Фильм "Гипермаркеты, падение империи"

Oct 30, 2021 16:14

На телеканале Arte выложен новый документальный фильм, снятый французами в 2021 г., на этот раз про работу супермаркетов в Европе, США и Китае. По-немецки он называется - "Auslaufmodell Supermarkt?" (Устаревшая модель супермаркетов?), по-французски - "Hypermarchés, la chute de l'empire" (Гипермаркеты, падение империи).

Этот фильм выложен на Youtube до 18.12.2021г., но на территории России не доступен к просмотру. Скорее всего он не будет переведен на другие языки.

image Click to view



История начинается с появления во Франции в 1963 г. сети супермаркетов Carrefour, где можно было купить всё и сразу.  Именно этим супермаркеты привлекли клиентов, что покупателю в поисках нужных товаров не нужно обходить несколько мелких лавочек подряд - булочную, мясную лавку, молочную, овощной магазин и т.д.  Соседние страны быстро подхватили эту модель эффективных продаж. Сейчас в Европе 70% продуктов продаются через сетевые супермаркеты. В фильме рассказывается как устроена их работа.

Если производитель продуктов хочет поставлять свою продукцию в какой-либо супермаркет, он должен заплатить за "вход в клуб". Есть официальные документы для каждой сети супермаркеов, где указано для какого масштаба производителей какая цена в год за то, чтобы их товары располагались на полках. Например, крупные поставщики платят Carrefour 2,5-2,8 млн. евро в год. Если они не заплатят, магазин не будет с ними сотрудничать. Дополнительно супермаркет настаивает на снижении цены на поставляемую продукцию. Например, производитель хочет поставлять в супермаркет продукт за 5 евро. Магазин говорит:"Нет, возьму этот продукт на реализацию, только если отпускная цена нам - 4 евро". Можно искать магазины для реализации дальше, в поисках более выгодных условий, можно заморочиться на создание своей сети магазинов, а можно перепахать свой товар трактором. Спустя год супермаркет вполне может еще раз попросить снизить стоимость поставляемых ему товаров, например, до 3 евро, несмотря на то, что для поставщика это - себестоимость товара и всё это совсем не выгодно. Супермаркет в качестве аргумента говорит, что ему необходимо привлекать конечных покупателей скидками, а себе в убыток он работать не может. Поэтому будет выжимать из своих поставщиков снижение цен на товары до последнего. Это называется - "поставить поставщика на колени", тогда им можно ловко управлять.

Что делают супермаркеты для привлечения клиентов: они постоянно устраивают акции и распродажи, т.е. каждый день меняют цены на товары, делая их то выше, то ниже, чем у конкурентов через дорогу. "Священная корова" для супермаркетов - товары, которые покупает большинство покупателей, французы их называют "маргинальные товары" - кока-кола, сухие завтраки, макароны, шоколадно-ореховые пасты, растворимый и капсульный кофе. На них ставят самую низкую, минимальную наценку, поскольку большинство покупателей именно по этим товарам, как по маячкам, делает вывод о стоимости вообще всех товаров в данном супермаркете. Зато на такие продукты, как томаты, цуккини, сыр, т.е. то, что покупают люди с зарплатой выше среднего, будут делать самую большую наценку - всё равно купят. Самые большие накрутки - на овощи и фрукты, т.е. на товары, полезные для здоровья. Это очень странная реализация программы здоровья нации.

Чем крупнее супермаркет, тем больше он может давить на поставщиков продуктов, заставляя их снижать цену поставок. Кто отказывается - получает штрафные санкции. Затем наступает вторая часть "наказания" - товары этого поставщика в один день исчезают с полок всех магазинов этой сети, по всем странам. Например, в 2018 г. такая "кара небесная" постигла швейцарскую компанию Nestle - в один день более 1 300 наименований их продуктов исчезли абсолютно во всех магазинах по всей Европе. Nestle долго договаривалась с объединением супермаркетов (их 5 по всей Европе), потом пошла на уступки, заплатила внушительный штраф - и ее товары тут же появились на полках.

Крупные супермаркеты продают по франшизе право на открытие маленького магазина под их вывеской. Обычно такие магазинчики встречаются в проходных местах вроде привокзальных улиц. Там довольно ограниченный выбор товаров и цены будут выше, чем в оригинальном супермаркете. Дело в том, что при заключении договора на франшизу владелец маленького магазинчика соглашается с тем, что его закупочные цены на продукты всегда будут выше, чем закупочные цены оригинального супермаркета-монстра. Владелец маленького магазинчика будет иметь большие обороты, но в итоге ему достанется очень маленькая прибыль. Выйти из игры и закрыть дело нельзя - в контракте это прописано. Нельзя просто взять и закрыть свой Carrefour City.

