При восхождении на Эверест нет обычных людей. Но история Мориса Уилсона, наверное, самая необычная.
Морис Уилсон, Maurice Wilson, родился 21 апреля 1898 г. в Англии, в семье владельца шерстяной мануфактуры. Предполагалось, что он получит в наследство мануфактуру и продолжит дело отца, но началась Первая мировая и Уилсон, как только ему исполнилось 18 лет, записался на фронт. Он довольно быстро дослужился до чина капитана, принял участие в третьей битве при Ипре и позже был удостоен Военного креста за то, что, остался единственным живым из своего батальона и при этом с помощью пулемета сдержал наступление немецких войск. Это был первый день Уилсона на передовой. Цитата из наградного листа:"За проявленную храбрость и верность долгу. Он удерживал позицию впереди линии под очень сильным артиллерийским и пулеметным огнем с обоих флангов после того, как пулеметы, прикрывавшие его фланги, были отведены. Во многом благодаря его смелости и решимости удержать этот пост вражеская атака была остановлена". Через несколько месяцев во время патрулирования он получил серьёзные раны от пулеметной очереди под Ипром, от которых никогда полностью не восстановился, в частности его левая рука болела до конца жизни (вариант - она оставалась малоподвижной), а вывихнутое колено болело после неудачного приземления с парашютом. Вдобавок к этому он перенёс тяжелую форму туберкулеза и получил нервное расстройство.
В 1919 году его демобилизовали. Несмотря на постоянную инвалидность, он не получил компенсации от британского правительства (хотя написал 6 заявлений) и был глубоко разочарован. Кроме того, Уилсон чувствовал себя не в состоянии заниматься нормальной работой. Как и многие представители
"потерянного поколения", он считал переход к послевоенной гражданской жизни чрезвычайно трудным. С 1923 года в течение 10 лет он путешествовал по миру, жил в Лондоне, США, в Южной Африке и в Новой Зеландии, разорвал два неудачных брака, постоянно менял работу и не задерживался надолго на одном месте. Он был очень беспокойным и окружающие отмечали у него намеки на манию. Он смог достичь финансового благополучия, благодаря которому позже смог совершить путешествие в Тибет, однако не чувствовал себя счастливым из-за физических болей и посттравматического расстройства (хотя официальный диагноз ему никто не поставил). Он потерял в весе и страдал от приступов мучительного кашля.
Портрет Уилсона во время войны или сразу после ее окончания.
В 1932 году болезнь Уилсона неожиданно и чудесным образом прекратилась. Как он сам рассказал, он нашел в центре Лондона целителя, который своим умением смог прекратить страдания более сотни человек, включая Уилсона, которым не смогла помочь современная медицина. Имя этого человека он не назвал. Возможно, этого человека никогда не существовало. Известно, что Уилсону в его излечении за 35 дней помогло смешение христианских молитв и восточного мистицизма. 35 дней он интенсивно читал молитвы, постился и питался только рисовым отваром. Он начал читать буддийскую литературу и заинтересовался очищением через воздержание и поиском более высокого уровня существования. Где-то в этом перерождении гора Эверест кристаллизовалась для него как притягательный маяк. После этого вера Уилсона в силу молитвы и поста стала абсолютной, и он решил, что целью его жизни является распространение этого учения. Его целью было - взойти на Эверест, чтобы доказать, что беды мира можно решить с помощью сочетания силы молитвы и поста.
Идея подняться на Эверест пришла к Уилсону, когда он, находясь на лечении в Шварцвальде, сидел в кафе во Фрайбурге и ему на глаза попалась заметка о британской экспедиции 1924 года и готовящейся экспедиции 1933 года. Он решил, что это знак. С этого момента история превратилась в мальчишеское безрассудство. Он решил, что пост и молитвы должны помочь ему подняться на вершину и тем самым способствовать распространению его идей. Он описывал предстоящий подъём как «Порученное ему дело». Уилсон составил план перелёта на небольшом самолёте в Тибет, где он должен был приземлиться на северном склоне Эвереста и в одиночестве быстро подняться на вершину. Обе части - и перелёт, и одиночное восхождение - были бы существенными достижениями для того уровня воздухоплавания и альпинизма (первое одиночное восхождение на Эверест было осуществлено лишь в 1980 году, это сделал Райнхольд Месснер, с 2018 г. власти Непала запретили одиночное восхождение на Эверест, было слишком много смертей). Проблема была в том, что Уилсон ничего не смыслил ни в авиации, ни в альпинизме. Поэтому он решил приступить к изучению этих предметов.
