Мне понравилось это интервью, опубликованное на странице Лицея Ковчег-XXI. В нем есть много интересных мыслей. Многие из них созвучны и с моими (в моменты творчества).
Вспомнила, что как-то один из знакомых, заказывавший войлочные игрушки своим детям, тоже меня им представил как - Волшебница :)
В Ковчеге есть кукольный театр. Самый настоящий! И мы публикуем необыкновенное интервью с его основательницей - Шабаловой Яной Константиновной.
- Как началась Ваша с кукольным театром история?
- Мои отношения с куклами - это наверное как любовь с первого взгляда. Лет в семь или в восемь меня привели на спектакль, погас свет, заиграла музыка, на сцене загорелись фонари и появились маленькие человечки.. Это было такое потрясение! И это ощущение я помню до сих пор.
- А с Ковчегом?) Когда вы про него узнали (или он про вас), почему захотели тут работать?
- Про Ковчег я знаю давно, меня несколько раз приглашали к вам играть спектакли, я приезжала, играла, оценивала, какая необыкновенная атмосфера в лицее, а однажды мне позвонила моя знакомая, которая у вас преподает и сказала, что нам нужен педагог-кукольник. Ну я конечно приехала, пообщались с Рустамом Ивановичем, и с тех пор я у вас работаю с большим удовольствием)
- Как вы учите детей быть актерами кукольного театра?
- Я не учу детей быть актерами, я стараюсь помочь им выразить себя через куклу. Это может происходить по-разному: кому-то проще выразить себя через голос, через рассказ, кому-то - через руки, через рукоделие, то есть с помощью какой-то сделанной работы. Штука в том, что куклы раскрывают в человеке что-то такое, чего он мог даже сам в себе не подозревать, и помогают выплеснуть эмоции и ощущения, которые зачастую впрямую человек, особенно ребенок, не может высказать. Сформулировать, что их тревожит, огорчает, беспокоит, создает какие-то проблемы и неудобства. А с куклой они невольно раскрывается и как бы через куклу об этом рассказывают, выплескивают то, что у них накопилось. Иногда это негатив, иногда это несбывшиеся мечты, может, какие-то приятные эмоции, которые их посетили.
Когда мы накапливаем у себя внутри что-то, что не можем выразить, оно в какой-то момент начинает нас перегружать. Это как дом, из которого не выносят мусор - он скапливается внутри и не дает идти дальше. Так вот куклы помогают выплеснуть то, что скопилось, что мешает и не нужно. И дальше идти с ощущением легкости.
- Как вы создаёте кукол? Из какого материала? Чему уделяете особое внимание при создании персонажей?
- Кукол я создаю из абсолютно разных материалов: все зависит от того, для чего делается конкретная кукла. Иногда это заказ - куклы для кино, телевидения или конкретного спектакля. И тогда я, естественно, заранее думаю о том, что эта кукла должна будет делать, что от нее требуется и какие эмоции она должна вызвать у зрителя. А бывает, что делаю по вдохновению - где-то взбредет, что я должна сделать этого персонажа, и тогда я полностью свободна и творю, что хочу.
- Какие они - ваши театральные выступления? Есть ли в них интерактивность?
- Мои театральные работы - это всегда интерактив. Дело в том, что публика сейчас особенная, очень изменилась по сравнению с тем, что было, когда я начинала, когда мы выходили и целый час куклы могли ходить по ширме, а дети на это смотрели. Нынешняя публика не станет смотреть, как кто-то там ходит по сцене. Детям нужно со-участие, для этого и интерактив - чтобы вызвать желание поучаствовать, напрячься, подумать, сказать какое-то свое слово или подсказать решение кукольным артистам. Ну и естественно этот интерактив - это провокация, попытка вызвать у публики тем эмоции, которые нужны в данном конкретном спектакле. Сопереживание, иногда печаль, иногда это радость или смех.
- А дети делают кукол? Если да, то что у них вызывает самые большие трудности, а что дается проще всего?
