Кажется невероятным, но в Германии до 1988 г. выпускали книги по воспитанию младенцев и детей, написанные нацистским педагогом и идеологом. Ее звали Йоханна Хаарер, Johanna Haarer, сейчас её причисляют к одному из известнейших представителей "черной педагогики". Про одного из них, физиолога Морица Шребера, Moritz Schreber, в честь которого в Германии были названы маленькие дачки, "Schrebergarten", "сады Шребера", можно прочитать здесь -
https://homaaxel.livejournal.com/1399843.html. Он был одержим идеей сделать из детей сверхлюдей, чтобы у них была идеальная походка, осанка, поведение. Для этого он предлагал кричащих младенцев не брать на руки и успокаивать, а яростно трясти кроватку и властным голосом приказывать замолчать. Детей привязывал ремнями и деревянными конструкциями к стулу, считая, что так они будут сидеть ровно и правильно, заставлял носить жесткие корсеты и даже спать в них. Он заставлял детей принимать холодные сидячие ванны для снижения либидо. Свои теории он проверял на собственных детях. В результате экспериментов четверо из пяти детей Шребера закончили жизнь в психиатрических лечебницах.
Йоханна Хаарер родилась в 1900 г. в Богемии. Когда ей было 8 лет, ее брат, который был старше на 2 года, умер от менингита. С тех пор девочка, как оставшийся старший ребенок, должна была помогать матери, которая вела хозяйство, поскольку, отец часто выпивал и вообще был горбат и маленького роста. Стремясь выглядеть как немец, быть лучше, чем он есть на самом деле, он говорил на немецком, одевался на немецкий манер и точно так же, как немцы, был антисемитом. Он считал, что это может компенсировать его физиологические и психологические недостатки, и таким образом он будет в круге более добропорядочных людей.
Потом, как привычная "спасительница" своих близких, девушка решила посвятить себя медицине, хотя родители были против. Она окончила 8 классов средней школы (где была единственной девочкой в классе), затем 2 года поработала в магазине канцтоваров своих родителей. После этого она поступила в университет и проучилась в общей сложности 10 семестров в университетах Гейдельберга, Мюнхена и Геттингена. Хотя непонятно, как ей это удалось с неполным школьным образованием, без должного знания математики и латыни. Затем в 1924 г. она вышла замуж за врача, а потом, через 2 года, успешно защитила докторскую диссертацию на тему менингита и получила лицензию на ведение медицинской деятельности. С мужем она развелась в 1929 г., поскольку у него оказалась любовница.
Всю жизнь она придавала большое значение статусу "Доктор", написанному перед ее фамилией, поскольку за годы учебы в университетах она видела, как преподаватели неоднократно покидали лекционный зал, увидев среди студентов женщину.
С 1929 г. она стала работать помощником врача по легочным заболеваниям в санатории в Мюнхене. В 1932 г. вышла замуж за своего коллегу-врача, и сразу же уволилась, поскольку в то время брак, работа и дети считались несовместимы. Через год родила близнецов и посвятила себя написанию журналистских колонок по уходу за младенцами. В те времена было очень мало информацию на эту тему и за статьи хорошо платили.
Йоханна со старшими детьми:
Хаарер никогда не получала педиатрического или педагогического образования. Но ее колонки по уходу за младенцами, опубликованные в газетах с 1933 года, были встречены с энтузиазмом, поскольку информации в этой области было мало. Эти статьи способствовали общему улучшению гигиены и снижению детской смертности.
Она писала не только и не столько про гигиену, сколько про национал-социалистические идеи, которые требовали преодоления трудностей по отношению к себе и другим, а также безусловного включения в национальное сообщество. Ее материалы поддерживались нацистской пропагандой и получили широкое распространение. По сути Хаарер рассказывала как вырастить новый тип человека, удобного для службы в армии, послушного исполнителя без индивидуальности, без собственных чувств и желаний. Чтобы воспитать хорошего солдата, мать должна научиться игнорировать его желания. Дети должны стать безэмоциональными и ни к чему не привязываться. И если в таком духе воспитывалось целое поколение людей, то как потом они могли научить своих детей и внуков тому, чего сами не знали и не умели?
В 1934 году Хаарер издала свою первую книгу по уходу за ребенком - «Немецкая мать и ее первый ребенок». Два года спустя она выпустила вторую книгу - «Наши маленькие дети». Все ее книги были опубликованы мюнхенским издательством JF Lehmanns-Verlag, специализирующимся на нацистской литературе.