Гражданская авиация находилась в зачаточном состоянии. Уилсон едва ли понимал, что делает. Он купил трехлетний самолёт системы Gipsy Moth, двухместный биплан, один из первых массово выпускавшихся английских самолетов, который он назвал Ever Wrest, отремонтировал его и приступил к изучению основ воздухоплавания. Из-за травмы левой руки управление самолетом давалось ему с трудом и он учился вдвое дольше, чем обычно. Инструктор Уилсона сказал ему, что тот никогда не долетит до Индии, на что Уилсон ответил, что он покорит Эверест или погибнет. Его альпинистская подготовка была ещё менее тщательной, чем авиационная. Он не стал покупать специального снаряжения и не пытался освоить технические навыки альпинизма, такие как использование ледоруба и кошек. Вместо этого он провел 5 недель, гуляя по скромным холмам на севере Уэльса и на северо-западе Англии, после чего решил, что его горная подготовка достаточна для восхождения на Эверест. Возможно, Уилсон был так наивен в подготовке к своему походу, поскольку в журналистских статьях, описывающих подготовку британской экспедиции на Эверест, с викторианской сдержанностью уделялось мало внимания трудностям и опасностям восхождения, лавиноопасным склонам, крутым ледяным стенам и отвесным скалам, а изнурительное воздействие горной болезни в то время было еще мало изучено. Однако всё же удивительно, что Уилсон не попытался научиться ходить по снегу и пользоваться ледорубом, когда взгляда на фотографию было бы достаточно, чтобы понять, что эти знания понадобятся.
Он обладал потрясающей верой в себя и даже не хотел учитывать опыт предыдущих четырех английских восходительных экспедиций, где участвовали опытные альпинисты, носильщики и шерпы. И они потерпели неудачу. Национальные герои Джордж Мэллори и Эндрю Ирвин погибли на Северной стене Эвереста десятью годами ранее.
Но Морис не терпел неудач. Он называл свое приключение «шоу», приветствовал любое внимание прессы, был неустанно оптимистичен и не хотел даже думать о том, чтобы отказаться от своего безумного предприятия.
Морис Уилсон на своем самолете de Havilland Gypsy Moth перед полетом в Гималаи, 21 мая 1933 года.
Фотография: Keystone-France/Gamma-Keystone/Getty Images
Друзья и возлюбленная Уилсона Энид Эванс (в центре, держит собаку) провожают смельчака в его невероятное путешествие.
Летчица Джин Баттен прощается с Уилсоном перед его вылетом в сторону Эвереста. Казалось, он уверен в своем успехе, несмотря на предыдущий провал четырех официальных британских экспедиций с участием опытных альпинистов.
Он должен был самостоятельно подняться на Эверест и, благодаря финиковой диете, глубокому дыханию и плотному обеду один раз в день, стать первым, кто будет на вершине.
Уилсон планировал отправиться в Тибет в июле 1933 года, но потерпел на своём самолёте крушение около Брадфорда (неподалеку от Манчестера), в результате чего был вынужден отложить выполнение своих планов. Сам он не пострадал, но на ремонт самолета потребовалось 3 недели.
С учетом географических особенностей местности, погодных условий и предельной дальности беспосадочного перелёта, равнявшейся 620 милям (1000 км), Уилсону предстоял следующий путь: из Лондона во Фрайбург, из Фрайбурга в Пассау ... затем неудачная попытка пересечь Альпы и возвращение во Фрайбург. В конце концов ему удалось добраться до Рима через Западные Альпы. Надо заметить, что к этому моменту вести о путешествии сильно опередили его, и на римском аэродроме он был встречен огромной толпой. Спустя несколько дней, во время перелёта через Средиземное море в Тунис, Уилсон впервые в жизни столкнулся с нулевой видимостью. Непонятно, как ему удалось выжить. Спустя всего лишь неделю после вылета из Лондона он достиг Каира, а спустя еще несколько дней приземлился в Багдаде. Газеты сходили с ума.
