Рудольф Дизель, создатель дизельного двигателя, родился и получил начальное образование в Париже, затем учился в Лондоне. Благодаря дяде-профессору математики, в совершенстве выучил немецкий язык и получил блестящее высшее техническое образование, сначала в Аугсбурге, затем в Мюнхене.
Уже в 1892-93 гг. он зарегистрировал два патента на новые тепловые двигатели. В том же 1893 году Дизель открыл в Аугсбурге свой завод по разработке двигателей. Первый двигатель был собран через 4 года. Его мощность составляла 20 лошадиных сил при 172 оборотах в минуту, КПД 26,2 % при весе пять тонн. Это намного превосходило существующие двигатели Отто с КПД 20 % и судовые паровые турбины с КПД 12 %, что вызвало немедленный интерес промышленности. Двигатель Дизеля сразу же нашёл применение, был оценён во многих странах. Но у себя на родине Дизель не нашёл признания и тяжело это переживал.
Патент на изобретения нового типа двигателя:
Спустя год Дизель открыл свой собственный завод по производству двигателей. Спустя 2,5 года, в 1900 г., для этих целей он зарегистрировал в Лондоне компанию. В том же году его дизельный двигатель получил Гран-при на Всемирной выставке в Париже. В 1903 г. он построил первый корабль с дизельным двигателем, спустя 5 лет - первый дизельный двигатель малых размеров, первый грузовой автомобиль и первый локомотив на дизельном двигателе. В 1910 г. дизельный двигатель получил знаменитый норвежский исследовательский парусник "Фрам". Это был первый грузовой океанский корабль с подобным двигателем. Сырая нефть в портах по всему миру была намного дешевле и доступнее, чем, например, дрова или уголь для других типов двигателей. Тем более, что нефть занимала меньше места и веса на кораблях. Двигатель на том же объеме нефти, вместо дров, мог пройти в 15 раз больше по времени. Это было особенно актуально для длительных рейсов в африканские колонии. А если к тому же использовать арахисовое или пальмовое масло... Например, его дизельный двигатель на Всемирной выставке 1900 года в Париже уже работал на арахисовом масле.
В 1936 году был впервые запущен в серию легковой автомобиль на дизельном двигателе (Мерседес-Бенц-260D). Его разработала компания «Даймлер-Бенц». Но Дизель об этом уже не мог узнать.
29 сентября 1913 года Рудольф Дизель отправился из Антверпена на борту парохода «Дрезден» в Лондон на открытие нового завода британской компании Consolidated Diesel Manufacturing Co, которая производила двигатели его конструкции. Однако в журнале регистрации парохода пассажира по фамилии «Дизель» зарегистрировано не было. Рудольф, казалось, был в хорошем настроении, однако, после того, как вечером отправился в свою каюту, его больше никто не видел (наутро каюта Дизеля была обнаружена пустой, а на палубе нашли лишь его плащ и шляпу).
Через две недели (по другим данным - на следующий день или через неделю) голландские рыбаки выловили в море неподалеку от Норвегии тело хорошо одетого мужчины. Из-за плохо сохранившегося тела они не смогли доставить утопленника в порт и сбросили тело в море, предварительно сняв с него перстни и вынув всё ценное из карманов - футляр для очков, кошелек, карманный нож, личные документы. Сын Рудольфа Дизеля опознал кольца как принадлежащие его отцу. Выдвигались версии о самоубийстве или убийстве Дизеля. Это было удобно, чтобы избежать крупного мирового скандала.
Вскоре после исчезновения Дизеля его жена Марта открыла сумку, которую муж дал ей незадолго до его злополучного путешествия, с указанием, что открывать ее следует только на следующей неделе. Она обнаружила 200 000 немецких марок наличными (1,2 миллиона долларов США на сегодняшний день) и ряд финансовых отчетов, свидетельствующих о том, что их банковские счета практически пусты. В дневнике, который Дизель привез с собой на корабль, на дату 29 сентября 1913 года был нарисован крест, возможно, указывающий на смерть.
Обсуждалось самоубийство, но некоторые обстоятельства на пароме ему не соответствовали. Газета "L'Aéro" опубликовала в 1934 году статью о смерти разработчика, в которой сообщалось, что Дизель в Генте написал письмо своей жене во Франкфурт 25 сентября 1913 года, в котором выразил гнетущее чувство и сообщил о подавленном настроении, но всё не дает повода для самоубийства. В то время дела английской дизельной компании шли очень плохо. Дизель должен был присутствовать на встрече с советом директоров в Лондоне 1 октября и столкнуться с критикой со стороны некоторых акционеров.
С большой вероятностью приказ об убийстве был отдан после общения Дизеля с
гросс-адмиралом фон Тирпицем, когда стало ясно, что Дизеля интересует всемирное распространение его изобретения и с мирными целями, а Германию - только использование внутри своей страны и для военного преимущества. Именно благодаря "Плану Тирпица" Германия в 1914 г. заняла второе место в мире по размеру морского флота после Англии. А англичане в то время как раз хотели обсудить с инженером возможность оснащения британских подводных лодок дизельным двигателем.
Изобретением франко-немца интересовались не только англичане. За ним следили французы, японцы, австро-венгры, американцы, итальянцы, испанцы. Не хватало только португальцев и русских. Шпионы следовали за инженером везде. По крайне мере двое из них сопровождали его во время той переправы через Ла-Манш. Молчание Англии по этому поводу оглушающее. По крайней мере они до сих пор не разрешают открыть архивы о той ночи.