«Немецкая мать и ее первый ребенок» была не просто книгой, «стоявшей на полках и ставшей бестселлером». Она была частью и встроена в огромную машину идеологии и пропаганды. Первую беременность Хаарер называла "Великим национальным событием в жизни женщины". За четвертого ребенка в нацисткой Германии матерям давали бронзовый материнский крест. Идеальная семья в гитлеровской Германии напоминала военный лагерь, управляемый матерью.
В 1936 г. НСДАП предложила ей вступить в партию. Так она стала сотрудником по расовым вопросам в женской ассоциации NS, участницей в «Национал-социалистическом народном благополучии», в «Организации помощи матери и ребенку» и в «Мюнхенской Школе Матерей». 1 мая 1937 г. она стала членом НСДАП. В том же году Йоханна Хаарер опубликовала две работы, посвященные нацистской идеологии: «Уход за новорожденными девочками. Учебник для школ» и «Материнство и забота о семье в Новом Рейхе». Первая из этих книг была идеологически исправлена и вновь опубликована в 1949 г. Всего было 9 переизданий вплоть до 1964 г.
Во время чтений своих лекций для девушек и молодых матерей Хаарер делала акцент на расовую чистоту, на изучение наследственности и расовой чистоты. Это было так же важно, как здоровье и гигиена. Цитаты ее лекций приводить не буду, поскольку это нацисткий бред про поиск врагов, "чистоту крови" и требование "тихо выполнять свою работу и не смотреть по сторонам".
В 1939 году в детской книге «Мама, расскажи об Адольфе Гитлере!» она также использовала нацистскую пропаганду, в том числе антисемитские и антикоммунистические предрассудки. Это типичная детская книга времен Третьего рейха. В ней враги изображены злыми и нехорошими, подчеркнутыми соответствующими карикатурами, а немцы («арийцы») - безупречными. Цель книги состояла в том, чтобы сделать детей участниками Гитлерюгенд и Союза немецких девушек, потому что "только так можно стать сильными, смелыми и хорошими немецкими мужчинами и женщинами". Книга написана в сказочной форме. Главный герой, Гитлер, представлен как спаситель немцев и одновременно как спаситель мира:
«Среди многих воинов […] был один, которого страдания отечества поразили сильнее всего […] несмотря ни на что, он не хотел отчаиваться! Отныне он хотел жить только для одной цели и отдавать всю свою энергию только одному делу: вывести Германию и немецкий народ из всех этих страданий и сделать их снова сильными и счастливыми. - А что это был за солдат, - спросили дети? «Это был Адольф Гитлер», - сказала мать [...] «Расскажи мне об Адольфе Гитлере, мама!» попросили дети.»
В книге "Мама, расскажи об Адольфе Гитлере!" было 248 страниц и 57 рисунков. В 1943 г. было уже 5 изданий этой книги общим тиражом 500 000 экземпляров. Книга была также переведена на голландский язык и пользовалась большим спросом. Во времена национал-социализма в Германии эта книга была обязательна для чтения в детских садах, а также отрывки из нее зачитывали в день неудачного мюнхенского переворота и в день рождения Гитлера.
Причем книги Хаарер публиковались даже во время войны, несмотря на жесткую экономию военного времени. Например, церковную литературу в Германии запретили выпускать с 1 июня 1941 г. на том основании, что люди и ресурсы должны быть использованы для других важных целей, связанных с войной.
В 1945 г. ее посадили в тюрьму на 1,5 года. Она отсидела в трех разных американских лагерях для интернированных, где работала врачом и ставила вымышленные диагнозы, чтобы заработать себе на еду. Муж, узнав, что жена находится в тюрьме, покончил с собой: в ночь на Пасху 1946 г. он прыгнул в Мюнхене с моста в Изар.
Она не восстановила свою медицинскую лицензию на работу и до выхода на пенсию в 1965 г. работала чиновницей в разных Департаментах здравохранения Верхней Баварии. Всё это время ее книги по воспитанию младенцев переиздавались, просто в них убрали всю идеологию. Это было хорошим подспорьем для бюджета. Ведь у Хаарер осталось 5 детей. Большую часть дохода она получала от книг. На эти деньги она смогла оплатить обучение в школе для 3 детей из 5.