В 20-30-х годах статьи на альпинистскую тематику регулярно появлялись на первых полосах газет. Примерно такой же ажиотаж царил в прессе десятилетия спустя, во время космической гонки. И безусловно история Уилсона заслуживала внимания. Даже Таймс (Times) - респектабельнейшее издание - подхватило "лихорадку Уилсона". Среди бульварных же изданий бушевала настоящая эпидемия. В период между 33-34-м годами только Таймс опубликовала 151 статью на тему Эвереста, и около 100 из них были связаны с экспедицией Уилсона.
У всех английских предыдущих экспедиций - помимо их нерезультативности - был общий стиль: масштабные, на военный манер, они проводились под чутким руководством Горного клуба (Alpine Club) и Королевского Географического общества (Royal Geographic Society). Представители элиты, стоящие у руля этих организаций, имели тесные связи с правительством и военными и не допускали мысли о том, что первым человеком ступившим на "третий полюс" планеты будет иностранец или не член их организации. И хотя многие члены Горного клуба занимались альпинизмом для себя, подобные экспедиции были делом национальной чести. Ведь в то время альпинизмом, скалолазанием, в Англии могли заниматься только аристократы, представители высшего класса, а Моррис был из семьи торговцев, т.е. среднего класса. Альпинистский истеблишмент считал его планы донкихотскими, а британское правительство несколько раз пыталось преградить ему путь, опасаясь, что он покончит с собой и, возможно, вызовет дипломатический инцидент.
Всё это время к Уилсону было приковано внимание прессы, и в результате Министерство Авиации запретило ему лететь в Тибет. Альпийский клуб также был против его идеи восхождения, поскольку в то время покорение Эвереста было национальным интересом, а Уилсон не был частью английской команды. Морис Уилсон проигнорировал запрет и вылетел 21 мая, достигнув Индии через две недели, несмотря на серьёзные усилия британского правительства. Прибыв в Каир, он обнаружил, что его разрешение на пролёт через Персию аннулировано. Он решил лететь через Бахрейн, где по поручению британского консулата ему было отказано в дозаправке. Уилсон согласился на дозаправку при условии, что он вернётся в Великобританию, однако, взлетев, направился в Индию. Незапланированное изменение курса не смущало его, он пользовался школьным атласом. Самый западный аэродром Индии, Гвадар, находился почти точно на пределе дальности самолёта, то есть Уилсон мог бы там приземлиться, если всё топливо было бы использовано. Через девять часов после взлёта Уилсон приземлился в Гвадаре со стрелкой топлива на нуле. Затем он продолжил свой полёт над Индией, однако вынужден был остановиться в Лалбалу, так как пролёт иностранцев через Непал был строго запрещён, и, чтобы предотвратить его попытку, самолёт был арестован властями.
Путь Уилсона на самолете из Лондона в Непал.
Уилсон обратился за разрешением пересечь сухопутную границу с Тибетом, в чём ему было отказано. Он провёл зиму в Дарджилинге, постясь и планируя путешествие к подножию Эвереста. В Дарджилинге он случайно познакомился с тремя шерпами, которых звали Теванг, Ринзинг и Церинг, ранее работавшими носильщиками для британской экспедиции на Эверест 1933 года. Шерпы согласились сопровождать его. 21 марта 1934 года Уилсон и три его спутника покинули Дарджилинг, переодевшись буддийскими монахами. Уилсон притворился глухонемым и слабым здоровьем, чтобы избежать подозрений. Долгий путь прошел без проблем, т.к. они в основном путешествовали ночью. 14 апреля они достигли монастыря Ронгбук в Тибете. Там им был оказан тёплый приём и предоставлена возможность использовать обмундирование экспедиции 1933 года, оставленное в монастыре. Однако Уилсон пробыл в монастыре лишь два дня и затем отправился в одиночку на сам Эверест, сопровождаемый молитвами и благосклонными пожеланиями монахов. У Уилсона с настоятелем монастыря сложились теплые отношения, что-то вроде дружбы, из-за уважительного отношения Уилсона к природе и смирения паломника, в качестве которого он хотел подняться на Эверест.
Монастырь Ронгбук на фоне горы Эверест, март 1933 года.