Почему частные лица соглашаются открывать магазинчики по франшизе? Потому что у супермаркетов отличные сотрудники, которые умеют хорошо забалтывать на переговорах. К тому же нужно иметь в друзьях местного мэра или хорошего юриста, который честно отговорит от покупки франшизы.

Супермаркеты, какие бы они ни были, крупные и мелкие, экономят на всём, в первую очередь на сотрудниках. По постоянным контрактам их будет работать минимально мало с зарплатой нетто 2 000 евро. Это низкая зарплата. Супермаркеты будут стараться брать на работу полубесплатных стажеров, студентов, практикантов или нанимать кого-то по договору субподряда без соблюдения трудовых условий, с самым большим трудоднем и с самой минимальной оплатой. Это относится к супермаркетам в любой стране, и в России тоже.

Конечно, супермаркеты стараются как могут механизировать труд, чтобы сэкономить на людях (которые к тому же воруют, причем крупно). Поэтому на складах и в отделе курьерской доставки всё больше развивается механизация и использование роботов. В этом сейчас очень преуспел Китай.

Есть два азиатских гиганта рынка интернет-продаж товаров - это Alibaba и JD.com. Последние в начале 2018 г. открыли в Китае свой супермаркет 7Fresh и в планах - открыть 1000 таких же в течение 5 лет. Их ставка - на технологичность покупок. Покупатели ходят по залам с телефонами, сканируют все бирки с товарами и таким образом узнают всю информацию о товаре - где выращен, действительно ли био-продукт. Для женщин это важно. Тут же в супермаркете можно подойти с упаковкой стейка в уголок, где работает огромная кухня, и попросить его при вас приготовить, как вы того хотите - пожарить до нужной степени, порубить, добавить гарнир в виде горячего риса. Всё и сразу.

Доставка продуктов клиентам в этой сети супермаркетов занимает 30 минут в радиусе 5 км. В течение 5 минут сотрудник магазина должен накидать продукты в пакет покупателя, затем пакет подвешивается за крючок и едет по цепи под потолком в числе таких же сотен бумажных пакетов. Затем все пакеты помещаются в холодильные камеры электро-автобуса, начиненного сенсорами, и этот автобус едет по указанному адресу, останавливается у нужного дома. Покупателю приходит смс-ка с кодом, который нужно ввести на панели автобуса. Покупатель вводит пин, дверь открывается, он забирает свои пакеты с продуктами, электро-автобус едет дальше. На разработку этой модели полностью автоматизированной доставки китайцам потребовалось 5 лет и это 6-я модель электро-автобуса.

Так выглядят автоматические автобусы по доставке посылок в Китае:



Электро-автобус с посылками от Alibaba:



Автобус от китайского интерет-гиганта JD



Электро-автобус-холодильник по доставке продуктов в Китае:



Вот здесь можно прочитать автоматически переведенную на русский язык статью про новую сеть китайских продуктовых супермаркетов - https://www-retaildetail-eu.translate.goog/en/news/food/say-hello-7fresh-jdcoms-high-tech-supermarket?_x_tr_sl=en&_x_tr_tl=ru&_x_tr_hl=ru&_x_tr_pto=nui,sc.

Последние годы многие крупные интернет-магазины техники поняли, что нужно завоевывать новых покупателей, предлагая им быструю доставку свежих качественных продуктов. Например, китайский интернет-магазин техники Alibaba открыл свою сеть продуктовых супермаркетов - New Retail, которая тоже в значительной степени полагается на цифровизацию. В Китае потребители уже привыкли: они используют свои телефоны для всего и каждую неделю сканируют десятки QR-кодов. Например, в магазинах New Retail пользователи смогут виртуально примерить одежду, заполнить виртуальную тележку, которая затем будет доставлена ​​к ним домой, или оплатить покупку через распознавание лиц, не подходя к кассе.

Но такая стратегия основана на сборе личных данных. New Retail собирает всю информацию о клиентах: номера телефонов, история покупок, платежные операции, финансовые операции, адреса.

Здесь можно прочитать автоматически переведенную на русский язык статью про китайские продуктовые супермаркеты от Alibaba, которые не только предлагают свежие и европейские продукты, но и предлагают здесь же их приготовить, просто погулять по магазину, "попасти глаза", получить удовольствие, или играть в залах, собирая на телефон кошечек - талисман супермаркета. Т.е. с клиентами играют, их развлекают. Пусть в свободное время они лучше придут сюда, чем к конкурентам. https://daxueconsulting-com.translate.goog/new-retail-in-china-daxue-consulting/?_x_tr_sl=en&_x_tr_tl=ru&_x_tr_hl=ru&_x_tr_pto=nui.