После войны она выпустила и такие книги:«Наши школьники» (1949), «Моя книга по вязанию. 1. Узорное вязание» (1949), «Моя книга по вязанию. 2 Разноцветное вязание» (1950), «Идти по жизни здоровой и красивой» (1952), «Моя книга по вязанию. 3. Вязаная одежда» (1953), «Мир доктора. Медицинская книга для иностранцев» (1957), «Немецкие будни. Разговорник для иностранцев» (1959), или «Быть женщиной и оставаться здоровой» (1962).
Самое непонятное - почему книги Хаарер, написанные в духе нацистского воспитания детей, продолжали издаваться после войны, почему в библиотеках их можно было найти в Отделах образования и почему они продолжали влиять на мышление и действия педагогов намного позже 1945 года.
Возможно, книги из нацистского прошлого продолжали печатать, поскольку во времена экономического восстановления после войны, физического выживания, разочарования в идеологии не было ни времени, ни сил на новые воспитательные эксперименты, а всё старое, проверенное, казалось надежным и безопасным. В середине 1950-х более половины немецких родителей были за авторитарный стиль воспитания и за побои. Только в конце 1950-х немецкая молодежь стала жаловаться на напряженные отношения с родителями, невозможность диалога и общения, на строгий, репрессивный стиль воспитания в семье, отсутствие эмпатии и завышенные ожидания со стороны родителей. Нужны были взаимоотношения вместо воспитания.
Вычеркиванием из книги идеологических моментов занималась ее старшая дочь Анна. В своем интервью в 2000 году Анна рассказала, что Хаарер никогда не меняла своего национал-социалистического отношения. До самой смерти с ней никто не смел говорить о Третьем рейхе. Прошлое просто замяли. Все дети страдали от холодности материнских чувств, а проблемы в семье мать часто решала насилием.
Гертруда, младшая дочь, в 2012 г. опубликовала свою биографию, в которой она впервые публично рассказала о личности матери и подтвердила слова сестры. Она описала, как переживала из-за своей матери в детстве и в подростковом возрасте и как она страдала во взрослом возрасте из-за идеалов воспитания. Она заботилась о матери до конца ее жизни и писала, что мать была зависимой от алкоголя и таблеток и до самой смерти была убежденной национал-социалисткой.
Из воспоминаний Гертруды:«В моем присутствии проблемы не обсуждались, я должна была быть послушной. Я думаю, так было со многими детьми во время и после войны, с ними не разговаривали. Ее нужды не понимали, у каждого хватало своих проблем... В детстве мне приходилось записываться к ней на определенный день и время приема, если я хотела что-то обсудить с ней наедине... О преступлениях и последствиях Третьего рейха с детьми не говорили. Когда разговор по какому-то стечению обстоятельств приближался к теме, она говорила: «Это было давно, с этим должно быть покончено. Вы не можете об этом судить, вы даже не знаете, что это были за Времена!»
Образовательные руководства Хаарер были тесно связаны с нацистской идеологией и указывали путь к образованию при национал-социализме. Они были основой для обучения молодых женщин на курсах обучения Reichsmütter, Союза матерей Рейха.
Хаарер писала, что "первая беременность женщины - это великое событие национальной жизни, это событие, обновляющее и воскрешающее кровь бесчисленных предков, обычаев, культуры, языка". Роль женщины в это время в Германии сводилась к роли роженицы и воспитательницы. При этом в книгах Хаарер никак и никогда не оговаривалась роль мужа и отца.
В своих книгах Хаарер никогда не ссылалась на научные цифры и исследования, а также никогда не приводила список литературы, на основе которой она давала свои рекомендации. Таким образом, приводимые ею цифры, факты и утверждения ни на что не опирались, их невозможно было проверить.
Йоханна Хаарер никогда не признавалась в своем нацистском прошлом. Времена изменились, а ее убеждения - нет. В 80 лет она написала автобиографию, где ее жизнь показательно описана до 1933 г. и потом - сразу после окончания войны, где она рассказывает про интернирование.