Фото: Королевское географическое общество/Getty Images
Почти всё, что известно о восхождении Уилсона на Эверест, известно из его дневника, найденного в следующем году (сейчас дневник хранится в Английском
Альпийском клубе). Его идея была - быть на вершине в свой 36-й день рождения. Он нес 45 фунтов снаряжения и еды, включая неисправный высотомер, его талисман «флаг дружбы», ледоруб (но без кошек), копию «Голоса безмолвия» (его буддийский текст) и вогнутое зеркало для бритья (для передачи сигналов на расстоянии, он собирался с вершины отправить "зайчики" в монастырь). У него не было абсолютно никакого опыта передвижения по ледникам и вряд ли до этого в своей жизни он поднимался на что-либо более сложное, чем городские лестницы. Он совершал восхождение на Эверест в странном наряде из синей парчовой мантии с золотыми пуговицами и 12-футовом красном шелковом шарфе, прокладывая себе путь навстречу зияющим расселинам, ледяным склонам и чудовищному холоду.
На снимке 1922 или 1924 года показаны ледяные вершины ледника Восточный Ронгбук к северу от горы Эверест. Летчику-любителю и в голову не пришло, что он может быть не готов к такой опасной местности.
Он нашёл путь по леднику Ронгбук чрезвычайно тяжёлым, постоянно терял тропу и вынужден был возвращаться по своим следам. Вначале он шел по маршруту английской экспедиции 1933 года, находил в старых палатках оставленную еду. В одном из старых лагерей он нашёл пару альпинистских кошек, которые могли бы существенно помочь ему, но выбросил их. Через пять дней, в условиях ухудшающейся погоды, он всё ещё не дошёл три километра до третьего лагеря экспедиции Рутледжа 1933 года. Свой день рождения он провел в палатке, один, среди бушующей метели. Он записал в дневнике, что ему не повезло с погодой, и начал четырёхдневный спуск по леднику. Учитывая его отсутствие опыта, неопытность и крайне неподходящую одежду, он неплохо справился, хотя он вызвал лавину и упал с 200-футовой ледяной скалы, сломав ребра. До монастыря он добирался 16 часов, проделывая себе путь в 90 см свежевыпавшего снега. Уилсон вернулся в монастырь полностью истощённым, страдающим от воспаления глаз от высокого уровня ультрафиолета и с болями в щиколотках, вызванными ранениями, полученными ещё на войне (по другой версии - он вывихнул лодыжку на склоне). В монастыре о нем очень внимательно заботились.
Он восстанавливался 18 дней, но 12 мая снова отправился на вершину, взяв с собой Теванга и Ринзинга. Так как шерпы знали ледник, они продвигались быстрее, чем в первый раз, и за три дня достигли Третьего лагеря экспедиции Рутледжа. Там они обнаружили оставленные предыдущей английской экспедицией паштет из анчоусов, шоколад и другие вкусные вещи и Моррис сразу отказался от своего навязчивого поста. Они провели несколько дней в лагере, пережидая плохую погоду, и за это время Уилсон решил идти на вершину своим собственным маршрутом, вместо того, чтобы воспользоваться уже готовым маршрутом британской экспедиции с навешенными верёвками. За это время один из шерп показал ему, как пользоваться ледорубом, и что можно вырезать для себя ледяные ступеньки на склоне. Уилсон еще никогда такого не делал. Правда, эта работа усложнялась тем, что у Уилсона не было кошек.
23 мая он предпринял неудачную попытку восхождения, которая заняла у него четыре дня. Уилсон вышел к ледовой стене высотой 12 метров и вынужден был вернуться в лагерь. Шерпы умоляли его спуститься с ними в монастырь, но Уилсон отказался. Шерпы считали, что восхождение в существующих условиях слишком опасно. Они заверили Уилсона, что будут ждать его в Третьем лагере еще 10 дней, а затем спустятся. В литературе обсуждался вопрос, считал ли он всё ещё, что сможет взойти на вершину, или предпочёл смерть возвращению в Великобританию. В дневнике он написал, что чувствует, что последняя попытка будет успешной. 29 мая он снова в одиночку вышел на восхождение. Он был слишком слаб, чтобы в тот день пройти седло, поэтому разбил лагерь у его подножия, в нескольких сотнях метров от лагеря шерпов. На следующий день он остался в палатке. Последняя запись в дневнике Уилсона датирована 31 мая и она очень простая:"Прошел еще один прекрасный день".