- С детьми на уроках мы делаем кукол. Что касается трудностей, трудности у каждого свои, кому-то все дается легко: легко придумывают, лепят и шьют, работают ручками. А для кого-то это просто непосильный труд, у некоторых вызывает трудности даже вырезать что-то ножницами по контуру. К сожалению, некоторые дети сейчас не очень расположены к ручному труду: мы все сейчас немножко болеем желанием поскорее схватить телефончик и нажать несколько кнопочек. Но что касается детей, это прям проблема. Давно доказано, что мелкая моторика напрямую связана с развитием мозга, поэтому полезно играть на пианино или что-то лепить. А работа с куклами чем хороша - в ней нет монотонности, повторяемости. Скажем, пианист должен играть гаммы с утра до вечера. У нас такого нет: сейчас они полепили, через минуту порисовали, потом пошили, а потом взяли и разыграли сценку. Это им не успевает надоесть, а результаты, мне кажется, кое-какие есть.
- С каким возрастом (классами) работаете?
- Как правило, я работаю с детьми до одиннадцати, это возраст хорошо воспринимает и кукольные спектакли, и собственное участие в создании и кукол, и постановок. Чуть старше у детей наступает своего рода комплекс в отношении кукол, внутренне смотрят и отстраняются - что я, маленький, в куклы играть?!
В каком-то возрасте это проходит, и бывает, что на детских праздниках сидят младшие, лет до десяти-одиннадцати, и постарше, шестнадцати лет, допустим. У них уже нет комплекса бояться показаться маленьким и они с удовольствием с малышней смотрят спектакль. А вот подросткам - им трудно. Они боятся показаться маленькими или у них активны другие интересы.
- Что вы считаете самым трудным в своем занятии?
- Если говорить о работе с детьми, то для меня самый тяжелый момент - это бороться с собственным перфекционизмом. Потому что если ты профессионал и знаешь, как нужно сделать вот эту куклу или этот шовчик, очень трудно остановить себя и не пытаться добиться того же уровня от детей. Я понимаю, что дети будут делать стежки коряво и стричь криво, и их нельзя ругать, нужно только хвалить, иначе можно отбить желание рукодельничать на всю жизнь. Поэтому периодически у меня уроки проходят в борьбе с самой собой, когда я себя останавливаю и говорю - ша! Они делают все хорошо, они стараются, а это - самое главное.
- Кукольный театр - это развлечение, искусство или воспитательный процесс?
- Для кого как. Для меня это - образ жизни.
- По каким произведениям вы ставите свои спектакли?
- Произведения бывают разные, но я люблю брать какую-то историю, например сказку, и делать собственную интерпретацию. поскольку куклы говорят особенным языком, пьеса для драмтеатра не подойдет, ее надо обязательно переделывать. А поскольку я знаю, как куклы должны общаться между собой, мне бывает проще написать инсценировку самой, чем калечить чью-то качественно сделанную пьесу.
- Можете ли вспомнить какой-нибудь забавный случай на уроке?
- Один момент у меня вызвал нереальное умиление: однажды я показывала детям, как должна работать перчаточная кукла. У детей что-то не получалось, я беру куклу и говорю - видите, у меня же получается, почему у вас не должно получиться? А мальчик отвечает: дааа, вам-то хорошо, вы - волшебница!
- Какие у вас хобби, что делаете в свободное от работы время?
- Хобби у меня уйма, обожаю реконструкцию, занимаюсь Древней Русью домонгольского периода, делаю костюмы, украшения из меди и латуни. Научилась сама делать гусли, в свободное время могу сесть и побренчать, помурлыкать песенку)
- Как правильно называется ваша профессия?
- Правильно профессия называется “кукольник”, причем и женщины, и мужчины так называются, говорить “кукольница” - неправильно, как говорить, например, “актерша”. У меня есть еще одно наименование, если можно так сказать. Более узкая специализация. Я - чревовещатель.
- Поделитесь чем-то, чем хочется поделиться)
- Поделиться хочу радостью, совсем недавно у меня состоялась премьера, спектакль - кстати, редкий случай, когда я работаю по чужой пьесе, совершенно потрясающий автор и исполнитель Елена Трещинская написала пьесу “Как царь Петр I Новый год придумал”. И вот по этой пьесе я играю спектакль в музее Василия Львовича Пушкина.
Все новости лицея можно читать в Телеграм-канале
https://t.me/covchegXXI