Цитата из ее книги:«Мы не сделали ничего плохого, мы служили государству и государственной идее, которая была признана во всем мире и была общая для всех сражающихся народов, что в тяжелые годы войны всё делается на благо отечества... Это раскаленное железо, к которому я сейчас прикасаюсь, но мы, женщины, чисто политические интернированные, ничего не знали о существовании женских концлагерей... В обществе и в нашей прессе не было ни сообщений, ни новостей о существовании концлагерей до конца войны, мы часто слишком мало об этом знали (хотели ли?)... Американская пресса пестрит презрением и насмешками о том, что мы, немцы, неоднократно подчеркивали, что ничего не знали... Я не хочу комментировать вину и коллективную вину, ясно, что мы горячо хотели для нашего народа всего хорошего. Мы, женщины в особенности, ничего не знали о бесчеловечности и обидах.»
Хаарер умерла 30 апреля 1988 года в Мюнхене.
По словам Хаарер, цель воспитания даже самых маленьких детей заключалась в том, чтобы подготовить их к подчинению нацистскому сообществу и к их идеологии. Она считала, что строгое воспитание младенцев необходимо для создания жизненных привычек, которые облегчат воспитательную работу для взрослых и которые потом будут очень полезны выросшему ребенку в школе, а позднее - на работе или в армии.
В Восточной Германии книги Хаарер «Материнство и забота о семье в Новом Рейхе» (1937), «Мама, расскажи об Адольфе Гитлере!» (1939), «Немецкая мать и ее первый ребенок» и «Наши маленькие дети» (1943) были запрещены и уничтожены.
Самая известная книга Хаарер «Немецкая мать и ее первый ребенок» была издана в Мюнхене в 1934 г. Согласно национал-социалистической идеологии, мальчики должны были быть ориентированы на войну, а девочки - на рождение и воспитание арийского потомства. Хаарер писала в введении к книге "Немецкая мать и ее первый ребенок":«Самая насущная и неотложная потребность для нас, женщин, - это древний и вечно новый долг: давать детей семье, народу, роду».
Книга была в первую очередь справочником для беременных женщин. Акцент был сделан на рекомендациях по здоровью для будущей мамы, что следует воздержаться от алкоголя и сигарет, ограничить свою спортивную активность и физическую работу. Кроме того, Хаарер перечислила, что необходимо в качестве начального "приданого" для новорожденного, и советовала читателям не покупать детскую одежду, а шить и вязать ее самостоятельно. Она также рекомендовала трудоемкие методы вскармливания младенцев: каждый день готовить свежий фруктовый сок и овощное пюре и давать ребенку печенье и сухарики собственного приготовления вместо покупной выпечки. В следующих разделах Хаарер описала подготовку к родам, сами роды и, наконец, послеродовой период.
Что касается воспитания, Хаарер предостерегала от постоянного общения с младенцем в течение дня, утверждала, что грудное вскармливание следует использовать исключительно для питания ребенка, а не для его успокоения, советовала отлучение от груди для лечения поведенческих нарушений сна у младенца. Хаарер продвигала домашние роды и использование акушерок. Она также была ярым сторонником грудного вскармливания. Например, в 1937 году она критически относилась к созданию пунктов сбора грудного молока, потому что считала, что молоко - не товар и не хотела мешать матерям самим кормить детей грудью. В результате она попала в немилость политического руководства. Хотя стиральные машины широко не использовались в частных домах до конца 1950-х годов, а стирка подгузников была трудоемкой ручной работой, Хаарер предостерегала от слишком раннего приучения к туалету детей, она считала, что им это физически и психологически вредно.
Она призывала как можно раньше знакомить маленьких детей с национал-социализмом:«Мы часто видели, как солдаты СА и СС и гитлерюгенд в своей униформе вызывали у детей большую симпатию. Наши маленькие дети знакомятся с национальными праздниками благодаря участию родителей, парадам, общему поднятию флагов, а также радиопередачам. С образом вождя и окружающих его мужчин они сталкиваются как внутри родительского дома, так и за его пределами... Уже в этом раннем возрасте цели нашей государственной молодежи могут начать становиться ориентирами и для них. В младшем игровом возрасте без всяких специальных хитростей можно научить детей интеграции в общество, избавлению от жалости к себе, отваге и смелости, послушанию и дисциплине».
Глава общества акушерок Рейха Нанна Конти горячо рекомендовала книгу своим коллегам в 1936 году. Нацистское руководство сделало её основой учебных курсов для матерей - к апрелю 1943 года их посетило не менее 3 миллионов женщин. Кроме того, эта книга была основой для воспитания детей в детских садах и в приютах. Только к 1941 году было продано 400 000 экземпляров книги. К концу войны - 690 000 экземпляров.