После того, как Уилсон не вернулся в лагерь, Теванг и Ринзинг спустились в монастырь и в начале июля достигли Калимпонга, оставив первое сообщение о гибели Уилсона.
В 1935 году английская разведывательная экспедиция Эрика Шиптона обнаружила на высоте около 7400 м тело Уилсона, лежащее на боку в снегу, с коленями, подтянутыми к груди, и окруженное остатками его палатки, а также рюкзак, где и нашли его зеленый дневник в кожаном переплете. По другой версии Уилсону удалось подняться на высоту 6920 м. Накидка и шарф исчезли, остались только розовато-лиловый джемпер, легкие фланелевые брюки и тонкие носки. Комплект, который лучше подходил для гольф-клуба, чем для -20 градусов. Тело завернули в брезент, оставшийся от порванной палатки, и похоронили в соседней трещине ледника. Предполагается, что Уилсон умер в палатке от переохлаждения или от истощения. Точная дата его смерти неизвестна. Вероятной датой его смерти считается 31 мая 1934 г.
Чарльз Уоррен, который обнаружил тело Уилсона, отметил три странные вещи:
- спальный мешок найти не удалось;
- Уилсон находился менее чем в 200 метрах от продовольственного склада экспедиции 1933 года, которым он уже пользовался;
- он находился в пределах слышимости Третьего лагеря, где его ждали двое шерп.
В 2003 году Томас Ной выдвинул гипотезу, что Морис Уилсон побывал на вершине Эвереста и погиб при спуске. Гипотеза основана на интервью, которое Ной взял у тибетского альпиниста Гомбу, покорившего вершину в 1960 году. Гомбу сообщил, что видел старую палатку на высоте 8500 м. Эта отметка выше, чем любой из лагерей, оставленных британскими экспедициями, и, тем самым, если палатка реально существовала, она могла принадлежать лишь Уилсону. Гипотеза подверглась резкой критике, так как совершенно невозможно себе представить, что такой неопытный любитель, как Уилсон, мог подняться на вершину. Гомбу, вероятнее всего, просто ошибся с определением высоты палатки либо не помнил точно высоту, когда давал интервью, его утверждение не было подтверждено другими участниками экспедиции 1960 года. Совершенно фантастическим объяснением представляется, что палатка принадлежала мифической советской экспедиции 1952 года, погибшей в полном составе. Существование этой экспедиции опровергается как российскими, так и китайскими источниками.
Есть еще версия: во время восхождения на Эверест в 1960 году якобы была найдена палатка на высоте 8500 м. Поскольку ни одна официальная экспедиция не устанавливала здесь палатку, было предположение, что это могла быть палатка Уилсона. Отсюда он мог бы добраться до вершины.
Слухи и спекуляции вокруг мотивов Уилсона и его характера были и есть весьма разнообразны. В Википедии утверждается, что целью его восхождения была пропаганда мистического, псевдохристианского учения, суть которого заключалась в посте и молитвах. Хотя Уилсон утверждал, что с помощью этих действий смог победить туберкулёз, а в беседе с одним репортёром обмолвился, что это может стать ключом к Эвересту, его убеждения претерпели серьёзные изменения непосредственно в ходе экспедиции. В дневнике он писал, что с охотой съел бы всё, что попадёт к нему в руки. Но все слухи так или иначе подтверждают образ Уилсона, распространяемый профессиональным альпинистским сообществом: безумный дилетант, вмешавшийся в игры настоящих мужчин. Современники из Горного клуба намеренно преувеличивали его наивность и выдумывали какие-то невероятные подробности его биографии.
Конечно, Уилсон был новичком. Конечно, он не был готов к Эвересту, но он не был абсолютно смешон. Его невероятный перелёт из Англии в Индию показал, что он был не только смелым, но обладал способностью в короткие сроки осваивать сложные технологии. Кроме того, за месяцы проведенные в Даржилинге он многому научился у местных профессионалов, которые сопровождали британские экспедиции. Он также ходил в горные походы и активно акклиматизировался; раздобыл специальное снаряжение (насколько это было возможно без поддержки Горного клуба): утепленные ботинки и современную высотную палатку, украденную из "заброски". Одиночное восхождение на Эверест было безумием, но был ли Уилсон безумнее Мэлори, Ирвина и многих других, оставивших на горе свои жизни? Все они напоминают нам что безопасность в Гималаях - лишь иллюзия.
