Потом нам показывали из чего состоит аптечка, что делать с человеком в машине, если он сам не выходит. Девочка-лектор настаивала на том, что если человек без сознания, его нужно вытаскивать из машины. В России наоборот учат не делать лишних движений, которые могут навредить - не тянуть, не переворачивать, не тащить, т.е. не добавлять травм своими действиями. Я теперь не удивлена, почему в Германии так много молодых людей в инвалидных креслах, косых, хромых. Здорово, конечно, что их спасают, но вот качество жизни... Это та грань медицины Германии, которая на слуху и которую любят нахваливать: в случае ситуаций, граничащих со смертью, вас спасут, вам не дадут умереть. Но это не значит, что вы прекрасно пройдете восстановление и вернетесь в жизнь таким же ловким, как и раньше. Вы живы - и этого достаточно.
Затем у нас была практика на манекенах по непрямому массажу сердца и искусственному дыханию. Для многих это были новые знания, я удивилась - неужели к 16 годам немецкие школьники не знают про эту технику? Не рассказывают в школе, дома, нет книг? В общем, если вам на улице станет плохо с сердцем, не рассчитывайте, что вас спасут :) Некому. Кстати, недавно видела статистику спасения в Германии после остановки сердца - 10%. То есть не сильно огорчайтесь, что не получилось кого-то спасти. Тем более если вы - не мужчина-профессиональный реаниматолог, который реально сможет качать человека 30 минут.
Парень в классе задал полезный вопрос:"Сколько качать?" Девочка ответила, что машина реанимации должна приехать через 5-7 минут, вы должны в это верить и просто продолжать качать.
Конечно, не нужно соприкасаться со слизистой незнакомого человека, для этого продаются специальные маленькие квадратики пленки с клапаном, через эту пленку и делается искусственное дыхание. Называется - септическая пленка. Поверьте, вас не спасут. Если бы вы видели, как люди пытаются это сделать на курсах...
Называется эта септическая пленка для искусственного дыхания - Beatmungshilfe.
Они нередко выпускаются в виде брелков, чтобы можно было прикрепить к ключам.
Из интересного - нам показали как работает переносной дефибриллятор. Он используется только при работе с паре. На датчиках наглядно показано, куда их крепить, важно всё прикрепить, как на рисунках и далее слушать голосовые команды аппарата. Стоит он 1500-2000 евро. Как-то сразу расхотелось его покупать для машины.
Я удивилась, что в Германии наличие дыхания предлагают установить посреди улицы на слух. В России для этого предлагали подставить зеркальце к лицу. У всех есть с собой зеркальце. Я даже в абсолютной тишине комнаты у человека рядом не слышу дыхания, оно бесшумное.
Далее нам стали рассказывать про различные травмы и что при этом делать. Что было перечислено: инсульт, инфаркт, астма, удар током, человек поперхнулся едой, ожоги и переохлаждения, отравления. Я не совсем поняла, как астма или отравления относятся к автомобильным и спортивным травмам, я всё ждала темы переломов и кровотечений. Про переломы только сказали, что шины использовать не надо, достаточно подвесить руку на платке, а про кровотечения не было сказано ни слова (равно как и про использование жгутов).
Травмы и кровотечения - это то, что мы особенно тщательно изучали на сестринском деле. Потому что эти вещи происходят с людьми постоянно, важно не навредить и оказать полезную помощь. В Германии на курсах вместо распознавания венозного и артериального кровотечения, наложения жгута выше или ниже раны, предлагают всего лишь наложить давящую повязку из стерильного компресса, замотав внутрь второй стерильный компресс. В аптеках продаются не хлопковые бинты, а эластичные сетчатые, сильно разреженные повязки, довольно короткие. Они фиксируются не разрезом и завязыванием ленточек, а банальной петелькой. Я смотрела на сделанную своими руками петельку и думала :"Ерунда какая-то".
Для подвязывания поломанной руки предлагают треугольный платок из спанбонда. Я потрогала - это действительно спанбонд, которым в России накрывают грядки. Закралась мысль:"Где весь хлопок для медицины?" Кстати, в Германии больницы и аптеки снабжаются из разных источников и разными материалами. Например, если последние годы из-за локдауна из Китая в Европу поступает очень мало и с задержками базовых частей для производства лекарств (например, жаропонижающих, антибиотиков и т.д.), то страдают от проблем с поставками только аптеки, потому что больницы снабжаются по отдельным каналам. То же самое и с бинтами: если в немецких аптеках не знают, что такое хлопчатобумажный бинт, то в травмотологическом отделении больницы его активно используют.
Так выглядит платок из спанбонда, Dreiecktuch
Охлаждающий компресс интересно работает - берешь пакетик, ударяешь по нему кулаком, начинается химическая реакция реагентов. Важно не приложить этот охлаждающий пакет непосредственно к коже. Называется Kälte-Sofort-Kompresse. По точке в центре как раз нужно ударить.
В автомобильной аптечке будут разные бинты, компрессы, лейкопластыри, ножницы, перчатки, термо-фольга, платок для перевязи, холодный компресс Там нет никаких шприцев, жгутов, таблеток, ампул. Расчет идет на то, чтобы один случайный человек без медицинского образования не навредил другому случайному человеку. Чтобы они оба просто дождались приезда реанимобиля.
Всё же лучшее, что можно сделать для себя и своих близких - записаться на действительно профессиональный курс первой помощи, который будут вести практикующие врачи. Возможно, это будут разные курсы с акцентом на детей или на пожилых людей.
Там расскажут про такие важные вещи, как, например, перед спасением кого-то сначала убедитесь, что вы сами в безопасности. Или, например, если соседка пришла к вам за таблеткой, не давайте ей что-то конкретное, вынесите ей свою домашнюю аптечку и позвольте ей самой выбрать то, что она сочтет нужным.