Книга "Мать и ее первый ребенок" издавалась и в Голландии. В 1944 г. вышло ее 2-е издание:
Обложки голландских изданий "Мама, расскажи об Адольфе Гитлере!" публиковать не буду, только первый внутренний разворот. В Голландии было по крайней мере 2 издания за годы Второй мировой. Одно из них было напечатано в 1942 году тиражом 15 000 экземпляров в типографии Westland, которая работала на немцев. Основная часть была распродана за год. Отец одного из голландцев получил эту книгу 21 декабря 1944 года в день "Julfeier" . Это древний германский праздник в честь Солнцестояния. Нацисты возродили этот праздник, чтобы подчеркнуть свои немецкие корни.
С 1949 г. по 1950 г. книга "Мать и ее первый ребенок" была с изменениями переиздана церковно-евангелическим издательством в Нюрнберге, а затем с 1951 г. права на издательство вернулись к дочерней фирме того же издательства в Мюнхене, которое отвечало за выпуск пропаганды. Новые издания выходили одно за другим. Причем их рекламировали цифрами продаж в нацистском прошлом.
По мнению Хаарер, для того, чтобы быть "хорошей матерью", достаточно регулярно младенца кормить и переодевать. Про эмоциональную и физическую близость - ни слова.
До 1970-х годов книгу Хаарер можно было найти почти в каждом доме Западной Германии. В 1960-1970-х гг. она активно использовалась как учебное пособие при получении среднего специального образования, например, для учителей домоводства, нянь и воспитателей в детских садах, для молодежных лидеров. В 1987 г. книга "Мать и ее первый ребенок" была издана в последний раз. По данным мюнхенского издательства, общий тираж на тот момент составлял 1,231 млн. экземпляров. Эти цифры показывают, насколько популярным было мировоззрение Хаарер даже после войны.
Хаарер писала книги по воспитанию маленьких детей, готовя их для жизни при национал-социалистах, но по этим книгам воспитывали и детей, рожденных в 1960-х годах, ведь эта книга была бестселлером, она была в каждой семье. А потом эти выросшие дети приходили в кабинет психолога, пытаясь разобраться в своих современных проблемах. Повезло тем детям, в семье которых эта книга была (она передавалась от бабушки), но матери их не читали.
Обратите внимание, отец рядом с ребенком появился на обложке только последнего издания.
Но почему было так много матерей, которые прислушивались к таким странным советам пульмонолога? В основном это были матери, которые отождествляли себя с нацистским режимом, и матери, которые в результате Первой мировой выросли в неполных семьях, без отца, следовательно, они даже не знали, что такое полная семья и хорошие отношения. Кроме того, строгое воспитание уже было распространено в Пруссии до 1934 г. Т.е. нечто подобное могла создать только культура, в которой уже был опыт муштры и склонность к ограничениям в жизни.
Это также соответствует результатам исследований 1970-х годов, которые показали, что примерно каждый второй ребенок в Билефельде на севере Германии демонстрировал поведение ненадежной привязанности, тогда как в Регенсбурге на юге Германии, который никогда не был под прусским влиянием, даже не каждый третий.
В Германии, как и в других странах, на маленьких детях проводили известный тест, когда мать оставляет маленького ребенка 1-2 лет в комнате одного, потом ребенок плачет, она возвращается и успокаивает его. Это тест на привязанность: есть ли она и насколько сильная. В Германии, в отличие от других стран Западной Европы, маленькие дети часто не реагировали на отсутствие своих мам. А мамы, в освою очередь, часто расценивали это положительно, как проявление самостоятельности.
Результаты психологов показывают, что когда дети вырастают и заводят собственных детей, они передают свое поведение привязанности следующему поколению. Такие опыты происходили неоднократно и в разных странах. Например, в Германии в 1988 г. По результатам исследования из 65 пар родителей и детей, поведение привязанности детей соответствовало поведению родителей в 80% случаев. Мета-анализ, опубликованный в 2016 году исследователями под руководством Марии Верхаге из Университета Амстердама, которые оценили данные 4 819 человек, смог подтвердить эффект передачи поведения привязанности из поколения в поколение.