Образ Уилсона умышленно искажался по той простой причине, что Горный клуб, Королевское Географическое общество и правительство настаивали на том, что высочайшая вершина мира может (и должна) быть "покорена" только силами нации и во имя неё. Эта позиция вытекала из климата царившего в обществе: Первая Мировая война сравняла с землей национальное превосходство, доказала опасность "гонки вооружений". Соревнование наций переместилось в область спорта. (Идея о том, что переживания по поводу побед и поражений футбольной команды могут расцениваться как проявление патриотизма еще каких-то 50 лет назад казалась абсурдной.) Альпинизм как наиболее символичный вид спорта был взят на вооружение современными националистами.
Представители "потеряного поколения" - ветераны, физически и морально изуродованные войной, - жаждали утешения. Некоторые находили его в популистских лозунгах крайне левых или правых, другие, как Уилсон, в экстремальных личных переживаниях. Он первым решился подняться на гималайский пик в одиночку, без финансовой поддержки альпинистского сообщества, без армейской логистики и, что самое важное, им двигало неуёмное трудноосязаемое желание, никак не связанное с водружением национального флага на вершине. Тот факт, что Уилсон сумел долететь до Индии, а затем добраться до подножия Эвереста и сделать попытку подняться на вершину (пусть и трагически окончившуюся), свидетельствует о невероятной силе его духа. Он обладал теми качествами - за исключением разве что альпинистских навыков - которые два поколения спустя будут признаны альпинистским сообществом необходимыми.
Райнхольд Месснер во время первого соло-восхождения на Эверест на высоте около 8000 м вспоминал Уилсона, желая знать, сравнялся ли он с ним в степени безумия. Возможно, это и есть главный урок, который следует извлечь из эпопеи Мориса Уилсона: черта, отделяющая бескомпромисное и яркое приключение от безумства не так уж очевидна.
В 2020 г. вышла книга Эда Цезаря "Мотылек и гора: Правдивая история любви, войны и Эвереста", The Moth and the Mountain: A True Story of Love, War and Everest by Ed Caesar is published by Penguin (£18.99). Автор книги провел максимально подробные исследования в архивах, чтобы узнать, насколько фантазии и причуды Уилсона совпадали с реально достижимыми вещами.
Путешествие на край земли, выход в открытый космос или погружение в глубины океана - стремление человека к исследованиям не знает границ. Никто не ищет логики в совершении человеческих подвигов, которые превосходят предполагаемые пределы физической и умственной выносливости. Сила духа, вера в себя и целеустремленность позволяют людям совершать смертельно опасные путешествия, часто в места, где еще никто не бывал. Альпинизм ничем не отличается. На вопрос, почему он поднимался на вершины, британский альпинист Джордж Мэллори, как известно, ответил: «Потому что это там…», ‘Because it’s there…’.
Про огромное геодезическое исследование англичан от юга Индии до предгорий Гималаев и, как следствие, про появление названия вершины - Эверест, можно прочитать здесь -
https://redscarabtravelandmedia-wordpress-com.translate.goog/tag/maurice-wilson/?_x_tr_sl=en&_x_tr_tl=ru&_x_tr_hl=ru&_x_tr_pto=wapp.
В этом году 29 мая будет 70 лет как впервые задокументированно был покорен Эверест. Это удалось новозеландскому альпинисту Эдмунду Хиллари совместно с непальским проводником Норгеем Тенцингом.
Источники:
- Википедия (русская, немецкая, английская версии)
-
https://www.theguardian.com/books/2020/nov/08/the-moth-and-the-mountain-a-true-story-of-love-war-and-everest-by-ed-caesar-review.
-
https://www.dailymail.co.uk/news/article-8976261/Maurice-Wilson-wanted-crash-land-plane-walk-Everest-fly-climb.html.
-
https://4sport.ua/articles.php?id=12841.