Умная тележка магазина 7Fresh:





В США Amazon не отстает - в начале 2018 г. они заплатили более 13 млрд. долларов и купили уже действующую сеть продуктовых супермаркетов, создав свой - Amazon Fresh. Мгновенно доходы американских супермаркетов упали на 10%, а европейских - на 5,5%. Amazon точно так же собирает всю информацию о клиентах, с помощью интерактивных тележек в супермаркетах. Покупатель берет тележку, проходит по залу, где-то останавливается и раздумывает, где-то берет с полки товар и ставит его обратно, иногда кладет товары в тележку, она наполнена сенсорами и тут же засчитывает это как покупку. Чтобы купить фрукты и овощи, нужно на экране тележки выбрать код товара и положить, например, томаты, в тележку. Она взвесит его встроенными весами и выдаст на экране цену, которая войдет в список покупок. Затем на выходе из магазина нужно будет просто принять покупки, т.е. подтвердить их, и выкатить свою тележку из супермаркета. Т.е. не нужно носить сканеры в руках, они уже встроены в тележку. Не нужно ничего взвешивать - весы есть внутри тележки. А заодно Amazon собрал всю информацию про предпочтения клиента :)

Так выглядит умная тележка в продуктовых супермаркетах Amazon:







Итак, продуктовые супермаркеты продают не какие-то особо качественные или нужные вам продукты, они перепродают продукцию тех, с кем договорились. Если вам нужны более качественные товары, разумнее их купить непосредственно в магазинах производителей и на фермерских рынках. Цена не будет ниже, но качество - выше. С вами не будут заигрывать в акции, скидки, набор баллов, не будут собирать данные о вас и потом присылать ненужную рекламу.

Что происходит с теми продуктами, которые вы выбрали в реальном супермаркете или купили в супермаркете по интернету, но вам по какой-то причине это не подошло и вы отправили это обратно? Конечно, эти продукты никто не раскладывает обратно по полкам и не пытается продать еще раз. Их уничтожают, отправляют в помойку, перерабатывают. Никто не отправляет их в благотворительные организации и не пытается накормить бедных.

В Париже решили провести эксперимент - купили капсулы для кофейного аппарата, потом запаковали их обратно, вложив в коробку чип для отслеживания перемещения. Было интересно - куда отвезут коробку с возвратом? Коробка пересекла границу Франции, границу Германии, Чехии, Словакии. Она проделала путь более чем в 1000 км на грузовиках через всю Европу, чтобы в конечном счете попасть на огромный завод Amazon для утилизации возвратных товаров со всей Европы. Почему Словакия? Потому что это центр Европы и потому что в стране минимальная зарплата в 2 раза ниже, чем, например, во Франции или в Германии.

Огромный склад площадью 64 кв.км был открыт в словацком городке Серед, поскольку в последние годы Amazon старается строить склады в странах Восточной Европы (в Германии складские рабочие устроили забастовку ради повышения зарплаты). В Середе в центре возврата товаров рабочие получают 920 евро брутто, включая бонус 20%, если сотрудник работает максимально - 4 дня в неделю по 10 часов с двумя перерывами по 15 минут. Есть две смены - дневная и ночная. Возращенные или недоставленные покупателям товары проверяют, если они в хорошем состоянии - их отвезут обратно на склады в разных странах, если они с дефектом - их будут продавать со скидкой, продукты питания - утилизируют сразу.

Нет никакой бесплатной доставки и бесплатного возврата. Всё это включено в стоимость нашей покупки. Чтобы мы купили в супермаркете (реальном или виртуальном) что-то по приемлемой цене, супермаркет повысил цены на другие свои товары или вынудил поставщиков продавать ему товары по самой минимальной цене.

То же самое и с реальными супермаркетами в России - всё, что клиенты в итоге не купили и оставили лежать на разных полках по залу, время от времени собирается и выбрасывается, утилизируется. Никто не раскладывает эти продукты обратно по полкам. Их стоимость включается в стоимость остальных товаров.

В ситуации с методами работы супермаркетов больше всего жалко фермеров и владельцев малого бизнеса, которые с каждым годом всё больше исчезают. Они могли продавать свой качественный товар непосредственно клиентам, без накруток и игр со скидками.

Материалы по теме:

- Как создаются современные дешевые продукты питания, в том числе продукты для веганов.

Еда, Фильмы

Previous post Next post
Up