Это правда, что родители могут сознательно справляться со своим собственным опытом привязанности и пытаться иначе воспитывать своих детей. Однако в стрессовые моменты люди часто проваливаются в базовую, бессознательную схему. Возможно, именно поэтому Гертруда Хаарер, младшая из дочерей Йоханны Хаарер, сама никогда не хотела иметь детей. Она критически относилась к своей матери и после тяжелой депрессии написала книгу о своей жизни и мыслях. По ее словам, она долгое время была отчуждена от себя и не помнит своего детства. «Видимо, это меня так травмировало, что я думала, что никогда не смогу воспитывать своих детей".
Три издания книги "Наши маленькие дети": нацисткое, первое послевоенное и последнее:
Что рекомендовала Хаарер:
- сразу после рождения следует изолировать младенца от матери на 24 часа.
- в любом случае избегать телесных ласк и эмоционального контакта.
- быть матерью - это в первую очередь вопрос не эмпатии, а неумолимости и стойкости.
- стоит смотреть на ребенка, но избегать с ним зрительного контакта.
- при необходимости контакта, например, во время кормления или ванночек, следует держать ребенка так, чтобы иметь с ним как можно меньший телесный контакт.
- с самого начала следует относиться к ребенку не как к домашнему животному, не как к игрушке, а как к полноценному человеку, с которым следует разговаривать на разумном взрослом, а не на детском языке.
- никаких поблажек. Не уделять слишком много внимания. Не проявлять слишком много жалости, ибо «ушли те времена, когда первой и главной целью всякого воспитания было только совершенствование и развитие индивидуальной личности в детях и людях».
- "обезьянья любовь", т.е. слишком большая нежность, портит, а не воспитывает ребенка.
- это ребенок должен научиться подстраиваться под мать, а не мать - под него.
- ребенка нужно кормить, мыть, одевать, но в целом его следует оставлять одного.
- младенец должен спать в отдельной комнате, с самого начала, один. Если он плачет и не может заснуть - не подходите к нему. Воспитывайте его в строгости. В конце-концов каждый ребенок научится спать и привыкнет к дисциплине.
- если ребенок плачет, можно присматривать за ним, разговаривать с ним, но не брать на руки. Иначе он разбалуется и будет вами управлять. Плач - это следствие скуки ребенка или тирания.
- ребенок должен быть в своей комнате один. Если он кричит или плачет - игнорируйте его. Очень важно не брать его с кровати на руки, не кормить грудью, не сажать на колени и не гулять с ним по комнате.
- детей, которые плачут просто, чтобы скоротать время, и при этом они сыты и физически здоровы, нужно держать в комнате одних, в тишине. Не нужно к ним подходить до следующего кормления, иначе младенец поймет, что матерью можно управлять с помощью крика.
- кричащий ребенок должен делать то, что мать считает нужным. Если он продолжает вести себя непослушно, его в некотором смысле "охлаждают", т.е. уводят в комнату, где он должен быть один, и не обращают на него внимания до тех пор, пока он не изменит своё поведение. Либо отправляют его в постель.
- младенец - это мучитель, чью волю нужно сломить.
- несколько пощечин или шлепков - хороший инструмент воспитания. Даже непослушное детское нытье нужно тут же прекращать шлепком.
- главное - это порядок, чистота, режим, строгость и абсолютное послушание. Только так можно вырастить послушного ребенка.
Цитата:"Ребенок невероятно быстро понимает, что ему достаточно только закричать, чтобы вызвать сострадание и стать объектом заботы. Совсем скоро он потребует этой заботы о нем как о праве, больше не будет покоя, пока его снова не будут носить на руках, не убаюкают. Прекращайте это сразу - и с маленьким, но безжалостным домашним тираном будет покончено!"
Йоханна Хаарер очень подробно описывала физические аспекты, но игнорировала все психологическое - и чуть ли не предостерегала от «обезьяньего» поведения: «Осыпание ребенка нежностью, даже от третьих лиц, может быть тлетворно и в конечном счете женоподобно. Сдержанность в этих вопросах, безусловно, приличествует немецкой матери и немецкому ребенку: «Сразу после рождения ребенка желательно изолировать на 24 часа; вместо того, чтобы использовать «смешной детский язык», мать должна говорить с ним исключительно на «разумном немецком языке», а если он кричит, пусть кричит. Это укрепляет легкие».
Хаарер изображала отношения матери и ребенка, как борьбу между ними, которую мать должна вести жестоко и решительно, чтобы сломить волю детей.