В конце Первой мировой войны один немецкий военнопленный заявил, что это он по заданию немецкой разведки сбросил Дизеля в море, чтобы помешать его переговорам с Британским адмиралтейством. Точные обстоятельства смерти так и не были выяснены. Его место смерти отмечено как Ла-Манш. Тело Дизеля погребено в море, на кладбище в Аугсбурге установлен кенотаф.
На кенотафе есть табличка, которая напоминает об изобретателе. Точная дата смерти неизвестна.
Сегодня дизельные двигатели также работают на растительном масле (например, рапсовом масле) и биодизеле.
Бюст изобретателя находится в Зале славы Мюнхена. Во многих городах есть улица или переулок Дизеля. В Техническом университете Мюнхена существует «Старшая стипендия Рудольфа Дизеля» для выдающихся международных ученых отрасли. В 1957 году в парке Виттельсбахера в Аугсбурге был заложен мемориальный парк Рудольфа Дизеля как первый японский сад камней в Германии. Парк был спроектирован из больших валунов высотой до двух метров, которые были доставлены в Аугсбург из Японии. Парк был подарен Магокичи Ямаока, руководителем дизельного завода Yanmar, который производил дизельные двигатели в японских городах Амагасаки и Нагахама.
Именем Дизеля назван астероид, а также Нюрнбергская техническая школа имени Рудольфа Дизеля, основанная в 1910 году.
Ассоциация автомобильных журналистов Германии ежегодно с 1955 года награждает золотым кольцом Дизеля выдающихся личностей, внесших вклад в безопасность дорожного движения.
Немецкий институт изобретений ежегодно награждает медалью Рудольфа Дизеля.
Дизель со своей семьей в 1894 г.
Источник -
https://www.dieselmotoren-historik.com/dieselmotoren-historikforschung/, большая статья, посвященная истории изобретения двигателей.
************
В 1942 г. нацисты на подъеме пропаганды сняли биографический фильм "Дизель", Diesel. Там немного по-другому обыграли его детство, показав, что в 1870 г. мальчика отправили учиться из Парижа в Германию, поскольку во Франции не очень хорошее образование. На самом деле как только началась франко-прусская война, Франция потребовала всех немцев покинуть страну. Поэтому родители Рудольфа срочно переехали из Парижа в Лондон. В парижской средней школе Рудольф успел получить диплом за отличную учебу. С французами у родителей Рудольфа были хорошие отношения: когда франко-прусская война закончились и семья Дизелей вернулась в Париж, соседи устроили праздничный вечер по этому поводу. Отец Рудольфа, кожевенник, славился своим мастерством и у него всегда был свой круг покупателей. Вся семья Дизелей были настоящими пацифистами.
Далее в фильме показано, что в 1900 г. молодой инженер Дизель хотел представить свой недавно построенный аммиачный двигатель на всемирной выставке в Париже, но в последний момент понял, что это ужасная неисправная конструкция. Глубоко разочарованный собственной неспособностью, Дизель решает отказаться от исследований и изобретательности и вместо этого принимает пост генерального агента производителя льдогенераторов Linde.
На самом деле он блестяще представил на Всемирной выставке свой дизельный двигатель и получил за него Гран-При.
Фильм снимали на киностудии в Праге и в Бабельсберге, в киностудии UFA. Затем фильм прошел цензуру и был разрешен к показу для молодежи. По съемкам создание фильма получилось относительно дорогим. Фильм был основан на биографии Евгения Дизеля, сына Рудольфа Дизеля, опубликованной в 1937 году.
Громкие фильмы-биографии тех лет, очень дорогие, кропотливо снятые, были сделаны с политическими целями: создать аналогию с Адольфом Гитлером и его «гением», о котором заявляла нацистская пропаганда. Фильмы не снимали с биографической точностью, сценаристы показывали лишь то, что хотели показать. И конечно же в фильме про Дизеля не был показан его трагический конец.
В фильме было много уделено внимания показу машин, различной техники, чтобы сделать процесс изобретения более убедительным. Пресса много писала о работе над фильмом, называя Рудольфа Дизеля «человеком фанатичного упорства», для некоторых критиков Дизель был «Бисмарком немецкого машиностроения».
Здесь можно посмотреть 8-минутный отрезок из фильма "Дизель":
Click to view
Источники:
- Большое французское исследование возможных причин смерти Дизеля -
https://souvenirs-de-mer.cloudns.org/spip.php?article4.
- Про немецкий фильм "Дизель", 1942 -
https://de.wikipedia.org/wiki/Diesel_(1942).
- Немецкая биография Дизеля -
https://de.wikipedia.org/wiki/Rudolf_Diesel.
- Английская биография Дизеля -
https://en.wikipedia.org/wiki/Rudolf_Diesel.
Посты про историю развития немецкого автомобилестроения на основе экспозиции музея Мерседеса в Штутгарте:
- Музей Мерседеса, первые автомобили. -
https://homaaxel.livejournal.com/1467981.html. Про изобретателей автомобиля, аристократа-автодилера, первые гонки и появление водительских прав...
- Автомобили, созданные между мировыми войнами -
https://homaaxel.livejournal.com/1472744.html. Автомобили и автобус 1930-х г.
- Послевоенные автомобили 1954-1982 гг. -
https://homaaxel.livejournal.com/1476912.html. Послевоенные машины, гастарбайтеры и развитие системы безопасности автомобиля...
- Автокемперы, гоночные авто и автомобили будущего -
https://homaaxel.livejournal.com/1477703.html. Про дома на колесах и автомобили будущего.