Хаарер не была первым изобретателем тех правил воспитания маленьких детей, которые она приводила в своих книгах. Скорее, она была в потоке врачей, мыслящих в те времена таким образом. А началось это безэмоциональное отношение к детям, которых воспринимали за бесчувственных существ, которыми нужно научиться ловко управлять, с середины 18 в., когда авторы из аристократических семей начали писать трактаты по воспитанию. Об этом можно прочитать в автоматическом переводе на русский язык здесь -
https://saeuglingspflege--blog-de.translate.goog/blog/wie-wichtig-war-johanna-haarer-wirklich-teil-2/?_x_tr_sl=de&_x_tr_tl=ru&_x_tr_hl=ru. А здесь можно прочитать про другие книги по уходу за младенцами, изданные в Третьем Рейхе во времена пропаганды -
https://saeuglingspflege--blog-de.translate.goog/blog/wie-wichtig-war-johanna-haarer-wirklich-teil-3/?_x_tr_sl=de&_x_tr_tl=ru&_x_tr_hl=ru. Автор этих материалов очень кратко и и наглядно описал изданные в то время книги.
Только в 1970-х годах в Германии начали изучать взаимосвязь матери и ребенка. Но даже после этого книги Харарер по воспитанию детей открыто не обсуждали и не критиковали. Хотя в своих закрытых исследованиях аналитики поведения наблюдали одну и ту же сцену: маленький ребенок плачет, мать вроде бы хочет подойти к нему, но останавливается. Наблюдатели спрашивают мать:"Почему вы остановились, не взяли его на руки, не успокоили словами?" И получают ответ:"Чтобы не портить ребенка".
Последствия этой точки зрения ощущаются и сегодня. Будь то низкая рождаемость, большое количество разведенных или одиноких людей, широкое распространенные выгорания, депрессии, психические заболевания - некоторые исследователи, врачи и психологи предполагают, что целый комплекс явлений связан с отсутствием привязанности и чувствительности.
Только в середине 1980-х литературу Хаарер стали публично подвергать сомнению и признавать тем, чем она действительно была - "черной педагогикой".
К психологам люди часто приходят с одними проблемами, а потом появляются другие, так называемое "наследие Хаарер": отвращение к собственному телу, строгие привычки питания, неумение создавать отношения.
Детские переживания могут быть травмирующими. В период с 2009 по 2013 год психолог Илка Квиндо и ее коллеги из Франкфуртского университета прикладных наук исследовали поколение детей войны по поручению Федерального министерства образования. На самом деле предполагалось, что будет исследовано влияние бомбежек и отъезда в тыл. Но после первых интервью исследователям пришлось поменять список вопросов: в дискуссиях так часто обсуждался семейный опыт, что они решили включить на эту тему дополнительное, многочасовое интервью. В заключение исследователи констатировали: «Эти люди демонстрировали заметно сильную лояльность к своим родителям. Тот факт, что в описаниях не были затронуты конфликты, является признаком расстройства отношений.«Кроме того, Куиндо указывает, что нигде в Европе нет такого подробного детского дискурса о войне, как в Германии, - хотя разрушения и бомбардировки были и в других странах. Австро-британский психоаналитик Анна Фрейд в 1949 году обнаружила, что дети, у которых была хорошая связь с родителями, переживали войну меньше, чем те, у кого не было хорошей связи. Если сложить эти выводы вместе, Квиндо считает, что разговоры детей войны о бомбардировках и переездах на самом деле больше напоминают грусть о семейном опыте. Но эти переживания настолько болезненны, что стали невыразимыми.
Было еще одно, похожее, изучение детской привязанности, результаты которого были опубликованы в 2014 году в журнале Pediatrics. Ученые взяли 136 румынских сирот в возрасте от полугода до 4 лет, разделили их на две группы. Половину из них оставили в Доме ребенка, половину отдали в приемные семьи. В качестве контрольной группы были дети того же возраста, которые жили дома со своими биологическими родителями. Наблюдатели столкнулись с проблемами языка и поведения привязанности у всех сирот. В том числе был и такой эксперимент: в комнату, где находились 89 мальчиков и девочек вошел незнакомец и попросил без всякой причины пойти за ним. За ним пошли 3,5% детей из контрольной группы, 24,1% сирот из приемных семей и 44,9% сирот из детского дома.
Если целое поколение было воспитано так, что они не чувствуют привязанности, как они могут научить этому своих детей?
«Такие послушные дети, которые легко становятся исполнителями, не мыслят и не чувствуют, очень полезны для воинственной нации», - рассказал Карл-Хайнц Бриш, психиатр и психотерапевт в Медицинском центре при Университете Людвига-Максимилиана в Мюнхене. В древней Спарте детей воспитывали с той же целью. «Главное у Йоханны Хаарер - это то, что вы не уделяете ребенку никакого внимания, когда он этого требует. Но каждый отказ действительно означает отказ». У новорожденного в качестве средства общения есть только мимика и жесты. Если взрослые не реагируют на это, младенец понимает, что эти его проявления бесполезны. Кроме того, малыши испытывали страх смерти, если чувствовали голод или одиночество и их не успокаивал взрослый. В худшем случае такие переживания могут привести к травме привязанности, из-за которой выросшим детям в дальнейшем будет трудно устанавливать отношения с другими людьми.
Из американской статьи -
https://www.scientificamerican.com/article/harsh-nazi-parenting-guidelines-may-still-affect-german-children-of-today1/:
"Ренате Фленс, 60-летняя немка, страдающая депрессией, рассказывает своему психотерапевту, что хочет любить своих детей, но не может. Вскоре она и терапевт понимают, что эти проблемы Фленс могут быть связаны с ее разочарованием из-за того, что она не может позволить другим сблизиться с ней. После долгих разговоров они понимают еще кое-что: этому способствовали материалы о воспитании детей Йоханны Хаарер, врача, чьи книги были написаны в эпоху нацизма и были направлены на воспитание детей для служения фюреру. Фленс (псевдоним) родилась после Второй мировой войны, но книги Хаарер всё ещё были популярны в её послевоенном детстве, когда во многих семьях была книга «Немецкая мать и ее первый ребенок», книга, которая продолжала издаваться десятилетиями (в конечном итоге избавленная от самых неуместных нацистских высказываний). Когда ее спросили, Фленс вспомнила, что видела одну из книг Хаарер на книжной полке своих родителей.
История Фленс, рассказанная ее терапевтом, иллюстрирует проблему, которая беспокоит многих экспертов в области психического здоровья в Германии: идеи Хаарер могут по-прежнему наносить ущерб эмоциональному здоровью ее жителей. Один аспект был особенно вредным: она призывала матерей игнорировать эмоциональные потребности своих детей. Младенцы созданы так, чтобы испытывать огромную, жизненно важную привязанность к тому, кто о них заботится. Нацисты хотели создать детей, которые были бы жесткими, бесстрастными и лишенными сочувствия детьми, у которых была бы слабая привязанность к другим, и они понимали, что отказ от привязанности будет способствовать достижению этой цели. Если целое поколение воспитано так, чтобы избегать создания связей с другими, спрашивают эксперты, как люди из этого поколения могут избежать повторения этой истории в собственных детях и внуках?
«Этот вопрос уже давно волнует аналитиков и исследователей привязанности, но широкая публика игнорирует его», - говорит Клаус Гроссманн, ведущий исследователь привязанности матери и ребенка из Регенсбургского университета, сейчас вышедший на пенсию. Доказательства того, что книги Хаарер до сих пор воздействуют на людей, не являются окончательными. Тем не менее, это подтверждается исследованиями взаимодействия матери и ребенка в Германии, другими исследованиями привязанности и отчетами терапевтов".
Используемые материалы:
-
https://www.hausarbeiten.de/document/1132881.
-
https://www.kindergartenpaedagogik.de/fachartikel/geschichte-der-kinderbetreuung/weitere-historische-beitraege/johanna-haarer-1900-1988.
-
https://www.spektrum.de/news/paedagogik-hitlers-einfluss-auf-die-kindererziehung/1555862.
-
https://de.wikipedia.org/wiki/Johanna_Haarer.
-
https://www.sueddeutsche.de/leben/kindererziehung-die-alles-richtig-machen-wollen-1.4057044.
Другие истории из темного прошлого Германии:
-
Про организацию Lebensborn, "Источник жизни". Про обязанность женщин рожать от "арийцев" и про похищения детей из разных стран.
-
Wolfskinder, "дети-волчата". Про немецких детей, которые во время Второй мировой потеряли своих родителей.